Автор: Андронова Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Узловский политехнический колледж"
Населённый пункт: Город Узловая, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы методиста колледжа с начинающими профессиональную деятельность преподавателями
Раздел: среднее профессиональное
Из опыта работы методиста колледжа
с начинающими профессиональную деятельность преподавателями
Важную роль в формировании и развитии профессиональной компетентности
начинающего профессиональную деятельность преподавателя играет наставник -
человек, который помогает ему стать профессионалом. Работа методиста по
данному направлению в форме наставничества имеет
особенности, ведь
наставничество
-
универсальная
технология
формирования
и
развития
профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического
работника в процессе совместной деятельности наставника и наставляемого.
Для
меня
на
первоначальном
этапе
работы
с
начинающим
профессиональную деятельность преподавателем принципиально важно знать его
мотивацию
в
профессиональной
деятельности,
наличие
или
отсутствие
педагогического образования, наличие низкой или высокой восприимчивости к
повышению
своего
профессионального
уровня,
личностные
качества:
компетентность,
стрессоустойчивость,
коммуникабельность,
толерантность,
ответственность,
пунктуальность,
лидерство,
уверенность
в
себе,
работоспособность, инициативность.
От этого зависит планирование и выбор форм работы, прогнозирование
результатов совместной деятельности.
При
первичном
знакомстве
преподавателю
объясняю
мои
права
и
обязанности в качестве наставника, его права и обязанности в качестве
наставляемого. Поясняю, что я заинтересована в успешном развитии его
профессиональных
компетенций
и
личностных
качеств,
необходимых
в
профессиональной деятельности. Акцентирую внимание на то, что это совместная
работа, партнерство в достижении поставленных целей.
С самого начала формой общения с преподавателем предпочитаю диалог.
Не допускаю диктата, уважаю его мнение, хвалю за достигнутые положительные
результаты. Никогда не принуждаю копировать опыт работы педагогических
работников колледжа для расширения профессионально - значимых компетенций
преподавателя, но предлагаю для изучения их эффективный педагогический опыт
через организацию посещения проводимых ими учебных занятий, мероприятий,
ознакомления с конкурсными работами, методической продукцией. Это дает
возможность наладить доверительные профессиональные отношения, развивает
уверенность преподавателя в своих умениях и способностях увидеть новые пути
решения профессиональных задач.
Схемы организации работы бывают разные по времени и по сути решаемых
профессиональных задач: «Расскажу, выслушай и задавай вопросы, получи на них
ответы, предложи свое мнение по решению задачи», «Приведу пример, посмотри,
сделаем вместе, сделай сам», «Изучим элементы эффективного педагогического
опыта преподавателей колледжа, попробуй ввести в педагогическую деятельность
понравившиеся элементы, проанализируй результаты». Но обязательно включаю
этапы: самоанализ преподавателя и совместный анализ полученных результатов.
Хорошие результаты дают такие приемы как комбинирование различных
форм наставничества (включая ситуационное и реверсивное наставничество),
приоритет практических занятий, рациональное распределение рабочего времени.
Очень важно обращать внимание на решение любого профессионального
затруднения
преподавателя
на
всем
протяжении
периода
наставничества,
который, как правило, длится один учебный год. Выявлять факторы, которые
стимулируют или препятствуют развитию профессиональных и личностных
качеств наставляемого.
Чаще
всего
преподаватели
имеют
следующие
профессиональные
затруднения, которые необходимо учитывать при составлении плана работы:
- формулирование целей учебного занятия;
- выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации
целей учебного занятия;
- формулирование мотивации деятельности студентов;
- методика подготовки и проведения различных типов и видов учебных
занятий;
- применение активных форм обучения;
- использование современных образовательных технологий;
- формулирование и методические приемы решения ситуационных задач;
- подготовка заданий различной степени трудности;
- активизация студентов на учебном занятии;
- организация контроля знаний, умений, общих и профессиональных
компетенций студентов;
- составление рабочих программ;
- разработка инструкций к выполнению лабораторно - практических работ;
- составление оценочных средств.
