Автор: Гиш Мерем Черимовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Населённый пункт: а. Тахтамукай
Наименование материала: статья
Тема: Методы преодоления сценического волнения учащихся школ искусств при подготовке к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование
Методы преодоления сценического волнения учащихся школ искусств при подготовке к
публичному выступлению
С первых лет обучения в музыкальной школе дети должны привыкать делиться с
окружающими своим искусством. Публичное выступление – это настоящий музыкальный
праздник, которого ждут и к которому старательно готовятся. Участие в творческих
мероприятиях и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемое
произведение будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и
внимательно. Проявление эстрадного волнения здесь неизбежно. Для неопытного
исполнителя это чревато тем, что застает его неподготовленным к вмешательству новых
факторов,
новых
непривычных
эмоций,
«затуманивающих
сознание»,
мешающих
сосредоточиться. Ярко освещенный зал, большое количество зрителей, акустика,
определенное «концертное» поведение (выход на сцену, поклон), — это все нетипичная
обстановка для исполнителя. Поэтому, для смягчения негативного влияния такой
обстановки, за какое-то время до концерта, полезно создавать имитацию обстановки,
подобную концерту на эстраде.
Наша педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которую
приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед
выступлением. Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется
в средних и старших классах вместе с ростом чувства ответственности и взыскательности
к себе. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь
забыть текст, не справиться с трудными местами.
Изучая природу сценического волнения, мною было исследовано немало трудов
известных музыкантов, касающихся подготовки к публичным выступлениям. Но говорят
они об этом со своих звездных высот. Мы же, педагоги, работаем с самыми обычными
детьми.
Поэтому
есть
смысл
затронуть
проблемы,
связанные
с
публичными
выступлениями учащихся детских школ искусств.
Вызывают интерес именно психологические аспекты формирования музыкально-
исполнительских способностей и подготовки учащихся. Личный опыт, многократные
успешные и неуспешные публичные выступления учащихся побудили меня провести
анализ, касающийся ошибок и перспектив дальнейшей работы. Во-первых, нельзя не
обратить внимание на психологическую сторону подготовки учащихся к их выступлению
на сцене. Ведь на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не
возникает успех. Опыт показывает, что успех зависит не только от систематических
занятий, но и от сценического состояния исполнителя, а также следующих факторов:
1) физическая форма (соблюдение режима дня, режима занятий, состояние
здоровья и т.д.);
2) психологический настрой;
3) закрепленность музыкального материала.
Соответственно многие факторы оказывают влияние на исполнительство, не говоря
уже о музыкальных способностях ученика:
1) физическая и нервная конституция;
2) общекультурный уровень;
3) интеллектуальный уровень.
С учащимися нашего класса мы всегда используем традиционные методы и ищем
новые пути достижения того, чтобы наше выступление доставило исполнителю
удовлетворение. Становится ясным, что для воспитания сценической выдержки и воли
нужны новые методы преодоления факторов страха перед сценой. Поэтому, наблюдая за
работой детей, очень часто сталкиваешься с тем, как негативно отражается на их
психологическом настрое понимание выхода на публичную сцену. И чем старше ребенок
(4 – 8 класс), тем острее у него наблюдаются: ощущение тревоги и беспокойство,
суетливое поведение, страх и боязнь потерять текст, остановиться во время исполнения и
т.д.
Стоит отметить, что музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или
художнику, выбирать для работы самые удачные минуты, он вынужден играть в заранее
назначенный день, час, независимо от настроения. Это требует гибкости, способности
сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Ведь одной из самых
распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном
провале. Поэтому именно здесь педагогу вместо того, чтобы задерживать неприятные
воспоминания ученика на неудачи, благоразумно обратить его мысли к случаям, когда его
выступление были особенно успешными и яркими. Так как приятные эмоции, в какой-то
момент, могут также положительно влиять на вытеснение психологического страха. Таким
образом, в моем фортепианном классе, где более 13 учащихся (с 1 по 8 классы), я ввела в
практику
систематическое
участие
детей
в
следующих
видах
творчества,
подразумевающих обязательное публичное выступление:
вечера, встречи, концерты (выездные, внутришкольные);
классные и тематические часы (посвящение в первоклассники, викторины, игры,
беседы и экскурсии с посещением музыкальных концертов по абонементу);
родительские собрания с выступлением детей и их родителей;
конкурсы (разных уровней: международные, всероссийские, республиканские и
т.д.).
И вот уже на протяжении 43 лет, начиная с первого года обучения фортепиано, в
подобные мероприятия вовлекаются все дети, обучающиеся в моем классе. Участие в
публичных
выступлениях
стало
для
нас
важной
составляющей
в
воспитании
профессиональных навыков.
Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась
случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня,
что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение
исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. Согласимся, что
универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен
выбрать для себя свой собственный, проверенный временем способ подготовки к
выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо
учитывать индивидуальные особенности психики исполнителя (учащегося). Успех
достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и
двигательная – действуют согласованно. А главное – любой музыкант должен помнить о
том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить на осмысление
той музыки, которая будет исходить из-под его рук.
Методика нашего обучения в фортепианном классе не догматична, каждый ученик
должен найти свой путь и способ решения определённых проблем исполнительства. Есть
только одна неоспоримая и неизменная величина – спокойствие учителя (но не
равнодушие) и доброжелательное отношение к ученику, с целью внушить ему уверенность
в его собственных силах.
Литература:
1.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.
2.
Кущ В.С. Гармония контрастов. – М., 2008.
3.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре – М.:
Классика – XXI, 2010.