Напоминание

обучение грамоте 1 класс


Автор: Волкова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Лесосибирск Красноярский край
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: обучение грамоте 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Волкова Людмила Анатольевна

Класс: 1

УМК «Школа России»: В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская. Азбука: 1 кл.: Учебник: В 2 ч. / Москва

«Просвещение» 2018. – Ч. 1: 25 с.

Предмет: обучение грамоте

Тип урока: урок решения учебной задачи

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок

Тема

Гласный звук [о], буквы О, о.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [o], буквами О, о, развития

речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнает особенности произнесения звука [о], его характеристику; буквы О, о как знаки звука

[о]; составит небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетным картинкам, по

материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Личностные

результаты

Воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет

способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – использует сюжетные картинки, материал собственных

наблюдений для решения учебной задачи; логические – соотносит рисунок и схему,

осуществляет классификацию предметов, слого -звуковой анализ слов, характеризует звук

[о].

Коммуникативные: оказывает взаимопомощь в учебном труде, договаривается с

одноклассником, приходит к общему мнению.

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Звук [о]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы О, о

Образовательные

ресурсы

Учебник «Азбука В. Г. Горецкого». Картинки с изображением окуней, лука, капусты,

картошки, морковки, репы; кусочки проволоки.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I.

Организация

начала урока.

Проверка

готовности

класса

и

оборудования;

эмоциональный

настрой на

урок

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя

Приветствие учащихся.

Раз, два, три

Слушай и смотри!

Три, два, раз

Мы начнём сейчас!

– Проверим готовность

к уроку

Приветствуют

учителя.

Организуют свое

рабочее место,

проверяют наличие

индивидуальных

учебных

принадлежностей

на столе

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость на

слова учителя

Фронтальный.

Наблюдение

учителя

II. Речевая

разминка

Фронтальная.

Словесный.

Звуковая

игра, беседа

– Как гудит сильный

ветер?

– Как шумят деревья?

Произносят звуки.

Отвечают на

вопросы.

Воспроизводят по

памяти звуки,

наблюдаемые в

природе. Различают

гласные и

Фронтальный.

Устные

ответы

– Как фыркает ежик?

– Как рычит собака?

– Что мы сейчас

произносили?

– Звуки

согласные звуки

III.

Актуализация

опорных

знаний

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какие бывают звуки?

– Как вы их различаете?

– Какой гласный звук и

какую букву вы уже

знаете?

– Гласные и

согласные.

Объясняют.

– [а], А

Привлекают ранее

полученные знания

Фронтальный.

Устные

ответы

IV.

Постановка

учебной

задачи

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя

– Сегодня мы

познакомимся с новым

звуком [о] и буквой О,

обозначающей его на

письме

Слушают учителя

Принимают

учебную задачу

Фронтальный.

Наблюдение

учителя

1

2

3

4

5

6

V. Усвоение новых

знаний и способов

деятельности

1. Слого-звуковой

анализ

слова окуни (учебни

к с. 25)

Фронтальная.

Словесный,

наглядный,

практический.

Беседа,

работа с

картинкой и

схемой,

объяснение

учителя

Учитель показывает

картинку

с изображением окуней.

– Кто это?

– Как вы узнали, что это

окуни?

– Слово окуни делится на

слоги, определим

ударный слог. В первом

слоге только один

Рассматривают

картинку.

– Окуни.

– На туловище

поперечные

полосы.

Рассматривают

схему слова,

выполняют

задания

По внешним

признакам

определяют

объект.

Производят

слого-звуковой

анализ слова с

изучаемым

звуком.

Выделяют звук

[о] в процессе

Фронтальный.

Устные

ответы.

Осуществление

слого-

звукового

анализа слова

гласный звук; второй

слог – слияние; третий –

тоже слияние. Стрелочка

указывает на первый

квадрат схемы слова.

Звук, обозначенный

квадратом, и будет

изучаться на этом уроке.

Хором произнесем

первый слог.

– Вслушаемся, как

произносится этот

звук: о-о-о. Какой он,

гласный или согласный?

– Почему?

– Звук произносится с

голосом. Какова

особенность звука [o]?

– Определите ударный

слог в слове окуни.

– Измените слово так,

чтобы

на конце был согласный

звук.

– Звук [о] на письме

обозначается буквой О.

