Автор: Тюнькова Лариса Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г. о. Подольск
Наименование материала: сценарий Пасхального праздника
Тема: "Мальчик и синичка"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий
Пасхального праздника
«Мальчик и синичка».
Актуальность.
Долгое время наше общество отрывалось от устоев и норм наших предков.
Современное информационное влияние на людей, особенно на детей оказывает явно
отрицательный эффект: общество становится грубее, жёстче. Многие семьи, к сожалению, не
знают элементарных понятий о смысле христианской жизни, о нравственных учениях
человека. Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества». Задача современного педагога помочь семье найти пути разрешения этих
проблем. Народная мудрость гласит: «Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит».
Совершенно ясно, что чем, раньше ребёнку начинать давать понятия о доброте, любви к
ближнему, тем нравственнее будет развиваться общество в будущем.
Дошкольники – это возрастная категория, к которой нужны особые подходы для
духовно – нравственного воспитания.
Здесь простым рассказом о каком-либо событии или православном празднике не
скажешь, необходимы примеры из жизни людей, их взаимоотношений между собой и с
окружающим миром. Одним из способов нравственного воспитания детей является
знакомство с христианскими понятиями, и, конечно, праздниками. Задача взрослых помочь
детям узнать историю и смысл православных праздников, понимать и активно участвовать в
проведении наших традиционных праздников. Дошкольники должны ощутить духовную
связь со своим народом, осознавать, что в России есть не только государственные праздники,
но и православные, народные. Помня об этом, мы стремимся воспитывать нравственные и
эстетические чувства, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать
красоту, прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к людям. Детям
интересно узнавать о празднике с помощью рассказов, стихов и сказок.
Цель праздника: познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение
Христово».
Развивать
социальные
навыки:
общительность,
дружелюбие.
Прививать
потребность в доброжелательном, внимательном, заботливом отношении к близким.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Способствовать развитию
творческих способностей детей. Обогащать их эмоционально-чувственный опыт.
1
Звучит запись песни «Выше облака» в исполнении детского хора. Все участники
театрализованного действия торжественно проходят по залу и садятся на заранее
подготовленные для «артистов» места.
Ведущий:
Здравствуйте дорогие дети и взрослые! Весной многие люди отмечают большой праздник,
который называется Пасха.
Ведущий:
Ребята, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы). Да,
для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную
минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на
земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. А главное
учил любить Бога и близких людей.
Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые
обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли
на кресте. Когда он умер, произошло землетрясение. Иисуса похоронили в пещере. Но
прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерной,
ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа,
праздник в честь возвращения его к людям.
Ребенок:
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» – щебечут птицы,
И поют колокола
На столе кулич душистый,
Горка крашенных яиц,
В этот праздник, светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскрес!»
«Да, воистину воскресе!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям Он сошел с небес.
Жив Христос, и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
2
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!
(Е. Шаламонова)
Ведущий:
К празднику Пасхи готовятся заранее. Убирают и украшают свои дома ветками вербы. Вот и
у нас сегодня в доме стоит вербочка (рассмотреть с детьми). А что обязательно готовят к
Пасхе? Кто знает? (Ответы). Да, пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную сладкую
пасху. К празднику Пасхи красят яйца, дарят их друг другу и христосуются (целуются три
раза), приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!».
В этот Светлый праздник во всех церквах торжественно звонят колокола. Давайте и мы
послушаем Пасхальный колокольный звон.
(Звучит запись колокольного звона.)
Сказочница:
Сегодня, дети, я расскажу вам Пасхальную сказку о добром мальчике и его бабушке.
Театрализованное представление по мотивам сказки Олега Игорьина
«Мальчик и синичка.»
Действующие лица:
Сказочница - взрослый
Бабушка - взрослый
Мальчик – ребёнок
Синичка - ребёнок
Курица - ребёнок
Петух - ребёнок
Радуга - ребёнок
Солнце - ребёнок
Река - ребёнок
Небо - ребёнок
Ночь - ребёнок
Трава - ребёнок
Луна - ребёнок
Огонь - ребёнок
Ангел – ребёнок
3
Мальчик:
Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днем
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждем вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего-нибудь еще.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо! (В. Гвоздев)
Сказочница:
Жил - был на свете один хороший мальчик. Он был сирота и жил у своей доброй бабушки.
Они жили бедно, и им едва хватало на еду.
После холодной и белой зимы наступила теплая весна.
