Автор: Шабалина Ирина Владиславовна Должность: преподаватель физики Учебное заведение: ГБ ПОУ "Петродворцовый колледж" Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Творческий отчет (выступление на педагогическом совете) Тема: Методическое обеспечение уроков физики Раздел: среднее профессиональное
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета, вносит существенный вклад в систему знаний
об окружающем мире. Курс физики – системообразующий для естественно-
научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе
содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Изучение физики является необходимым не только для овладения
основами одной из естественных наук, являющейся компонентой
современной культуры. Без знания физики в её историческом развитии
человек не поймёт историю формирования других составляющих
современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для
формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
учащихся в процессе изучения физики основное внимание уделяется не
передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания
окружающего мира, постановке проблем, требующих от ребят
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ценностные ориентиры содержания курса физики не зависят от уровня
изучения и определяются спецификой физики как науки. В качестве
ценностных ориентиров выступают объекты, которые изучаются в курсе
физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная
цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания,
научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у
учащихся в процессе изучения физики, проявляются в седующем:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой
природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса
познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая
созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры
содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
2
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования
различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного
использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на
воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
- способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою
точку зрения.
В данном отчете рассматриваются различные по структуре, содержанию,
целям и задачам уроки проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся
по физике. Но все они построены таким образом, чтобы каждый учащийся
готовился к такому уроку проверки, был заинтересован в ней, мог наиболее
полно проявить свои знания и умения.
Для обучения физике учащихся в соответствии со стандартами нового
поколения необходимо реализовать деятельностный подход к процессу
обучения. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса
обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый
учителем, и лабораторные работы и опыты , выполняемые учащимися.
Поэтому кабинет физики оснащен демонстрационным и лабораторным
оборудованием в соответствии с перечнем учебного оборудования.
3
Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения
всех изучаемых явлений, включенных в программу, качественное и
количественное исследование процессов и изучаемых законов.
Экспериментальный метод является ведущим среди методов научного
познания мира и широко представлен в современном учебном процессе.
Физический эксперимент занимает доминирующее место в
преподавательской деятельности.
4
Лабораторное оборудование в форме тематических комплектов
позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым
доступом учащихся к учебному оборудованию в любой момент времени.
5
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования
способствует
формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися
оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного
исследования.
Способствуют проведению экспериментальной работы на любом этапе урока,
уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.
6
Выполняются лабораторныеработы
по теме «Электродинамика»
Подготовка
к выполнению лабораторной работе по теме: « Оптика».
Работает 22 группа.
7
Лабораторно-практические работы по разделу «Механика»
выполняет группа 21.
В процессе выполнения лабораторных работ ребята развивают умение
ставить и проводить опыты, анализировать результаты измерений,
устанавливать или проверять зависимости одних физических величин от
других. Учатся грамотно обращаться с приборами, понимать, для каких целей
они служат, оценивать их пределы измерения.
Привожу пример оформления лабораторной работы учащейся группы 21
Орловой Илоны.
8
В конце работы предлагаются контрольные вопросы, которые дают
возможность более глубоко понять то явление, которое изучали
экспериментально.
Практикум по решению задач.
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой
научных знаний при обучении физике. Задачи выступают действенным
средством формирования основополагающих физических знаний и учебных
умений. В процессе решения учащиеся овладевают методами исследования
различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и
взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями науки и
техники.
Практикум по решению задач в группе 224 .
9
Решение задач у доски метод старый, но верный.
Систематическое решение задач способствует развитию мышления
учащихся, их подготовке к участию в рационализаторстве и творческих
поисках, воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность
и является хорошим средством контроля знаний, умений и навыков.
Идет контрольная работа в группе 23.
10
Активно работает группа 222.
Научить ребят решать физические задачи – одна из сложнейших проблем.