Давайте найдем ее

на «ленте букв». На что

похожа буква О?

учителя,

отвечают на

вопросы.

– Гласный.

– При

произношении

звука

выдыхаемый

воздух в

полости рта не

встречает

преград.

– При его

произношении

губы слегка

вытягиваются

вперед и

округляются.

– Окунь.

Высказывают

свои

слого-

звукового

анализа с

опорой на

предметный

рисунок и

схему-модель

слова.

Наблюдают за

особенностями

произношении

звука [о].

Характеризуют

выделенный

звук.

Доказывают,

что звук [о]

гласный.

Находят

букву О на

«ленте букв».

Высказывают

свои

ассоциации (на

что похожа

буква О).

Узнают,

сравнивают и

различают

заглавную и

строчную,

печатные и

О – как обруч, захочу-

По дороге покачу.

Обруч на арене

вспыхнет.

Тигр в огонь отважно

прыгнет.

предположения

письменные

буквы О,

о, моделируют

букву о из

проволоки

1

2

3

4

5

6

– Из кусочков проволоки

сделайте букву О

Из проволоки

делают букву О

2.

Отгадывание

загадок про

овощи

Фронтальная.

Словесный,

наглядный.

Отгадывание

загадок,

беседа

1Скинули с Егорушки

Золотые прышки.

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

2. Меня единственную в

мире

Не просто варят,

А в мундире.

3. Воду пьёт – себя

торопит,

И растёт, и листья копит.

Набирает вес кубышка

В середине кочерыжка.

Отгадывают

загадки,

отгаданные овощи

показывают на

картинках.

1. Лук

2. Картошка

3. Капуста

4. Морковь

Осуществляют

классификацию

предметов по

определенному

признаку. При

отгадывании

загадок

используют

материал

собственных

наблюдений.

Распознают

овощи на

картинках

Фронтальный.

Устные ответы

4. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая.

На вкус – как сахар,

сладкая.

5.Хвост, как у жар – птицы,

А сама в землице.

И сказала Таня:

- Что же это, что же?

Тянем – потянем,

А вытащить не можем!

– Как одним словом

назвать эти растения?

5. Репа

– Овощи

.

1

2

3

4

5

6

3. Слого-звуковой

анализ

слова овощи (учебни

к, с. 25)

Фронтальная,

индивидуальна

я. Словесный,

практический.

Беседа, работа

со схемой

Проводится слого-

звуковой анализ

слова овощи аналогичн

о работе со

словом окуни

Работают по

схеме

в учебнике

Производят

слого-звуковой

анализ слова с

изучаемым

звуком

Фронтальный,

индивидуальны

й. Устные

ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Словесный,

практический

– В какое время года

собирают овощи в

огороде и на полях?

– Осенью.

Под музыку

дети

Умеют слушать

музыку и

выполнять

движения в такт.

Коллективный.

Правильное

выполнение

– Осенью с деревьев

опадают листья.

– Покажите, как

падают листья.

– Как красиво вы

кружитесь, –

сказал кленовый

листок.

Его подхватил ветерок,

и он закружился

вместе с другими

листьями. Но вот ветер

стих, и кленовый лист

стал плавно опускаться

и попал к кроту на

огород

кружатся,

бегают,

плавно

поднимая и

опуская руки

Активно

участвует в

физкультминутк

е

движений

4. Игра «Кто больше

найдет слов со

звуком

[o] (учебник,

с. 24)?

Парная.

Словесный,

наглядный,

практический.

– Что вы видите на

картинке?

– Найдите на картинке

слова

со звуком [o].

– Какое время года

изображено? Почему

так думаете?

Рассматриваю

т картинку.

– Подсолнух,

огород, дом,

окно, крот,

бочка,

картофель,

лопата.

Находят слова

со звуком [o] на

картинке.

Работают в паре,

называют слова

по очереди, не

перебивая друг

друга,

оценивают

результаты

совместной

работы

Парный,

индивидуальны

й

1

2

3

4

5

6

5. Развитие

связной речи

учащихся.

Составление

рассказа по

картинке «В

огороде у крота»

Беседа,

составление

рассказа,

предложения

– Чем занимается

крот?

– Что находится

в подвале у

крота?

– Составьте

рассказ по

картинке.

