Автор: Ольга Евгеньевна Амозова
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Населённый пункт: г. Шуя Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по организации коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, с целью возврата детей в кровную семью
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации по
организации коррекционно-
реабилитационной работы с
родителями, ограниченными в
родительских правах, лишенными
родительских прав, с целью возврата
детей в кровную семью
Выполнил: социальный педагог
ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Амозова Ольга Евгеньевна
Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную
семью - это целостный процесс поэтапной деятельности администрации и
педагогов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (далее – организации для детей-сирот, учреждения), направленный
на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной
мотивации ребенка и родителей, ограниченных в родительских правах либо
лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских
отношений. Большая доля работы ложится на службу профилактики
социального сиротства организации для детей-сирот. Для принятия решения
в
пользу
воссоединения
семьи
необходимо
проанализировать
все
существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в
семью, где решены текущие проблемы. Для этого должна быть проведена
предварительная работа специалистов организации для детей-сирот как с
родителями, так и с ребенком.
Причинами,
вызывающими
дисфункцию
семейных
отношений,
являются:
1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за
отсутствия работы, низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата,
избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи,
многодетная семья, неполная семья и т.д.
2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских
отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.
3. Социальные: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.
4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.
Изначально,
приступая
к
работе
с
родителями,
специалистам
учреждения
необходимо
оценить
возможности
родителей
выполнять
родительские обязанности, возможность возвращения ребенка в семью.
Родители должны стать активными участниками изменения своей
жизненной ситуации. Для детей в учреждении должна быть организована
психолого-педагогическая
подготовка
возвращения
к
родителям,
способствующая его успешной адаптации в кровной семье.
В
основе
организации
коррекционно-реабилитационной
работы
с
биологическими родителями, с целью возврата детей в кровные семьи, лежит
взаимодействие специалистов, организованное как внутри организации для
детей-сирот, так и вне ее. С целью оказания семье психолого-педагогической,
социальной, медицинской помощи в работу должны включаться специалисты
всех ведомств, отвечающих за профилактику социального сиротства.
Основные принципы работы с кровной семьей:
1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного
процесса с учетом особенностей кровной семьи.
2. Принцип законности – соблюдение требований действующего
законодательства.
3. Принцип комплексности – реализация системного подхода работы с
кровной семьей.
4.
Принцип
взаимодействия
–
работа
с
кровной
семьей
всех
компетентных структур.
Начиная
коррекционно-реабилитационную
работу
с
родителями,
ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав,
необходимо
разработать
модель
межведомственного
взаимодействия
специалистов, Программу по коррекционно-реабилитационной работе с
родителями,
ограниченными
в
родительских
правах,
лишенными
родительских прав, с целью возврата детей в кровные семьи, выбрать
команду специалистов, тесное сотрудничество и согласованность которых
станет условием для эффективной работы по восстановлению детско-
родительских отношений. Модель работы включает межведомственное
взаимодействие и командный подход. Для эффективности взаимодействия
назначается координатор, который должен знать все обо всех, направлять,
согласовывать работу группы.
Деятельность
по
восстановлению
биологических
родителей
в
родительских правах необходимо начинается с разработки и утверждения
индивидуального плана работы с семьей, желающей восстановиться в
родительских правах, который включает следующие блоки:
- социально-психологическая работа с кровной семьей;
-
психолого-педагогическая
работа
с
ребенком
по
преодолению
последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату
в кровную семью;
- сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком.
Этапы работы с семьей, желающей восстановиться в родительских
правах:
- этап диагностики (диагностические цели: изучение личного дела
воспитанника,
ознакомление с условиями жизни, изучение возможных
факторов
риска
(медицинских,
социальных,
бытовых),
исследование
сложившихся проблемных ситуаций);
- этап заинтересованности (посещение на дому, работа над мотивацией).
Большую
роль
здесь
играю
встречи-диалоги
с
родителями.
При
планировании
содержания
встреч-диалогов
с
кровной
семьёй
лучше
задействовать
все
возможные
способы
воздействия
на
родителей:
непосредственный разговор, использование видеоматериалов, практическую
работу по поиску способов выхода из сложившейся ситуации, разработку и
предоставление по результатам каждой встречи её участникам буклетов,
брошюр по рассматриваемой проблеме. Основная цель – расположить к себе
родителей, вызвать их на откровение, разбудить желание поделиться своими
сомнениями, мыслями, убедить их в том, что даже, несмотря на случившееся
в их семье, им хотят помочь. В ходе проведения каждой встречи-диалога
важно,
чтобы
родитель
мог
оценить
ситуацию
в
своей
семье,
проанализировать ошибки, сделать собственные выводы.