Поэтому очень важно, какую методику обучения использует учитель: ту,
которая вооружает учащихся обобщенным методам решения, или ту, где
каждая частная задача решается своим методом.
В последнее годы многие учащиеся после 9-ти классов школы говорят о том,
что они не умеют решать задачи, а это является одной из основных помех в
их учебной деятельности.
Они не умеют осмыслить заданную ситуацию, анализировать условие
задачи, находить основные закономерности, необходимые для ее решения.
Группа 225: «Все трудности решения обсуждаем вместе».
11
«Чтобы написать хорошо контрольную работу нужно много потрудиться».
Группа 224: «Важно вовремя задать вопрос».
Важное место в практике обучения физике занимает решение
экспериментальных задач.
В группе 22 идет урок по теме «Волновые свойства света».
Сначала наблюдаем!
12
Важно и то, что решение экспериментальных задач придает положительную
эмоциональную окраску, вызывает повышенный интерес учащихся к физике
и объектам техники.
Интерференция в тонких пленках – явление интересное!
13
После наблюдений, определяем роль эксперимента в задаче, анализируем
содержание, а дальше можно делать расчеты.
На этом же уроке знакомимся с другими свойствами света дисперсией и
дифракцией.
Дифракция.
Антонцева Настя наблюдает дисперсию света с помощью спектроскопа.
А её домашняя исследовательская работа по наблюдению интерференции в
тонких пленках понравилась всем и заслуживает отличной оценки.
14
Привожу фрагменты этой работы.
Интерференция света – это явление наложения двух или нескольких
когерентных световых волн.
Интерференция белого света приводит к образованию радужной картины.
15
Как видно, кроме использования на уроках, экспериментальные задачи с
успехом могут быть предложены на дом. Конечно, требовать решения
подобных задач от всех учащихся не нужно. Они используются для
индивидуальной работы, которая по желанию учащихся выполняется во
внеурочное время.
При решении экспериментальных задач выполняются одновременно
умственные, практические и организационные действия учащихся.
Систематическое использование таких задач, их удачный подбор и умелое
включение в урок помогают развивать физическое мышление ребят,
совершенствовать экспериментальные умения, формировать
самодеятельность.
Важной формой организации занятий являются уроки - семинары .
Уроки – семинары.
Повторительно - обобщающие уроки можно проводить как уроки-семинары.
При зачетной системе имеется возможность организовать систему учебных
занятий, посвященных закреплению и систематизации теоретического
материала. На таких занятиях- семинарах рассматриваются группы близких
по физической сущности или по методам изучения вопросов.
План проведения семинара и конкретные вопросы (контрольные
вопросы) для повторения должны сообщаться учащимся заранее.
Форму проведения семинара во многом определяет подготовленность
группы.
В одних случаях учащиеся выступают на семинаре без предварительной
подготовки, в других сначала самостоятельно работают с учебником, а затем
16
отвечают на поставленные вопросы. Возможен и такой вариант, когда
подготовка к семинару проводится дифференцированно, определенным
группам учащихся предлагаются разные по сложности задания.
Индивидуализация заданий на семинаре может осуществляться с учетом
производственного опыта учащихся.
В зависимости от целевой направленности семинарских занятий
различают следующие их типы:
1. Теоретический семинар по закреплению знаний группы
взаимосвязанных понятий. На таком занятии анализируют общие
и отличительные черты отдельных физических понятий, выясняют
их наиболее существенные признаки.
2. Итоговый теоретический семинар по обобщению знаний
данной темы или раздела курса. Такие семинары, как правило,
предшествуют зачету.
3. Вводно - повторительный семинар, проводимый с целью
восстановления опорных знаний, умений и навыков. На таких
занятиях повторяют материал, необходимый для изучения
соответствующей темы курса.
4. Семинар углубления знаний, связанных с
производственной деятельностью учащихся
. Такие занятия
наиболее эффективны в группах. Например, на этих семинарах автомеханики
могут рассказать о тепловых двигателях, механических свойствах тел,
деформациях, повара – об агрегатных состояниях вещества, кипении,
влажности и т.д.