Однажды, в одну субботу, в канун Светлого Христового Воскресенья, мальчик сидел у дома,
и смотрел как на улице пробивается из земли свежая травка, распускаются на деревьях
молодые листочки.
Он увидел, как знакомая синичка, которую он подкармливал холодной и лютой зимой,
присела на деревце у окна, и весело завертелась. Она уже привыкла прилетать сюда и ждать
еды.
(Под музыку в зал вбегает девочка – Синичка, садится под дерево.)
Синичка: Сив – Сив. Здравствуй, добрый мальчик.
Сказочница:
Мальчик обрадовался ей и, протянул на ладошке немного крошек. Синичка сразу же быстро
стала клевать их, благодарно посматривая на него черными блестящими глазками.
Мальчик:
- Ну вот, завтра праздник, а у нас в доме ничего нет к празднику.
Бабушка (хлопочет у печки):
Ничего, внучек, не беспокойся, Бог поможет.
Синичка:
4
Какой хороший мальчик! Он помог мне зимой, когда мне было трудно и голодно. Надо и мне
помочь ему и его бабушке.
Сказочница:
И полетела Синичка к Курочке.
Синичка танцует, и убегает из зала.
Входит Курочка, танцует.
Синичка:
Здравствуй, курочка-сестричка!
Курочка:
Здравствуй, Синичка-сестричка!
Синичка:
Курочка, дай мне яичек.
Курочка:
Зачем тебе, Синичка-сестричка?
Синичка:
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью.
Курочка:
Бери сколько хочешь, сестричка!
- Только вот, все яички у меня беленькие, и нет красок, чтобы расписать их. (отдаёт синичке
не расписанные деревянные заготовки)
Синичка:
Что же делать?
Сказочница:
Курочка и синичка задумались, где же взять краски?
Но тут к ним подошел красавец-петух.
Под музыку выходит Петух (танцует).
Петух:
Ку-ка-ре-ку! О чем задумались, сестрички?
Курочка:
Вот синичке надо достать краски, а мы не знаем где.
Петух:
Эх вы! Все краски можно достать у Радуги. Я для своего хвоста именно там и брал.
(Петух демонстрирует свой хвост.)
Курочка:
5
Лети-ка ты, сестричка-синичка, к Радуге.
Сказочница:
Полетела синичка к Радуге.
(Синичка убегает из зала.)
Под музыку выходит Радуга (танцует).
Синичка:
Здравствуй Радуга!
Радуга:
Здравствуй, Синичка!
- Помоги мне! Дай мне краски для того, чтобы можно было расписать яички, которые дает
Курочка-сестричка для хорошего мальчика и его доброй бабушки, которые кормили меня
холодной и лютой зимой. А то у них к Светлому Христову Воскресенью ничего нет.
Радуга:
Ой! Я бы с радостью дала тебе красок, но у меня сейчас их нет. Краски появятся у меня
только летом, когда будет дождик и будет много цветов. А сейчас только закончилась зима.
Синичка:
Что же делать?
Радуга:
А слетай-ка ты к Солнышку весеннему да к Небу высокому, к Ночке темной да к Луне яркой,
к Травке шелковой да к Водичке прохладной, и про Огонек жаркий не забудь. Они тебе
помогут.
Синичка:
Спасибо, Радуга.
Синичка убегает из зала.
Сказочница:
Полетела Синичка к солнышку. Ей надо было торопиться, так как времени было мало, и день
уже заканчивался.
Первое, что ей попалось на пути, была Река.
«Речка» с голубой лентой танцует.
Синичка подбегает к Речке.
Синичка:
Здравствуй, Водичка прохладная!
Речка:
Здравствуй, Синичка!
Синичка:
6
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Речка:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот, возьми
голубую краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, водичка прохладная! (Синичка убегает).
Сказочница:
И синичка полетела дальше.
Недалеко от реки она увидала только-только пробивающуюся из темной земли травку.
«Травка» с зелёной лентой, танцует.
Синичка:
Добрый вечер, Травка шелковая!
Травка:
Добрый вечер, Синичка!
Синичка:
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Травка:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
зеленую краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Травка шелковая!
Сказочница:
И Синичка полетела дальше. (Синичка убегает из зала).
А день уже закончился, и наступила ночь.
Входит «Ночь» с лентой в руке, танцует.
Синичка:
Здравствуй, Ночка темная!
Ночь:
Здравствуй, Синичка!
Синичка:
7
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Ночь:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
фиолетовую краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Ночка темная!