– Составьте

предложение по

схеме

Отвечают на

вопросы учителя и

товарища,

составляют

рассказ. По схеме

составляют

предложение,

например: Крот

выкапывает

лопатой морковь

Устанавливают

причинно-

следственные связи.

Составляют рассказ

по сюжетной

картинке,

используют схему

для составления

предложения

Устные ответы,

рассказ по

картинке

6. Работа с

пословицами

(учебник, с. 24)

Фронтальная,

индивидуальная

. Словесный.

Беседа, рассказ

– Как вы

понимаете смысл

пословицы «Кто

скоро помог, тот

дважды помог»?

– Вспомните

ситуации из

своей жизни,

когда вы оказали

помощь людям,

нуждающимся в

ней.

– Как вы

понимаете слово

«взаимопомощь»

?

Слушают

пословицу,

отвечают на

вопросы, приводят

примеры

жизненных

ситуаций

Объясняют смысл

пословиц и

поговорок,

высказывают свое

мнение. Рассуждают

о взаимопомощи.

Приводят примеры

ситуаций, когда

людям требуется

помощь. Строят

высказывания о

своей готовности

помогать людям.

Объясняют значение

слова

«взаимопомощь»

Фронтальный,

индивидуальный

. Устные ответы,

рассказ

– Почему так

говорят: «При

солнце тепло,

при матери

добро?», «Нет

больше позора,

чем не

выполнить

уговора?»

7. Нахождение

буквы О в словах

(учебник, с. 24,

25)

Парная,

индивидуальная

. Словесный,

практический.

Беседа, чтение

– Найдите

буквы О в

пословицах,

посчитайте их.

– Прочитайте

стихотворение

Ф. Бобылева

«Окунек».

Найдите слова с

буквой О

Работают в паре.

Находят буквы О,

считают их.

Читают

стихотворения,

проверяют друг

друга

Находят буквы О и

слова с буквой О в

текстах на

страницах

«Азбуки».

Осуществляют

взаимопроверку

Парный,

индивидуальный

. Устные ответы

8. Дидактическое

упражнение.

«Найди рисунок к

схеме» (учебник,

с. 25)

Фронтальная,

индивидуальная

. Словесный.

Дидактическое

упражнение

– Рассмотрите

рисунки и

схему.

– К какому

рисунку

подходит данная

схема?

Рассматривают

рисунки.

– Окунь

Анализируют схему,

определяют

соответствие между

схемой и словами,

обозначающими

предметы

Фронтальный,

индивидуальный

. Устные ответы

1

2

3

4

5

6

9. Слого-звуковой

анализ слова сом

Фронтальная.

Словесный.

– Произнесите

слово сом. Что

– Звук [с] –

твердый.

Различают звук [о]

и

Фронтальный.

Устные ответы

Беседа

вы можете

сказать о звуке

[с]?

– Что можно

сказать о

букве О?

Буква О обозначае

т твердость

предшествующего

звука

букву О. Определяю

т особенность

буквы О

Физкультминутк

а

Коллективный.

Практический

Учитель катит

обруч.

О – как обруч,

захочу –

По дороге

покачу.

– Назовите слово

на букву О

Называют слово,

которое

начинается с

буквы О и

пробегают в обруч

Осуществляют

профилактику

утомления.

Приводят примеры

слов с буквой О в

начале слова

Коллективный.

Правильное

выполнение

задания

VI. Рефлексивно-

оценочный

Фронтальная,

индивидуальная

. Словесный.

Беседа

– Какому звуку,

какой букве был

посвящен урок?

Найдите букву

на «ленте букв».

Почему буква О

расположена на

красном фоне,

рядом с

буквой А?

– Чему учились

на уроке?

– Что особенно

понравилось?

– Гласному звуку

[o], буквам О, о.

Находят букву на

«ленте букв».

– На красном фоне

располагаются

гласные

буквы. Обе буквы

(А и О)

показывают

твердость

предшествующих

согласных.

Определяют место

изученной буквы на

«ленте букв».

Отвечают на

итоговые вопросы

урока.

Оценивают свою

работу на уроке.

Устанавливают

причинно-

следственные связи

Фронтальный.

Устные ответы

Почему?

– Что вызвало

затруднение?

Почему?

– Какие знания,

умения, навыки

помогли на

уроке?

– Спасибо за

урок

Отвечают на

вопросы учителя



В раздел образования