Проводятся информационно-развивающие и проблемно-поисковые
уроки .
17
Обязательны консультации и занятия с неуспевающими ребятами.
Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных
ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Привожу для примера некоторые скриншоты страниц сайтов и другие
электронные ресурсы, которыми можно пользоваться на уроках, при
подготовке домашнего задания, использовать для внеаудиторной
самостоятельной работы.
18
Повторительно-обобщающий урок по теме :
«Основы МКТ»
Задачи урока:
1.систематизировать и обобщить знания учащихся в соответствии с циклом
теоретического познания;
19
2. выявить причинно-следственные связи между величинами, входящими в
уравнения;
3. организовать, скорректировать. Проверить и оценить работы по решению
задач и выполнению заданий по отдельным звеньям цикла.
План урока.
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационная часть.
3
Вступительное слово
преподавателя. Объявление
регламента. Выдача заданий.
2. Самоподготовка по
вопросам и задачам.
10
Использование ЭОР:
интерактивные задачи и
интерактивные задания.
3.Отработка изученного
материала – теоретические
вопросы.
10
Фронтальный опрос.
4. Отработка изученного
материала – решение
качественных задач и задач с
производственным
содержанием.
17
Индивидуальные задания по
карточкам или интерактивные
задачи.
Проверочный тест.
5.Подведение итогов.
3
Сообщение учителя.
6. Домашнее задание.
2
Запись, разъяснения.
1.
Организационная часть. Преподаватель сообщает, что любую
физическую теорию можно представить в виде обобщенной схемы:
Основные опытные факты → модель (основные идеализированные
объекты, понятия, принципы, законы) →следствия (частные уравнения) →
эксперимент (фундаментальные опыты по проверке основных
положений, прикладные вопросы).
Объявляются задачи урока.
2.
Самоподготовка.
Единая коллекция образовательных цифровых ресурсов → school-
collection.edu → каталог →10 класс → физика → «Интерактивные
задания»
20
3.Отработка изученного материала – теоретические вопросы.
Вопросы
Правильный ответ
Что такое МКТ? Каковы её цели?
МКТ – молекулярно-кинетическая теория –
это наука, целью которой является
объяснение свойств макроскопических тел и
тепловых процессов, протекающих в них,
на основе представлений о том, что все тела
состоят из частиц.
Как бы вы сформулировали основные
положения МКТ?
1 –вещество состоит из частиц
2 –частицы беспорядочно движутся
3 – частицы взаимодействуют между собой
Какими опытами можно доказать эти
положения?
Например, явлением диффузии,
Броуновское движение,
Что такое Броуновское движение, в каком
году наблюдалось?
Броуновское движение – это тепловое
движение взвешенных в жидкости или газе
частиц. Впервые наблюдалось в 1827 году.
Из каких частиц состоит вещество?
Из атомов и молекул.
Что такое молекула? Атом?
Молекула – это наименьшая частица
химического вещества, отражающая его
свойства.
Атом – это наименьшая частица
химического элемента, не делящаяся при
химических реакциях.
Можно ли молекулу увидеть в оптический
микроскоп?
Нет, потому что самое большое увеличение
оптического микроскопа 5000 раз, а
размеры молекул гораздо меньше.
Как можно подтвердить наличие
промежутков между молекулами?
Газ сжимается или занимает весь
предоставленный ему объём;
21
Явлением диффузии.
В каком агрегатном состоянии находится
вещество, если промежутки между
молекулами максимальны? Минимальны?
Минимальны – в твердом; максимальны – в
газообразном.
Как экспериментально доказать что между
молекулами действуют силы притяжения
или отталкивания
Можно проделать простейшие опыты и дать
им объяснения.