Сказочница:
Синичка хотела было уже полететь куда-то дальше, да подумала, что ничего сейчас в
темноте не найдет. Она решила дождаться появления Луны.
В зал под музыку входит «Луна», танцует.
Синичка:
Доброй ночи, Луна яркая!
Луна:
Доброй ночи, Синичка!
Синичка:
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Луна:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
желтую краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Луна яркая!
Сказочница:
Совсем немножко осталось собрать красок синичке. Тут она увидела, как темное ночное
небо стало меняться, светлеть.
Под музыку входит «Небо» с лентой, танцует.
Синичка:
Доброе утро, Небо высокое!
Небо:
Доброе утро, Синичка!
Синичка:
8
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Небо:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
синюю краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Небо высокое!
Сказочница:
И тут синичка увидела, как из-за горизонта медленно, чуть зевая и потягиваясь, появилось
Солнышко.
Под музыку входит «Солнышко» с лентой, танцует.
Синичка:
Доброе утро, Солнышко весеннее!
Солнышко:
Доброе утро, Синичка!
Синичка:
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые, кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Солнышко:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
красную краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Солнышко весеннее!
Где ж мне найти Огонек? А полечу-ка я в церковь – там всегда горит огонек.
Синичка убегает из зала.
Сказочница:
Через окошко залетела она в храм и видит яркий огонек свечи.
Под музыку вбегает «Огонёк», танцует.
Синичка:
Здравствуй, Огонек жаркий!
Огонёк:
Здравствуй, Синичка!
Синичка:
9
Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,
ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но
их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
Огонёк:
Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми
оранжевую краску. (Отдаёт свою ленту.)
Синичка:
Спасибо, Огонек жаркий!
Сказочница: (показывает все ленты)
Теперь у синички были красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая
краски, и она покрасила ими яички, которые дала Курочка-сестричка. (показывает
расписанные в цвета радуги пасхальные яйца)
Разговор Синички с Огоньком жарким в церкви слышал Ангел, и тоже решил хорошим и
добрым людям сделать подарок.
Под музыку в зал входит «Ангел», ставит на стол кулич.
Ангел:
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
Сказочница:
Наступило пасхальное утро.
Звучит запись колокольного звона.
И теперь на столе у мальчика и бабушки лежали разноцветные пасхальные яйца: красное -
от солнышка весеннего, оранжевое – от огонька жаркого, желтое – от луны яркой, зеленое –
от травки шелковой, голубое – от водички прохладной, синее - от неба высокого, фиолетовое
– от ночки темной. А пышный большой кулич со сладкой белой шапкой и поджаренными
коричневыми боками прочно сидел на столе и смотрел черненькими глазами-изюминками.
Мальчик проснулся и увидел на столе подарки. Он очень обрадовался и очень удивился.
(Мальчик, потягиваясь, идёт к столу)
Мальчик:
10
Бабушка! Бабушка! Смотри!
Сказочница:
Бабушка тоже удивилась и обрадовалась. Она стала искать свои очки, которые всегда с ней
хотели играть и постоянно прятались от нее. (Бабушка делает вид, что ищет очки.)
Бабушка:
Где же мои очки? (рассеянно оглядывает всё вокруг.)
Мальчик находит очки и подаёт их Бабушке.
Мальчик:
Да вот же они!
Сказочница:
Бабушка надела очки и внимательно стала разглядывать утренние подарки.
Бабушка:
Ну, вот видишь, внучок, я же говорила: Бог всегда помогает добрым людям.
Сказочница:
Мальчик и бабушка были очень рады и счастливы.
А за окном, весело прыгала с ветки на ветку Синичка. Она видела, как удивились и
обрадовались мальчик и бабушка. Ей тоже было радостно, что они получили подарки за
свою доброту. Тому, кто делает добро, всегда хорошо и радостно в жизни. А мальчику
слышалось, что Синичка не просто поёт свою песенку, а напевает радостно: «Христос
воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!»
Все участники постановки поют пасхальную песню.
Сказочница: (обращается к залу)
А вы, ребята, добро делать людям и животным любите? А зимой птичек кормили?
Дети: Да!
Сказочница:
В этот самый Светлый и радостный праздник Пасхи, и для вас совершится маленькое чудо!
Кулич, который принёс Ангел, непростой, а волшебный! (Поднимает верхнюю часть
«кулича», под ним лежат подарки детям - пасхальные яйца). Христос воскресе!
Дети: Воистину воскресе!
Звучит музыка, все дети получают подарки.
11