Напоминание

Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания.


Автор: Шенцева Светлана Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания.
Раздел: среднее образование





Назад




Мыслительные карты, как визуальный метод преподавания.

Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и

поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это

мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала,

имеющегося в мозге каждого.

Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению

объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения

информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означа-

ет её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем силь-

нее становятся память, мышление и интеллект.

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

Организовывать самостоятельную работу учащихся.

Организовывать проектную деятельность учащихся.

Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письмен-

ной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных

обозначений.

Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также

проявлять интуитивные способности.

Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в пере-

воде с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 го-

дах XX века (рисунок 1)

Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического

мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному

мышлению.

Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структуриро-

вания информации в визуальной форме.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, переда-

ча информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в

большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении,

для индивидуального планирования и т. д.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бью-

зеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка со-

единяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциа-

ции о каждом слове.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных

карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку

дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также вос-

производить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и кри-

тическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и

учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского язы-

ка?

Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов,

в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является глав-

ной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка яв-

ляется наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством

слов по разным темам.

Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже из-

вестные?

Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти

и мышления.

Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навы-

ков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция ле-

вого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает

перевод, понимание и запоминание значения слова.

В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного лег-

че запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого ис-

пользуются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила

умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и

критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позво-

ляет запоминать слова.

Мыслительные карты можно использовать для:

1) работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики,

контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изучен-

ному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслитель-

ных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно ис-

пользовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информа-

ции тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) представления результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслитель-

ной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д.

А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6) проведения “мозгового штурма”. С помощью карт можно создать сотни и более идей, кото-

рые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные.

7) проведения дискуссии, дебатов. Изготавливается мыслительная карта для каждой из споря-

щих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге со-

здаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, реше-

ния, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лек-

сическим материалом.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с карта-

ми:

Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке, индивидуально, в

группе, в паре, дома.

Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися

индивидуально на уроке и дома.

Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно ис-

пользовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

Твоё идеальное будущее.

Моя будущая профессия.

Здоровый образ жизни.

Планирование идеального путешествия.

Покупка подарков на Новый Год (рисунок 2)

Спорт

Одежда

Экология (в частности, переработка отходов) (рисунок 3,4)

Фрукты и овощи (рисунок 5)

Животные

Литература, писатели

Средства массовой информации

Праздники в России, Великобритании, США

Города и страны (рисунок 6)

Семья (рисунок 7)

Времена английского глагола в активном залоге и т.д.

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 6

рисунок 7

Составление мыслительных карт помогает сделать изучение элективных курсов более ин-

тересным, позволяет изучить большое количество материала за ограниченное количество ча-

сов, выделяемых на курс.

Порядок и особенности создания мыслительных карт (на примере темы “Фрукты”) (рисунок

5).

В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать

корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цве-

том. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апель-

син), pineapple (ананас), cherry (вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картин-

кой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений,

в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется

у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor

away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третье-

го порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться с health (здоро-

вье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для

лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются пере-

водом слов на русский язык.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди.

Если во время работы с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно

записывать.

Можно ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мысли-

тельных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их

необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей. Однако

возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.

При работе над созданием карты учителя вместе с учениками нужно давать детям возмож-

ность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциа-

ции, придумывать картинки, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении

нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, да-

вая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и

переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочета-

ние, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие

вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети

только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным!

Лучше составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в

программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная

вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у

каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель мо-

жет рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом соблюдения правил составления мыс-

лительных карт, предложенных Тони Бьюзеном:

правильности написания английских слов и выражений;

соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;

наличия оригинальных идей, оформительских решений;

проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

Создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только

на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам (возможно на уроках исто-

рии, литературы, биологии и других). Например:

темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, ис-

торические личности, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с по-

мощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество ин-

формации. Например, по теме “Великая отечественная война” можно нарисовать карту, где

ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда,

Гитлер и т.д.

На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя

их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения,

биографию писателей и т.д.

На уроках биологии можно составлять карты по темам птицы, растения, животные, системы

организма человека и т.д.

Творите сами и вместе с детьми!!!



В раздел образования