Напоминание

Методические рекомендации по организации коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, с целью возврата детей в кровную семью


Автор: Ольга Евгеньевна Амозова
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Населённый пункт: г. Шуя Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по организации коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, с целью возврата детей в кровную семью
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации по

организации коррекционно-

реабилитационной работы с

родителями, ограниченными в

родительских правах, лишенными

родительских прав, с целью возврата

детей в кровную семью

Выполнил: социальный педагог

ОГКОУ Шуйский детский дом-школа

Амозова Ольга Евгеньевна

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную

семью - это целостный процесс поэтапной деятельности администрации и

педагогов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (далее – организации для детей-сирот, учреждения), направленный

на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной

мотивации ребенка и родителей, ограниченных в родительских правах либо

лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских

отношений. Большая доля работы ложится на службу профилактики

социального сиротства организации для детей-сирот. Для принятия решения

в

пользу

воссоединения

семьи

необходимо

проанализировать

все

существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в

семью, где решены текущие проблемы. Для этого должна быть проведена

предварительная работа специалистов организации для детей-сирот как с

родителями, так и с ребенком.

Причинами,

вызывающими

дисфункцию

семейных

отношений,

являются:

1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за

отсутствия работы, низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата,

избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи,

многодетная семья, неполная семья и т.д.

2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских

отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.

3. Социальные: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.

4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.

Изначально,

приступая

к

работе

с

родителями,

специалистам

учреждения

необходимо

оценить

возможности

родителей

выполнять

родительские обязанности, возможность возвращения ребенка в семью.

Родители должны стать активными участниками изменения своей

жизненной ситуации. Для детей в учреждении должна быть организована

психолого-педагогическая

подготовка

возвращения

к

родителям,

способствующая его успешной адаптации в кровной семье.

В

основе

организации

коррекционно-реабилитационной

работы

с

биологическими родителями, с целью возврата детей в кровные семьи, лежит

взаимодействие специалистов, организованное как внутри организации для

детей-сирот, так и вне ее. С целью оказания семье психолого-педагогической,

социальной, медицинской помощи в работу должны включаться специалисты

всех ведомств, отвечающих за профилактику социального сиротства.

Основные принципы работы с кровной семьей:

1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного

процесса с учетом особенностей кровной семьи.

2. Принцип законности – соблюдение требований действующего

законодательства.

3. Принцип комплексности – реализация системного подхода работы с

кровной семьей.

4.

Принцип

взаимодействия

работа

с

кровной

семьей

всех

компетентных структур.

Начиная

коррекционно-реабилитационную

работу

с

родителями,

ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав,

необходимо

разработать

модель

межведомственного

взаимодействия

специалистов, Программу по коррекционно-реабилитационной работе с

родителями,

ограниченными

в

родительских

правах,

лишенными

родительских прав, с целью возврата детей в кровные семьи, выбрать

команду специалистов, тесное сотрудничество и согласованность которых

станет условием для эффективной работы по восстановлению детско-

родительских отношений. Модель работы включает межведомственное

взаимодействие и командный подход. Для эффективности взаимодействия

назначается координатор, который должен знать все обо всех, направлять,

согласовывать работу группы.

Деятельность

по

восстановлению

биологических

родителей

в

родительских правах необходимо начинается с разработки и утверждения

индивидуального плана работы с семьей, желающей восстановиться в

родительских правах, который включает следующие блоки:

- социально-психологическая работа с кровной семьей;

-

психолого-педагогическая

работа

с

ребенком

по

преодолению

последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату

в кровную семью;

- сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком.

Этапы работы с семьей, желающей восстановиться в родительских

правах:

- этап диагностики (диагностические цели: изучение личного дела

воспитанника,

ознакомление с условиями жизни, изучение возможных

факторов

риска

(медицинских,

социальных,

бытовых),

исследование

сложившихся проблемных ситуаций);

- этап заинтересованности (посещение на дому, работа над мотивацией).

Большую

роль

здесь

играю

встречи-диалоги

с

родителями.

При

планировании

содержания

встреч-диалогов

с

кровной

семьёй

лучше

задействовать

все

возможные

способы

воздействия

на

родителей:

непосредственный разговор, использование видеоматериалов, практическую

работу по поиску способов выхода из сложившейся ситуации, разработку и

предоставление по результатам каждой встречи её участникам буклетов,

брошюр по рассматриваемой проблеме. Основная цель – расположить к себе

родителей, вызвать их на откровение, разбудить желание поделиться своими

сомнениями, мыслями, убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся

в их семье, им хотят помочь. В ходе проведения каждой встречи-диалога

важно,

чтобы

родитель

мог

оценить

ситуацию

в

своей

семье,

проанализировать ошибки, сделать собственные выводы.

