Автор: Медведевских Евгения Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа №44"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа с контурными картами на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №44»
г. Екатеринбург Свердловская область
Методическая разработка на тему:
«Работа с контурными картами на уроках географии»
2023г.
1
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………3
1.
Правила работы с контурными картами…………………………………………….3
1.1 Критерии оценки контурных карт……………………………………………………4
1.2 Классификация работ с контурной картой…………………………………………..4
1.3 Типы и виды работ с контурными картами в школьной географии……………….5
2.
Значение использования контурных карт на уроках географии…………………6
2.1 Примерные темы работ на контурной карте при изучении разделов географии в
школе…………………………………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………………...9
2
“Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь»
Введение
Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут
получить при изучении географии – навык использования различных видов географических
карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является
одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его
будущей профессии.
Контурные карты имеют большое практическое значение, так как:
- формируют у детей интерес к географии;
- тренируют зрительную и моторно-сенсорная память;
- повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;
- способствуют развитию творческого воображения и мышления;
- вовлекают в учебный процесс всех учащихся;
- обеспечивают детальное изучение материала;
- способствует усвоению правильного написания и произношения географических
названий.
-
выполнение
картографических
работ
воспитывает
дисциплинированность,
внимательность, точность, аккуратность.
- работа на контурной карте развивает эстетический вкус.
1. Правила работы с контурными картами:
Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного
атласа.
1.
Приступая к работе, приготовьте ручку с черной пастой или остро заточенные
простой и цветные карандаши, необходимые для выполнения заданий учителя.
-
горы
–
линией
коричневого
цвета,
показывающей
направление
хребта;
- названия географических объектов (городов, вулканов, водохранилищ, вершин)
вдоль
параллелей;
- объекты, занимающие большие площади (равнины, моря, острова) подписываются
по
протяжённости..
2.
Чтобы
не
перегружать
контурную
карту,
мелкие
географические
объекты
обозначаются с помощью цифр и выносятся в условные знаки за рамку карты.
3.
Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует
ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов,
границы государств.
3
4.
Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что
поможет выполнить задание более аккуратно.
5.
Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
6.
Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом
углу.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель
принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и
аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной
более низкой оценки труда.
7.
Название и легенда карты – обязательны.
8.
Контурная карта заполняется очень аккуратно, буквы должны быть маленькие и
чёткие. Названия подписываются печатными буквами.
1.1 Критерии оценки контурных карт.
Опыт показывает, что ученикам (а чаще их родителям), не всегда понятны оценки за
работу по контурным картам.
Поэтому важно ознакомить не только с правилами
заполнения карт, но и с критериями оценки. Данную информацию можно представить
вниманию учеников на одном из информационных стендов в кабинете географии, довести
до сведения родителей на первом родительском собрании.
«Отлично» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и
правильно, все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на
проверку своевременно.
«Хорошо» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена
правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-
трёх объектов.
«Удовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд
недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. А также, если
работа выполнена небрежно.
«Неудовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена
не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. (5)
1.2 Классификация работ с контурной картой
Задания на контурах способствуют развитию общей графической, в частности
картографической, подготовки учеников. Работы на контурных картах объективно, точно
отражают индивидуальные особенности каждого обучающегося и являются важным
элементом для оценки знаний. Поэтому видов работ на контурной карте много. Рассмотрим
основные виды работ с контурной картой.
Использование контурных карт при изучении нового материала.
Контурную карту можно использовать при получении новых знаний.
Наиболее распространёнными способами их применения на уроках являются следующие:
а) нанесение на карты учащимися различных географических объектов (номенклатуры) и
их надписей;
б) составление картографических (опорных) конспектов.
4
В первом случае один экземпляр контурной карты применяется для одного или
нескольких заданий. Заполнение номенклатурой идёт в ходе объяснения нового материала.
Элементы гидрографии, рельефа и других природных объектов могут быть нанесены
учеником только после внимательного изучения и сопоставления карт атласа с контурной
картой.