В
то
же
время
преподаватели
отмечают,
что
знают
психолого-
педагогические особенности студентов разных возрастных категорий.
Приоритетными формами развития профессиональной компетентности считают:
- индивидуальная работа с наставником;
- посещение учебных занятий и мероприятий педагогических работников
колледжа;
- работа в составе цикловой комиссии;
- cамообразовательная деятельность;
- практико - ориентированные семинары, мастер-классы, научно - практические
конференции;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка (для лиц, не
имеющих педагогического образования).
Считаю, что необходимо системно делать анализ результатов развития
профессиональной компетентности преподавателя. Из всех опробованных мною
форм данного анализа, я остановилась на работе по форме «Карта результатов
развития профессиональной компетентности преподавателя».
В моем арсенале наставника есть материалы входного и промежуточного
диагностического сопровождения развития профессиональной компетентности
преподавателя (опросники, анкеты), дидактические материалы (компьютерные
презентации, формы анализа и самоанализа учебных занятий, методические
разработки, рекомендации).
Работа методиста в качестве наставника не является легким направлением
деятельности и требует морально - психологических затрат, но полученные
положительные результаты «поднятия на крыло» наставляемых приносят
профессиональное удовлетворение.
Приложение 1
План работы
наставника________________________________
ФИО
с преподавателем___________________________________
ФИО
на _______ учебный год
Цель:
оказание
поддержки
и
практической
помощи
преподавателю
в
профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации в колледже,
повышении теоретического уровня и формировании педагогического опыта;
создание разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения
профессионального статуса.
Содержание
Формы работы
Сроки
Отметка о
выполнении
1. Адаптационный этап
Ознакомление
с
нормативно-
правовым
обеспечением
образовательного
процесса
Индивидуальное
консультирование,
ознакомление
с
требования
к
организации
учебно-воспитательного
процесса, требованиями к ведению
документации
Входной, далее -
не реже 1 раза в
месяц (даты по
согласованию)
2. Анализ профессиональных затруднений
Изучение
профессиональных
затруднений
Собеседование, анкетирование по теме
«Реальные проблемы и трудности в
педагогической
действительности»,
посещение
учебных
занятий
наставляемого
с
последующей
организацией
самоанализа
и
совместного
анализа
результатов,
заполнение
формы
«Карта
результатов
развития
профессиональной
компетентности
преподавателя»
Не реже 1 раза в
месяц
в
теч.
учебного
года,
ситуационно - по
результатам
посещения
учебных занятий
3. Оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений, развитии
профессиональной компетентности
Методические
особенности
разработки
учебно-
программной
документации
на
основе ФГОС СПО,
ФГОС СОО
Собеседование,
представление
локальных
актов
и
методических
рекомендаций колледжа по теме.
Ознакомление с учебно-программной
документацией
преподавателей
колледжа
по
данной
профессии/специальности
Сентябрь (по
согласованию),
далее - исходя из
педагогической
действительности
Современные
образовательные
технологии
Индивидуальное
консультирование,
представление
компьютерных
презентаций по теме,
собеседование
по применению цифровых технологий,
организация
посещения
учебных
занятий
преподавателей
колледжа,
посещение
учебных
занятий
наставляемого
Не реже 2 раз в
месяц
Использование
технологий обучения,
учитывающих
возрастные,
ограниченные
и
выдающиеся
способности
студентов
Индивидуальное
консультирование,
организация
посещения
учебных
занятий
преподавателей
колледжа,
посещение
учебного
занятия
наставляемого
Не реже 1 раза в
месяц
Типы, виды учебных
занятий.
Отличие
традиционных уроков
от уроков по ФГОС.
Этапы
учебных
занятий
и
их
содержание
Индивидуальное
консультирование,
представление
дидактического
материала.