Между однородными молекулами: сломать прутик,
порвать нитку, разломить кусочек мела. Мы
прилагаем усилия, значит, преодолеваем силы
притяжения между молекулами. Обратно мы не
сможем сложить сломанное, значит, на значительном
расстоянии действуют силы отталкивания и
т.д.
Что влияет на движение молекул, например
воды?
Температура
Что такое температура? Чем измеряется? В
чем измеряется?
Температура – физический параметр,
характеризующий степень нагретости тела,
состояние теплового равновесия системы
тел: одинакова во всех частях. Измеряется в
градусах, термометром.
Какие шкалы измерения температуры вы
знаете?
Цельсия, Кельвина, Фаренгейта, Реомюра.
Какая шкала называется абсолютной?
Шкала Кельвина.
Что такое абсолютный ноль?
Абсолютный ноль – это температура, при
которой давление идеального газа
обращается в ноль, при фиксированном
объёме или объём идеального газа
стремится к нулю при неизменном
давлении.
Что такое идеальный газ?
Идеальный газ – это газ взаимодействия
между молекулами которого пренебрежимо
малы.
Что такое изопроцессы?
Процессы, протекающие при неизменном
значении одного из параметров (p, v, t)
называются изопроцессами.
Какие изопроцессы вы знаете?
Изотермический, изохорный, изобарный.
4.
Отработка изученного материала – решение качественных задач и задач
с производственным содержанием.
Карточки могут содержать следующие задачи:
Условие задачи
Ответ
1. Почему трудно отвинтить гайку, много
времени находившуюся в туго завинченном
состоянии, хотя болт и гайка сделаны из
нержавеющей стали?
При длительном тесном соприкосновении двух
металлов происходит процесс диффузии, что
приводит к возникновению сил молекулярного
притяжения между контактирующими металлами.
2. Для уменьшения силы трения между
соприкасающимися поверхностями их
шлифуют и полируют
.
Однако, после
тщательной полировки сила трения
начинает снова увеличиваться. Объясните
Увеличиваются силы межмолекулярного
сцепления.
22
причину этого явления.
3. Известно, что почва «дышит»: ночью
происходит «вдох», а днем «выдох».
Объясните, почему и как это происходит?
При P= const; Ночью с понижением
температуры воздух в почве уменьшается в
объёме, частично уступая место
атмосферному воздуху и т.д.
4. Изменится ли давление воздуха,
находящегося в цилиндре пневматического
патрона токарного станка, если силы
притяжения между молекулами внезапно
исчезнут?
Давление увеличится.
5. Почему любое тело, опущенное в
горячую воду, не нагревается выше
определенной температуры, как бы долго ни
держать его в воде?
Устанавливается тепловое равновесие.
6.
Происходит ли тепловое движение:
1 – в кусочке льда 2 – пылинке 3 – воде в
стакане 4 – молекуле водорода 5 - моле
водорода 6 – электроне 7 – атомном ядре?
Происходит в 1 2 3 и 5.
7.
Почему в гараже камеры колес
автомобиля нагнетают воздухом
зимой до большего давления, чем
летом?
После выезда из гаража в зависимости от
температуры наружного воздуха давление в
камерах изменяется. Поэтому в гараже
заранее компенсируют ожидаемое
уменьшение давления, (объём не меняется).
8.
Почему в холодильнике не
рекомендуется рядом с молочными
продуктами содержать сельдь или
нарезанный лук?
Диффузия в газах
9.
Как объяснить процесс склеивания с
точки зрения МКТ?
Диффузия: жидкость – твердое тело.
10. Объясните, почему при пайке
газовым пламенем получаются
неразъемные соединения металлов, и
их прочность зависит от
температуры расплавленного
присадочного материала,
называемого припоем?
Чем выше температура припоя, тем в более
жидком состоянии он находится (более
быстрое движение молекул), тем быстрее
произойдет диффузия в верхний слой
металла.
Интерактивные задачи.
1 пример.
2 пример.
23
3 пример.