Составление опорных конспектов в контурной карте способствуют наиболее
осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний и их систематизации.
Конспект заполняется в виде краткой записи и служит средством обобщения изучаемого
материала.
Использование контурных карт при проверке знаний.
Разнообразие различных методов по проверке знаний повышает интерес учащихся к
предмету, мобилизует их внимание и любознательность.
Одним из таких методов являются задания с контурной картой.
Их можно подразделить на следующие группы:
1) картографические практические работы
2) географические диктанты;
1.3 Типы и виды работ с контурными картами в школьной географии
Возможна типология работ с контурными картами по географическому содержанию,
т.е. отдельным группам географических знаний. Задания посвящаются изучению,
закреплению или контролю фактов, номенклатуры, понятий, причинно-следственных
связей, закономерностей, способов действий (технологии процессов производства и ме-
тодики географических исследований).
Соответственно типы работ с контурными картами могут быть следующие:
1)
фактологические,
2)
номенклатурные,
3)
терминологические (понятийные),
4)
причинно-следственные (логические),
5)
проблемные,
6)
методические.
Конкретные задания, требующие работы с контурами, как правило, имеют одновременно
несколько признаков и могут разрабатываться на разных уровнях знаний.
Типы и виды работ с контурными картами в школьной географии
5
Типы работ по группе
географических знаний
Виды работ (характер вопросов и заданий)
Фактологические
Вопросы и задания: Где? Кто? Что? Когда? Отметить на
контурной карте. Чему равно? и др.
Номенклатурные
Вопросы и задания: Что это? Какие, какой, какая? где?
Подписать, найти, назвать и показать.
Понятийные
Вопросы и задания: Что называется? Что такое? Приведите
примеры. Назовите черты сходства, различия. Какие черты?
Назовите существенные признаки понятия. Что характерно?
Расскажите, опишите, прочтите схему, профиль, диаграмму
Причинно-следственные
(логические)
Вопросы и задания: Объясните, почему? Почему? От чего
зависит? Выявите. Оцените. Какова причина? Приведите
примеры. Какие могут быть последствия? Чем объяснить?
И т.д.
Проблемные
Вопросы и • задания: Докажите. Объясните. Сравните.
Установите. Как проявляется? Почему? Какая существует
закономерность?
Методические
Проблемные, исследовательские вопросы и задания: Что
надо сделать, чтобы...? Почему изучение территории
начинается с раскрытия ее ЭГП?
2.
Значение использования контурных карт на уроках географии.
Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль,
которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей
деятельности они под руководством учителя будут сравнивать, анализировать, выделять
главное, делать обобщения.
Использование контурных карт в учебном процессе эффективно лишь при соблюдении
ряда условий:
– учащиеся должны осознавать цель выполняемой работы и прогнозировать учебный
результат;
– учащиеся должны усвоить требования к работе с контурными картами;
– иметь представления о последовательности выполнения отдельных действий;
– учитель должен постепенно усложнять задания;
– последовательно должна возрастать степень самостоятельности выполнения заданий.
Правильно организованная работа с контурными картами будет иметь большое
практическое значение для учеников, так как:
– повышается мотивация к изучению предмета;
– развивается творческое воображение и мышление;
- формируются исследовательские умения и навыки;
– все учащиеся вовлекаются в учебный процесс;
6
– происходит детальное изучение материала;
– запоминается правильное написание и произношение географических названий;
- укрепляются практические навыки.
В процессе изучения школьного курса географии учащимися, должен быть усвоен
большой объем номенклатурного материала. Эти знания сыграют важную роль для
будущего взрослого человека тогда, когда он будет пополнять свои географические знания
из книг, газет, журналов и т. п. Поэтому, учителя широко применяют различные приемы,
ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по
памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
2.1 Примерные темы работ на контурной карте при изучении разделов географии в школе.