Ознакомление
с
конкурсными
работами преподавателей колледжа,
посещение
учебного
занятия
наставляемого
Сентябрь (по
согласованию),
далее - исходя из
результатов
посещения
учебных занятий
Целеполагание
на
учебном занятии
Индивидуальное
консультирование,
представление
дидактического
материала
по
теме,
оказание
практической
помощи
в
формулировании
целей
учебного
занятия,
методических приемов их
достижения,
анализ
результатов
реализации
Не реже 1 раза в
месяц и по
результатам
посещения
каждого учебного
занятия
наставником
Структура планов и
планов-конспектов
учебного занятия
Индивидуальное
консультирование,
оказание
практической
помощи
в
разработке плана, плана - конспекта
учебного занятия
Первоначально-
август/сентябрь,
далее – не реже 1
раза в месяц
Формы
и
методы
контроля
и
оценки
результатов обучения
студентов
Индивидуальное консультирование
Не реже 2 раз в
месяц
Организация учебной
деятельности
студентов
Индивидуальное
консультирование,
организация
посещения
учебных
занятий
педагогических
работников
По согласованию
колледжа
Активные
формы
обучения
Индивидуальное
консультирование.
Представление
дидактического
материала.
Ознакомление
с
конкурсными
работами
преподавателей колледжа
Не реже 1 раза в
месяц
Исследовательские
методы обучения
Индивидуальное
консультирование.
Представление
дидактического
материала.
Ознакомление
с
конкурсными
работами
преподавателей колледжа
Не реже 1 раза в
месяц
Профессиональная
педагогическая
рефлексия
Индивидуальное
консультирование,
представление
дидактического
материала по теме.
Составление
преподавателем
самоанализа
учебного
занятия
на
основе
применения
современных
образовательных технологий, включая
цифровые технологии
Не реже 1 раза в
месяц
и
по
результатам
посещения
каждого учебного
занятия
наставником
4. Формирование педагогического опыта
Создание
и
оформление
методической
разработки учебного
занятия
Индивидуальное
консультирование,
оказание
практической
помощи
в
создании
методической
разработки
учебного занятия
По
согласованию
Разработка
инструкций
к
выполнению
лабораторно
-
практических работ и
вопросы
методики
руководства
лабораторно-
практическими
работами
Индивидуальное
консультирование,
оказание
практической
помощи
в
создании
инструкций,
организация
посещения
учебных
занятий
преподавателей
колледжа
с
целью
изучения
вопросов
методики
руководства
лабораторно
-
практическими работами
Первоначально
- сентябрь, далее
исходя
из
педагогической
действительност
и
Разработка
рабочих
программ
учебных
дисциплин,
междисциплинарных
курсов,
профессиональных
модулей
Индивидуальное
консультирование,
оказание практической помощи
В теч. учебного
года, исходя из
результатов
формирования
или
развития
педагогического
опыта
наставляемого
Разработка
оценочных средств
Индивидуальное
консультирование,
оказание практической помощи
В теч. учебного
года, исходя из
результатов
формирования
или
развития
педагогического
опыта
наставляемого
Участие в конкурсах,
семинарах,
научно-
практических
конференциях
колледжа
Индивидуальное
консультирование,
оказание практической помощи
В соответствии с
планом
методической
работы
колледжа
.
Создание портфолио
профессиональной
деятельности
педагогического
работника
Индивидуальное
консультирование,
оказание практической помощи
В теч. учебного
года
5. Анализ полученных результатов за период наставничества
Анализ
полученных
результатов развития
профессиональной
компетентности
преподавателя.
Рекомендации
для
преподавателя
по
дальнейшему
развитию
профессиональных и
личностных качеств
Совместный с наставляемым анализ
результатов. Составление наставником
рекомендаций
В конце периода
наставничества
Примечание.
Конкретные
сроки
указываются
в
соответствии
с
педагогической
действительностью.
Наставник ____________ _______________ ________________
ФИО Подпись Расшифровка подписи
Ознакомлен: ______________ ____________________________________
ФИО Подпись Расшифровка подписи
Приложение 2
Карта результатов развития профессиональной компетентности преподавателя
_____________________________________
ФИО
за __________________ учебный год
Дата
Показатели
Краткая характеристика
достигнутых показателей
Профессиональные
затруднения, пути
их устранения
Примечани
е
По содержанию
плана
Наставник _______________ ________________
Подпись Расшифровка подписи
Преподаватель _______________ ________________
Подпись Расшифровка подписи