Напоминание

Методы преодоления сценического волнения учащихся школ искусств при подготовке к публичному выступлению


Автор: Гиш Мерем Черимовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Населённый пункт: а. Тахтамукай
Наименование материала: статья
Тема: Методы преодоления сценического волнения учащихся школ искусств при подготовке к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы преодоления сценического волнения учащихся школ искусств при подготовке к

публичному выступлению

С первых лет обучения в музыкальной школе дети должны привыкать делиться с

окружающими своим искусством. Публичное выступление – это настоящий музыкальный

праздник, которого ждут и к которому старательно готовятся. Участие в творческих

мероприятиях и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемое

произведение будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и

внимательно. Проявление эстрадного волнения здесь неизбежно. Для неопытного

исполнителя это чревато тем, что застает его неподготовленным к вмешательству новых

факторов,

новых

непривычных

эмоций,

«затуманивающих

сознание»,

мешающих

сосредоточиться. Ярко освещенный зал, большое количество зрителей, акустика,

определенное «концертное» поведение (выход на сцену, поклон), — это все нетипичная

обстановка для исполнителя. Поэтому, для смягчения негативного влияния такой

обстановки, за какое-то время до концерта, полезно создавать имитацию обстановки,

подобную концерту на эстраде.

Наша педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которую

приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед

выступлением. Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется

в средних и старших классах вместе с ростом чувства ответственности и взыскательности

к себе. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь

забыть текст, не справиться с трудными местами.

Изучая природу сценического волнения, мною было исследовано немало трудов

известных музыкантов, касающихся подготовки к публичным выступлениям. Но говорят

они об этом со своих звездных высот. Мы же, педагоги, работаем с самыми обычными

детьми.

Поэтому

есть

смысл

затронуть

проблемы,

связанные

с

публичными

выступлениями учащихся детских школ искусств.

Вызывают интерес именно психологические аспекты формирования музыкально-

исполнительских способностей и подготовки учащихся. Личный опыт, многократные

успешные и неуспешные публичные выступления учащихся побудили меня провести

анализ, касающийся ошибок и перспектив дальнейшей работы. Во-первых, нельзя не

обратить внимание на психологическую сторону подготовки учащихся к их выступлению

на сцене. Ведь на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не

возникает успех. Опыт показывает, что успех зависит не только от систематических

занятий, но и от сценического состояния исполнителя, а также следующих факторов:

1) физическая форма (соблюдение режима дня, режима занятий, состояние

здоровья и т.д.);

2) психологический настрой;

3) закрепленность музыкального материала.

Соответственно многие факторы оказывают влияние на исполнительство, не говоря

уже о музыкальных способностях ученика:

1) физическая и нервная конституция;

2) общекультурный уровень;

3) интеллектуальный уровень.

С учащимися нашего класса мы всегда используем традиционные методы и ищем

новые пути достижения того, чтобы наше выступление доставило исполнителю

удовлетворение. Становится ясным, что для воспитания сценической выдержки и воли

нужны новые методы преодоления факторов страха перед сценой. Поэтому, наблюдая за

работой детей, очень часто сталкиваешься с тем, как негативно отражается на их

психологическом настрое понимание выхода на публичную сцену. И чем старше ребенок

(4 – 8 класс), тем острее у него наблюдаются: ощущение тревоги и беспокойство,

суетливое поведение, страх и боязнь потерять текст, остановиться во время исполнения и

т.д.

Стоит отметить, что музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или

художнику, выбирать для работы самые удачные минуты, он вынужден играть в заранее

назначенный день, час, независимо от настроения. Это требует гибкости, способности

сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Ведь одной из самых

распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном

провале. Поэтому именно здесь педагогу вместо того, чтобы задерживать неприятные

воспоминания ученика на неудачи, благоразумно обратить его мысли к случаям, когда его

выступление были особенно успешными и яркими. Так как приятные эмоции, в какой-то

момент, могут также положительно влиять на вытеснение психологического страха. Таким

образом, в моем фортепианном классе, где более 13 учащихся (с 1 по 8 классы), я ввела в

практику

систематическое

участие

детей

в

следующих

видах

творчества,

подразумевающих обязательное публичное выступление:

вечера, встречи, концерты (выездные, внутришкольные);

классные и тематические часы (посвящение в первоклассники, викторины, игры,

беседы и экскурсии с посещением музыкальных концертов по абонементу);

родительские собрания с выступлением детей и их родителей;

конкурсы (разных уровней: международные, всероссийские, республиканские и

т.д.).

И вот уже на протяжении 43 лет, начиная с первого года обучения фортепиано, в

подобные мероприятия вовлекаются все дети, обучающиеся в моем классе. Участие в

публичных

выступлениях

стало

для

нас

важной

составляющей

в

воспитании

профессиональных навыков.

Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась

случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня,

что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение

исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. Согласимся, что

универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен

выбрать для себя свой собственный, проверенный временем способ подготовки к

выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо

учитывать индивидуальные особенности психики исполнителя (учащегося). Успех

достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и

двигательная – действуют согласованно. А главное – любой музыкант должен помнить о

том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить на осмысление

той музыки, которая будет исходить из-под его рук.

Методика нашего обучения в фортепианном классе не догматична, каждый ученик

должен найти свой путь и способ решения определённых проблем исполнительства. Есть

только одна неоспоримая и неизменная величина – спокойствие учителя (но не

равнодушие) и доброжелательное отношение к ученику, с целью внушить ему уверенность

в его собственных силах.

Литература:

1.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.

2.

Кущ В.С. Гармония контрастов. – М., 2008.

3.

Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре – М.:

Классика – XXI, 2010.



В раздел образования