Класс
Тема, раздел
Название работы
на контурной
карте
Краткое содержание
7
«Как люди
открывали и
изучали Землю»
Этапы открытия и
исследования
Земли
Земли, известные и описанные
древними учеными, закрашиваются
красным цветом; открытия
средневекового периода — оранжевым
цветом; эпохи Великих географических
открытий — зеленым цветом; открытия
конца XVIII—XIX вв. — желтым
цветом.
«Индийский
океан»
Экологическое
состояние океана
В районе Западно-Австралийской
котловины были захоронены
контейнеры с радиоактивными
отходами. Один из контейнеров при
захоронении был разрушен. Отобразите
на контурной карте карандашом
черного цвета последствия этой аварии.
Отобразите последствия аварии танкера
у Галапагосских островов.
«Атлантический
океан»
Океан в
хозяйственной
деятельности
человека.
Нанести на контурную карту
условными знаками информацию
параграфа об Атлантическом океане:
районы, опасные для судоходства из-за
штормов или айсбергов, акватории,
загрязненные отходами
жизнедеятельности городов или
нефтью при ее добыче на шельфе;
ареалы, в которых животный мир
изменяется очень быстро из-за
7
интенсивного лова рыбы.
«Австралия»
Влияние рельефа
на природу
материка.
Поместить Большой Водораздельный
хребет не на востоке, а на западе и,
используя климатическую карту,
показать, как изменится размещение
природных зон этого материка.
8
«Население
России»
Национальный и
религиозный
состав населения
России
На контурной карте, где дано
политико-административное деление
России, покажите цветом субъекты РФ,
где можно искусственно
спровоцировать конфликт на
национальной или религиозной основе;
отметьте карандашами разных цветов
регионы России, где социально-
экономические условия жизни
улучшаются и ухудшаются.
9
«Северный
экономический
район»
Экологические
аспекты развития
района
Показать на карте влияние работы
предприятий цветной металлургии на
состояние экосистем Лапландского
заповедника, лесной промышленности
— на состояние Кандалакшского
заповедника.
«Урал»
Медицинская
карта Уральского
экономического
района
Нанести крупные города и отрасли
промышленности, основные
сельскохозяйственные районы.
Используя таблицу «Металлы и их
воздействие на организм человека»,
определить, какие заболевания
характерны для населения различных
районов в зависимости от отраслевого
состава хозяйства территории. После
этого штриховкой различного цвета
обозначачить вероятные ареалы этих
заболеваний на контурную карту,
сделать вывод.
«Западная
Сибирь»
Эколого-
экономические
особенности
развития района
Нанести на контурную карту
месторождения нефти и газа, а также
нефтепроводы и газопроводы.
Штриховкой выделить территории
района, где природе наносится ущерб
хозяйственной деятельностью
населения и сделать вывод о том, как
сказывается развитие нефтегазовой
промышленности на жизни коренных
народов Западно-Сибирского района.
8
Показать на контурной карте районы,
где образуется смог. Оценить состояние
экосистем и здоровья населения
Западно-Сибирского района.
10
«Соединенные
Штаты Америки»
Отметить разными цветами на
контурной карте США отсталые,
депрессивные и высокоразвитые
районы, сделать вывод и определить,
какие проблемы существуют в
американском обществе из-за
неравенства в экономическом развитии
районов.
Заключение
Контурная карта – это одно из необходимых пособий в школьной географии.
Она может успешно применяться при изучении нового материала, его закреплении,
контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта
позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как
картографических, так и географических знаний.
По словам учеников, контурные карты помогают им в изучении географии,
способствуют пониманию и закреплению изучаемого материала. А значит, повышают
интерес к науке и, как следствие, успеваемость по предмету.
Учитель, при желании, может самостоятельно разнообразить работу по контурным
картам с учетом требований, которые диктует нам развивающее обучение. Для этого
можно сформулировать свои задания или воспользоваться уже существующими.
Несмотря на разнообразные инновационные технологии в обучении, контурные карты
остаются неотъемлемой частью школьной географии. Потому что они помогают нашим
ученикам освоить самый универсальный язык человеческой цивилизации – язык карты.
9