Автор: Гарькуша Инга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ НШООВЗ №1, г Нижневартовска, Тюменской области
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности рисунка детей с ОВЗ и приемы оказания помощи в его развитии и совершенствовании".
Раздел: дошкольное образование
«Особенности рисунка детей с ОВЗ и приемы оказания помощи в его
развитии и совершенствовании».
Гарькуша Инга Николаевна, воспитатель,
казённое общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского
автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья №1», г.Нижневартовск.
Аннотация:
в данной статье дается материал об особенностях
изобразительной деятельности у дошкольников с ОВЗ.
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования,
воспитатель
должен
заниматься
развитием
ребенка,
основываясь
на
комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса;
решать образовательные
задачи не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов,
свободной деятельности в соответствии со спецификой дошкольного
образования; строить образовательные
процессы на адекватных возрасту
формах работы с детьми.
Особенно это важно в работе с детьми с особенностями развития и
ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: изобразительная деятельность,
рисование, лепка,
аппликация,
рисование необычными материалами,
замысел, творчество,
развитие мелкой моторики.
Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в
жизнь человека с самого раннего детства.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал
сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая
изображение,
ребенок
приобретает
различные
знания;
уточняются
и
углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он
начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные
особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями,
учится осознанно их использовать.
Этот
вид
деятельности
создаёт
основу
для
полноценного
содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют
терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий,
снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое
настроение,
обеспечивают
положительное
эмоциональное
состояние.
Поэтому особенно важны занятия по изобразительной деятельности с детьми
с ограниченными возможностями здоровья. Здесь каждый ребенок может
наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со
стороны взрослого.
В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что
сделали – ребенок живет чувствами. Для него не столько важно как что-то
нарисовано – сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка
1
творчество – это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он
пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и
горестях.
В наш детский сад ходят дети с разным социальным опытом и, как
правило,
не
всегда
положительным.
Тревожные,
неуравновешенные,
эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные, учатся дети с
ограниченными возможностями здоровья и этим детям вдвойне сложнее, они
ощущают себя другими, «не такие как все», испытывают трудности,
преодолевают сложности. Но каждый из них уникален – это целый мир
нереализованных возможностей.
Наша задача с коллегами состоит не
столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько
в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить,
присущие таким детям, недостатки, формировать интерес учащихся к
изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.
На сегодняшний день мы стараемся шагать в ногу со временем,
осваиваем
новые
технологии
и
методы
обучения,
добиваемся
гарантированного результата. Появилась необходимость индивидуального
подхода в развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья на занятиях по изобразительной деятельности.
Изобразительная
деятельность
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья как вид художественной деятельности должна
носить эмоциональный и творческий характер.
Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное,
образное
восприятие
действительности,
формировать
эстетические
чувства и представления, развивать образное мышление и воображение,
учить детей
способам
создания
изображений,
средствам
их
выразительного
исполнения,
познакомить
с
различными
видами
нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки.
Овладение умением изображать
невозможно
без
целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения. Для того чтобы
нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо
с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию
расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое
значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений
о разнообразии
форм
пространственного
расположения
предметов
окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Выступая
как
специфическое
образное
средство
познания
действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания
ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. В
коррекционных целях мы используем выполнение работы небольшими
частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности,
повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя
включиться в деятельность, нормализуя темп работы. Специфика построения
2
такого
занятия
определяется
особенностями
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью.
В творческой деятельности ребенка выделяют три основных этапа.
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком
или предложена ему.
В основном дети часто меняют замысел и, как правило, называя, что
хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Лишь при условии, если
занятия проводятся систематически, замысел и воплощение у детей
начинают совпадать. Причина кроется в ситуативности мышления ребенка:
сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения
попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой -
называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом
деятельности,
далеко
не
всегда
соотносит
задуманное
со
своими
изобразительными возможностями.
Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности,
тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только
не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его
воображение, разумеется, если не регламентировать решение. Значительно
большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение
по собственному замыслу, когда задавать лишь направление выбора темы,
содержания изображения.
Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть
способами изображения, выразительными средствами, специфичными для
рисования, лепки, аппликации.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими -
это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного
детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет
полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Изобразительная
деятельность
тесно
связана
с
сенсорным
воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в
пространстве. С детьми с ограниченными способностями мы стараемся
определить и назвать все эти свойства, сравниваем предметы, находим
сходства и различия, то есть производим умственные действия.
Таким
образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию
и развитию наглядно-образного мышления у детей с ОВЗ.
Рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В
рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не
только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И мы
стараемся не забывать, что положительные эмоции составляют основу
психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку
3
рисование
является
источником
хорошего
настроения
ребенка,
мы
поддерживаем и развиваем интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость,
изумление, удивление. Для большего эффекта в работе берем различные
нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика и
др.
Рисование
необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые
положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не
зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения
достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет
неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой,
ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Нетрадиционные
техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и
комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с
ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно
решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился
выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник
изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность
на
протяжении
всего
времени,
отведенного
на
выполнение заданий.
Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной
организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они
способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого,
жизнерадостного настроения.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется
зрительная память ребенка, развитая память служит необходимым условием
успешного познания действительности, происходит запоминание, узнавание,
воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого
опыта.
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев», движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, и ускоряют
развитие речи ребенка.
И мы проводим систематическую работу по формированию общей и
мелкой моторики рук на занятиях с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
А такие занятия, как штриховка и процарапывание способствуют
развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному
восприятию,
пространственной
ориентировке,
а
также
формированию
внутренней речи, образного и логического мышления.
Многие дети аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На
занятиях мы используем различные техники рисования. Это и пальчиковая
живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для
4
рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования
огромное количество, и иногда ребенок сам подсказывает чем ему приятнее
рисовать.
Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую
моторику. Всем известно, что ребенок аутист мыслит образами, а в создании
рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих
потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит.
Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми.
Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры, связанные
с рисованием. Мы с коллегами не просто даем ребенку задание и смотрим, а
тоже участвуем в процессе. Начинаем рисовать с ним одну картинку. Иногда
ребенок не хочет этого делать, и я начинаю без него. Он обязательно
подключится, ведь ему интересно, что это я там делаю. А дальше уже можно
будет усложнять работу.
Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого я провожу
различные дидактические игры. В небольшой коробке, заполненной фасолью
и крупой, спрятаны камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки. Ребенок
должен их найти и достать. Или мы достаем предметы из таза с водой.
Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого
подходят игры с различными материалами (песок, ткани, шишки, камешки,
салфетки, наждачная бумага).
Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно
будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки мы
используем массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок
раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный
паралич (ДЦП) нами соблюдается принцип дифференцированного подхода к
обучению и воспитанию.
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами
и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью,
ножницами,
пластилином,
клеем
и
способами
их
употребления.
Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с
развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий
уровень развития последней.
Трудности
в
овладении
предметным
изображением
в
развитии
содержательной стороны рисования у детей с ДЦП тесно связаны с
недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой
деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу
изобразительной деятельности.
Большая
роль
принадлежит
графическим
упражнениям
—
специальным
тренировочным
заданиям,
применяемым
для
развития
манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют
формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект:
способствуют
нормализации
нарушенного
тонуса
мышц
рук,
служат
5
профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В
комплексе работы по обучению рисованию мы формируем у детей
формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.
Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно,
чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с
карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия
на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки
наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая
подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно
правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении,
вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок
выполняет тоже самостоятельно, а я направляю руку и пальцы. Начав
рисовать с вертикальных, горизонтальных,
косых линий упражнения
постепенно усложняются.
Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие
предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те
или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным
пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями.
При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.
Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей с
ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед
лепкой
объёмных
предметов,
используя
зрительно
-
двигательное
модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают
чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин,
отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и
сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек
пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно
взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы
ребенок почувствовал нужное движение и его силу. В качестве натуры
используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП
положительные
эмоции
к
самому
предмету.
Этому
способствует
обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В результате нескольких
лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с
использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям
с диагнозом ДЦП.
Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное
настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу
разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от
соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал?
Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-
нибудь.
На занятиях по изобразительной деятельности дети с ограниченными
возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только
6
карандашом, кистью, краской, но и ватными палочками, губкой, делают
оттиск на бумаге разными способами. Они штрихуют, закрашивают рисунок,
печатают листьями и штампами из картофеля, моркови, рисуют птичьим
пером.
Рисуем жесткой кистью, применяя прием тычкования, создаем
изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп -
гороха, фасоли, риса. Дети используют в работе комочки из бумажных
салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток.
В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика
(движения
кисти,
пальцев),
формируется
зрительно-двигательная
координация, рука готовится к обучению письму.
Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию
положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить
начатое дело до конца.
Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с
обрывной
аппликацией
(“Солнышко”,
“Листик”,
“Облака”),
создание
коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации
радостных,
непосредственных
эмоций,
имеющих
ярко
выраженные
индивидуальные проявления.
Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы -
листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные
ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную,
личностную и мотивационно – образующую сферу.
Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками
создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с
элементами трудовой деятельности.
Таким
образом,
специальные
упражнения
и
использование
нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон
коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП,
совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
В результате отмечается динамика в развитии детей: преобладает
положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными,
наблюдается
снижение
негативных
эмоционально-поведенческих
проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится
более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается
самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета,
формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции:
повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный
словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и
способности.
При оценке динамики продвижения ребенка не сравниваем его с
другими детьми, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития.
Ребенок с ОВЗ обязательно должен включаться в
коллективные, парные или групповые творческие формы работы: рисовать,
7
вырезать, клеить или даже просто держать что-либо. В процессе занятий, где
практикуются данные формы работы, воспитывается чувство коллективизма.
Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной
целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и своих
товарищей, тактично делать критические замечания друг другу. Все это,
безусловно, влияет на формирование личности детей с ОВЗ, воспитывает
общительность и доброжелательность ребенка.
Во время занятия необходимо хвалить, иногда помогать ребенку. В
конце занятия мы организовываем выставку работы детей у доски, здесь
очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать работы.
Дети учатся не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности
изобразительных приёмов каждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке.
Такие
методы
повышают
самооценку
ученика
с
ограниченными
возможностями здоровья, придают уверенность, мотивируют на успешное
выполнение следующего задания.
Будучи на прямую связанным с такими важнейшими психическими
функциями как – зрение, двигательной координацией, речью и мышлением,
рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и
связывает
их
между
собой.
Помогает
ребенку
упорядочить
бурно
усваиваемые
знания,
оформить
и
зафиксировать
модель
все
более
усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный
информационный и коммуникативный канал.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство
создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов,
мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может
сочувствовать, сопереживать.. Рисунки - это изображение действительности,
которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания,
взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его
работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
Положительные результаты, достигнутые в ходе творческой работы,
убеждают в том, что начатая деятельность востребована, необходима и
значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует
своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом,
поддержать
и
развить
индивидуальность
ребенка,
не
растерять,
не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких
детей.
8
Список рекомендуемой литературы
1.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и
художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб.
заведений/Светлана Евгеньевна Беляева. – М.: Издательский центр
«Академия», 2006.
2.
Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся
пед. училищ по спец № 2002 «Дошкольное воспитание» - 2-е изд., перераб.-
М.: Просвещение, 1984.
3.
Основы художественного ремесла в 2 ч. Уроки мастерства:
/Пособие для учителя/ В.А. Барадулина. 2-е изд.., дораб. –М.: Просвещение,
1987.
4.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития
детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов - М.-Рига: Эксперимент, 2000.
- С.23
5.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5
– 8 кл.: В 4 ч. Ч 1. Основы рисунка, Ч.2. Основы живописи, Ч.3.Основы
композиции, Ч.4. Краткий словарь. – Обнинск: Титул, 2001.
6.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб.
заведений. -2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7.
Шпикалова Т.Я. народное искусство на уроках декоративного
рисования: Пособие для учителей. _ 2-е изд., доп. и перераб. – М.:
Просвещение, 1979.
9