4 пример.
24
Один из вариантов проверочного теста.
5.
Подведение итогов. Объявляются оценки. Даются разъяснения, ответы
на вопросы учащихся.
6.
Домашнее задание. Запись, разъяснения по домашней и
самостоятельной работе.
План
урока с использованием ЭОР.
Тема урока: «Закон сохранения импульса.
25
Упругие и неупругие соударения».
План урока.
1.
Постановка цели и задач моделирования. (5мин)
2.
Теоретическое обоснование работы. (10 мин)
3.
Моделирование. Описание окна модели и ее основных элементов.
Выполнение моделирование и запись результатов (13 мин).
4.
Обработка и оформление результатов работы. Анализ полученных
результатов (10 мин).
5.
Выводы из работы. (5 мин)
6.
Домашнее задание (2мин).
Цель работы:
Изучение нового материала с использованием ЭОР –
модели «Упругие и неупругие соударения».
Наблюдение за явлениями и особенностями их протекания в
определенных условиях.
Ход урока.
1.
Объяснение нового материала. Теория (материал смотреть
приложение).
2.
Учитель : В данном эксперименте вы должны будете изучить законы
сохранения импульса на примере упругих и неупругих соударений
тележек.
3.
Ученикам : выход в интернет; Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов — school-collection. edu – 10 класс –
26
физика – предмет коллекции – физика - интерактивные модели по
физике – физика – механика – открыть модель 18 «Упругие и неупругие
соударения».
4.
Учитель (описание окна модели): В верхней части окна расположено
рабочее поле модели с изображениями двух тележек, движущихся без
трения. Массы тележек и их скорости можно изменять с помощью
регуляторов, расположенных ниже рабочего поля модели, слева. Также
ниже рабочего поля в правой части окна изображено табло измерения
величин скоростей, импульсов и кинетических энергий обоих тележек.
В самом низу окна помещены кнопки «Старт» и «Сброс» ( кнопка
«Старт» при нажатии заменяется кнопкой « Стоп» и служит для
кратковременной остановки происходящего процесса), а также кнопки
упругого и неупругого соударения. При нажатии кнопки «Сброс»
модель возвращается в первоначальное состояние.
5.
Щелкните мышкой, выбрав процесс «Упругое».
6.
Начальные скорости и массы тележек можноизменять ( обратите
внимание на пределы).
7.
Запишите показания приборов в начале процесса.
8.
Ответить на вопросы:
- Как будут меняться импульсы и кинетические энергии тележек, при
изменении масс и начальных скоростей?
- При одинаковых массах, скоростях?
9. Запишите свои предсказания.
10. Проверьте себя, проследив за движением тележек после столкновения.
11. Сравните и запишите полученные результаты.
12. Если расхождение расчетных и экспериментальных данных превысит
5%, проверьте свою работу.
27
13. Нажмите кнопку «Очистить».
14. Проведите аналогичные наблюдения и расчеты, щелкнув «неупругие».
15. Сделайте выводы. Запишите в тетрадь.
Домашнее задание. §42, упр. 8 (1,2)
Примечание: Модель 18 «Упругие и неупругие соударения» можно
использовать на повторительно-обобщающем уроке.
Учебно-методический комплекс.
Для обучения физике учащихся и успешного проведения уроков в
соответствии с новыми стандартами образования, в кабинете физики
имеется все необходимое: учебно-методическая, справочно-
информационная и научно-популярная литература (учебники, сборники
задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента,
инструкции по эксплуатации учебного оборудования).
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
28
Комплект тематических таблиц по всем разделам курса физики
Портреты выдающихся ученых
На стене размещается таблица со шкалой электромагнитных волн
29
Таблица приставок и единиц СИ.
Для проведения уроков на высоком уровне, с использованием различных
приёмов и методов, современных образовательных технологий я постоянно
повышаю своё профессиональное мастерство, посещая курсы и семинары.
30