- этап исследования (оценка возможности выполнять родительские

обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в

семье, определение характера помощи родителям, поиск ресурсов семьи,

препятствий для изменений и решений, определение «теории» родителей о

поведении своего ребенка, определение ситуации в семье до появления

проблем; проектирование семьи после решения проблем);

- этап изменения поведения (в сфере жизнеобеспечения, организации

быта, семейного здоровья, внутренних и внешних коммуникаций семьи,

воспитания детей). На этом этапе ведется устранение причин, приведших к

отобранию детей, и их возвращению на воспитание в кровную семью. Со

стороны родителей наиболее распространенными являются обязательства

следующего характера: обращение к врачу-наркологу для определения

формы лечения от алкогольной зависимости и последующее выполнение

всех рекомендаций специалиста, создание по месту проживания детей

необходимых условий (проведение ремонтных работ, генеральной уборки,

погашение имеющихся задолженностей); трудоустройство и соблюдение

трудовой дисциплины; регулярное посещение детей в организации для детей-

сирот; сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения в

решении имеющихся проблем, ведется работа по вовлечению родителей в

участие

в

различных

воспитательных

мероприятиях,

проводимых

в

организации для детей-сирот, городе, районе. Во время проведения данных

мероприятий дети знакомят своих родителей и других родственников со

своими успехами и достижениями. На этом этапе ведется подготовка ребенка

к возвращению в кровную семью, работа по осознанию причин нахождения в

учреждении и формирование положительного отношения к родителям,

формирование позитивного образа семьи. В завершении данного этапа –

выход родителей в суд с иском об отмене ограничения родительских прав,

либо восстановлении в родительских правах.

- этап обобщения (анализ реализации индивидуального плана, ресурсов

семьи;

определение

дальнейшего

типа

психолого-педагогического

сопровождения семьи, психолого-педагогическое сопровождение ребенка по

возвращении в кровную семью. Длительность периода сопровождения не

менее чем на 1 год, в процессе которого осуществляется мониторинговое

сопровождение - рекомендательный характер сопровождения для семьи без

требования специального контроля. В этом случае достаточно назначения

только специалиста-куратора, осуществляющего поддержку кровной семьи,

выезд на дом. Совместно с родителями осуществляется анализ исполнения

мероприятий плана, его корректировка.).

Результативность процесса возвращения ребенка из организации для

детей-сирот в кровную семью зависит от следующих педагогических

условий:

- создание в организации для детей-сирот и вне ее поддерживающей

среды для возвращения ребенка в кровную семью;

- наличие профессиональной готовности педагогов организаций для

детей-сирот к инновационной деятельности;

- реализация в организации для детей-сирот программы восстановления

отношений с кровными родителями и родственниками;

- выявление и учет особенностей личностного статуса родителей,

лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности

к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении

ребенка в семью.

Работа

с

биологическими

родителями

по

восстановлению

в

родительских правах подразумевает формирование у них мотивации на

построение иной системы взаимоотношений.

В своей работе можно использовать различные средства и методы:

1) наблюдение, диагностика, тренинги, консультации;

2) цикл лекций;

3) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают

преодолеть

барьер

предвзятости

и

исключительности,

выработать

позитивное

рациональное

отношение

к

разрешению

существующей

проблемы;

4) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

5) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

8) комплексные выходы в семью.

Таким образом, для восстановления родителей в родительских правах и

возвращения ребёнка на воспитание в родную семью необходим комплекс

мероприятий, способствующий восстановлению воспитательного потенциала

кровной семьи, мотивации биологических родителей на изменение образа

жизни и осознание ценности детско-родительских отношений, устранению

возникших проблем семьи.

Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших глаз, многие ее

стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по

косвенным

признакам.

Истинная

причина

семейной

дисгармонии

и

осознание ее членами семьи могут не совпадать. Поэтому работа с семьей

требует

длительного

времени

и

включает

в

себя

внимательное

диагностирование,

наблюдение.

Нельзя

навязывать

семьям

свое

представление о счастье и человеческом предназначении. Система ценностей

и представлений специалиста учреждения может не совпадать с системой

ценностей и представлений членов семьи. В своей жизнедеятельности семья

автономна,

она

имеет

право

выбирать

способы

взаимоотношений.

Вмешательство в семейные взаимоотношения желательно только по просьбе

членов семьи, по их обращению. Исключением может считаться ситуация,

когда существует прямая и недвусмысленная угроза физическому и

психическому здоровью и жизни кого-то из ее членов. Работа с семьей

требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, так как в ходе её

затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести

серьезный ущерб членам семьи, а неловкое обращение с ними специалиста

непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с кровной семьей.



В раздел образования