Автор: Асташенко Ирина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО ГГТУ
Населённый пункт: Ликино-Дулево
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: среднее профессиональное
Асташенко Ирина Юрьевна
«Ликино-Дулевский политехнический колледж»
Филиал ГОУ ВО МО ГГТУ Методист
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Под
диагностикой
инновационной
деятельности
педагогических
работников
понимается
совокупность
способов
изучения
и
оценки
признаков, характеризующих профессиональную готовность к реализации
инновационной деятельности и ее осуществлению. Диагноз успешности
инновационной
деятельности
входит
в
более
широкий
контекст
инновационных процессов. Анализ имеющихся подходов к диагностике
внедрения новшеств позволяет выделить следующие основные задачи:
прогноз
успешности
намечаемого
нововведения
в
целом,
его
отдельных этапов;
выявление недочетов как в самом новшестве, так и в организации его
внедрения с целью его последующей доработки;
сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее
эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности;
проверка степени успешности внедрения новшества;
оценка
инновативной
способности
организации,
в
которой
это
новшество будет внедряться.
Все методы диагностики нововведений можно разбить на две группы:
первая группа - методы, направленные на получение знаний о
нововведении;
вторая группа - методы, направленные на оценку организационной
среды инновационного процесса. Все же традиционные методы подчиняются
логике диагноза инноваций.
Основные теоретические положения о сущности инновационных
процессов определяют и направления диагностики их исследования. Во-
первых, представление о нововведении как о процессе, включающем
стандартизированный набор этапов. В зависимости от того, на чем
центрируется
исследователь,
формируются
два
представления
этого
процесса. В одном случае его сущность видится в логике принятия решений,
в другом - в основание процесса кладется жизненный цикл нововведения и
рассматривается последовательность его фаз и стадий. В диагностическом
плане это означает, что исследователь должен четко определить, на каком
этапе находится нововведение и по отношению к каким этапам стоит задача
диагноза.
Во-вторых, нововведение можно рассматривать как специфический
возникающий и развивающийся процесс, противоположный традиционным
процессам. В соответствии с этим разводятся такие предметы диагностики,
как
собственно
инновационный
процесс
(его
структура,
участники,
складывающиеся
организационные
формы)
и
среда,
в
которой
развертывается этот процесс.
Диагностика инновационной деятельности осуществляется в три
этапа:
до реализации новшества (включает в себя констатацию проблем
профессиональной
готовности,
носит
преимущественно
аналитический
характер);
во
время
осуществления
инновационной
деятельности
(имеет
конструктивно-преобразующий характер и связан с оперативной доработкой
программы педагогического эксперимента и соответственно деятельности
учителя);
после реализации, внедрения новшества в педагогический процесс
(происходит
сопоставление
целей
и
полученных
результатов
уже
реализованного новшества).
Реализация поставленных целей и задач диагностики инновационной
деятельности позволяет планировать не только алгоритм осуществления
деятельности учителя, но и прогнозировать определенные последствия в
широком контексте с учетом специфики и трудностей внедрения новшества,
что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных
побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе внедрения.
Как и всякая деятельность, инновационная включает в себя анализ и
оценку новшества, формирование цели и концепции будущего действия,
реализацию этого плана и его коррекцию, оценку эффективности.
Особо
важное
значение
для
диагностики
профессиональной
готовности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности,
которые
используются
при
принятии
решения.
Оценка
творческих
возможностей,
обеспечивающих
результативность
инновационной
деятельности, является также важнейшей задачей диагностики.
Диагностика
профессиональной
готовности
на
этапе
принятия
решения частично производится и с помощью методик, основанных на
методах
«анализа
педагогических
ситуаций»,
организационно-
деятельностных игр (ОДИ). При оценке успешности применяются различные
количественно-качественные характеристики результатов решения, среди
которых основное место занимает такой показатель, как число различных
видов конструктивных решений.
Не
менее
важным
является
диагностика
такого
компонента
инновационной деятельности, как анализ и оценка инновационных действий.
Существенным
является
и
выявление
представлений
о
способах
нейтрализации
или
компенсации
возможных
негативных
эффектов,
побочных результатов. Наличие ресурсов компенсации и нейтрализации
негативных эффектов действия является свидетельством профессиональной
готовности учителя к осуществлению инновационной деятельности.
Диагностика исполнительной части основывается на анализе и оценке
состава действия, который производится с помощью карты наблюдений
либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых
ситуациях, имитирующих ситуации инновационной деятельности. Большую
роль здесь играют ОДИ, инновационные игры, технические средства
фиксации поведения, продукты деятельности обучающихся и самого
учителя, групповой тренинг.
Достоверная оценка инновационной деятельности учителя возможна
только
на
основе
целостного
изучения
личности
и
эффективности
деятельности главного субъекта этого процесса - педагога.
С этой целью отбираются разные анкетные и тестовые методики,
которые давно разработаны психологами, а некоторые из них являются
авторскими.
Первый блок методик направлен на выявление осведомленности о
новшестве, на определение отношения к новшеству. С этой целью
проводится интервью с инициаторами новшества. В интервью включаются
следующие вопросы.
В
чем
содержание
новшества:
цель,
технология,
новизна,
эффективность по сравнению с другими аналогами?
Каковы
традиции,
история
нововведения:
является
ли
оно
оригинальным или «переносом» в новые условия ранее имеющейся
педагогической идеи; в чем различие условий в этом случае, какие трудности
встретились на пути внедрения новшества ранее, были ли другие попытки
переноса этой идеи и чем они кончались?
Какова организационная структура новшества: кто инициатор, каков
уровень его профессионального мастерства, от кого зависит материальное
оснащение эксперимента и др.?
Какие
основные
трудности
ожидают
нововведение:
не
разработанность
отдельных
этапов,
противодействие
новшеству,
недостаточная
личная
заинтересованность
руководства,
отсутствие
материальной базы и др.?
Что изменится в ходе внедрения новшества в развитии личности
детей, в содержании работы, в профессиональном и личностном росте
учителя?
Интервью можно превратить в анкету с «закрытыми» вопросами,
отвечая на которые учителя выбирают соответствующий ответ. Данные
методы позволяют получить следующие результаты: познакомиться с
содержательными
характеристиками
нововведения,
выяснить
основные
затруднения, определить в первом приближении круг заинтересованных лиц.
Результаты
исследования
позволят
рассматривать
проблему
диагностики готовности к инновационной деятельности.
Проблема готовности учителя к инновационной деятельности - это
скорее проблема трансформации общих способностей в педагогические,
творческие, коммуникативные, проблема обучения.
Таким
образом,
оценка
инновационной
деятельности
учителя
эффективна в контексте целостного изучения личности и профессиональной
деятельности.