- этап исследования (оценка возможности выполнять родительские
обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в
семье, определение характера помощи родителям, поиск ресурсов семьи,
препятствий для изменений и решений, определение «теории» родителей о
поведении своего ребенка, определение ситуации в семье до появления
проблем; проектирование семьи после решения проблем);
- этап изменения поведения (в сфере жизнеобеспечения, организации
быта, семейного здоровья, внутренних и внешних коммуникаций семьи,
воспитания детей). На этом этапе ведется устранение причин, приведших к
отобранию детей, и их возвращению на воспитание в кровную семью. Со
стороны родителей наиболее распространенными являются обязательства
следующего характера: обращение к врачу-наркологу для определения
формы лечения от алкогольной зависимости и последующее выполнение
всех рекомендаций специалиста, создание по месту проживания детей
необходимых условий (проведение ремонтных работ, генеральной уборки,
погашение имеющихся задолженностей); трудоустройство и соблюдение
трудовой дисциплины; регулярное посещение детей в организации для детей-
сирот; сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения в
решении имеющихся проблем, ведется работа по вовлечению родителей в
участие
в
различных
воспитательных
мероприятиях,
проводимых
в
организации для детей-сирот, городе, районе. Во время проведения данных
мероприятий дети знакомят своих родителей и других родственников со
своими успехами и достижениями. На этом этапе ведется подготовка ребенка
к возвращению в кровную семью, работа по осознанию причин нахождения в
учреждении и формирование положительного отношения к родителям,
формирование позитивного образа семьи. В завершении данного этапа –
выход родителей в суд с иском об отмене ограничения родительских прав,
либо восстановлении в родительских правах.
- этап обобщения (анализ реализации индивидуального плана, ресурсов
семьи;
определение
дальнейшего
типа
психолого-педагогического
сопровождения семьи, психолого-педагогическое сопровождение ребенка по
возвращении в кровную семью. Длительность периода сопровождения не
менее чем на 1 год, в процессе которого осуществляется мониторинговое
сопровождение - рекомендательный характер сопровождения для семьи без
требования специального контроля. В этом случае достаточно назначения
только специалиста-куратора, осуществляющего поддержку кровной семьи,
выезд на дом. Совместно с родителями осуществляется анализ исполнения
мероприятий плана, его корректировка.).
Результативность процесса возвращения ребенка из организации для
детей-сирот в кровную семью зависит от следующих педагогических
условий:
- создание в организации для детей-сирот и вне ее поддерживающей
среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- наличие профессиональной готовности педагогов организаций для
детей-сирот к инновационной деятельности;
- реализация в организации для детей-сирот программы восстановления
отношений с кровными родителями и родственниками;
- выявление и учет особенностей личностного статуса родителей,
лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности
к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении
ребенка в семью.
Работа
с
биологическими
родителями
по
восстановлению
в
родительских правах подразумевает формирование у них мотивации на
построение иной системы взаимоотношений.
В своей работе можно использовать различные средства и методы:
1) наблюдение, диагностика, тренинги, консультации;
2) цикл лекций;
3) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают
преодолеть
барьер
предвзятости
и
исключительности,
выработать
позитивное
рациональное
отношение
к
разрешению
существующей
проблемы;
4) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;
5) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;
8) комплексные выходы в семью.
Таким образом, для восстановления родителей в родительских правах и
возвращения ребёнка на воспитание в родную семью необходим комплекс
мероприятий, способствующий восстановлению воспитательного потенциала
кровной семьи, мотивации биологических родителей на изменение образа
жизни и осознание ценности детско-родительских отношений, устранению
возникших проблем семьи.
Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших глаз, многие ее
стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по
косвенным
признакам.
Истинная
причина
семейной
дисгармонии
и
осознание ее членами семьи могут не совпадать. Поэтому работа с семьей
требует
длительного
времени
и
включает
в
себя
внимательное
диагностирование,
наблюдение.
Нельзя
навязывать
семьям
свое
представление о счастье и человеческом предназначении. Система ценностей
и представлений специалиста учреждения может не совпадать с системой
ценностей и представлений членов семьи. В своей жизнедеятельности семья
автономна,
она
имеет
право
выбирать
способы
взаимоотношений.
Вмешательство в семейные взаимоотношения желательно только по просьбе
членов семьи, по их обращению. Исключением может считаться ситуация,
когда существует прямая и недвусмысленная угроза физическому и
психическому здоровью и жизни кого-то из ее членов. Работа с семьей
требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, так как в ходе её
затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести
серьезный ущерб членам семьи, а неловкое обращение с ними специалиста
непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с кровной семьей.