Автор: Купчинская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по ФЭМП
Тема: "Отношение рядом стоящих чисел в пределах 10. Измерение длины"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ФЭМП «Отношение рядом стоящих чисел в пределах 10.
Измерение длины» для детей старшей группы
Воспитатель: Купчинская Елена Васильевна
Задачи: Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять
умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и
сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Магнитная доска, по 10 треугольников и квадратов;
карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и
карточки с 1 и 3 кругами).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12
штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой
карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1
до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или
одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями
фигур (одна на двоих детей).
Методические указания
I часть. Дидактическая игра «Отсчитай-ка».
Воспитатель предлагает детям выполнить задания:
– отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9.
Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?
– отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10.
(Вопросы те же.)
Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество
треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше:
девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число
девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»
Дети
уравнивают
числа
выбранным
способом
и
объясняют
свои
действия.
Одновременно несколько детей выполняют это задание на магнитной доске.
II часть. Дидактическая игра «Найди соседей».
Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы
должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а
младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель
демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.)
А теперь заполните свои карточки».
Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3–4 раза со сменой карточек.
III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-
либо геометрической фигуры.
Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав
недостающие из коробки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из
скольких частей они состоят.
Затем воспитатель уточняет: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что
больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна
четвертая) часть или целое?»
IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно».
Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который
должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на
нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т. д.