Напоминание

"Мальчик и синичка"


Автор: Тюнькова Лариса Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г. о. Подольск
Наименование материала: сценарий Пасхального праздника
Тема: "Мальчик и синичка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий

Пасхального праздника

«Мальчик и синичка».

Актуальность.

Долгое время наше общество отрывалось от устоев и норм наших предков.

Современное информационное влияние на людей, особенно на детей оказывает явно

отрицательный эффект: общество становится грубее, жёстче. Многие семьи, к сожалению, не

знают элементарных понятий о смысле христианской жизни, о нравственных учениях

человека. Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества». Задача современного педагога помочь семье найти пути разрешения этих

проблем. Народная мудрость гласит: «Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит».

Совершенно ясно, что чем, раньше ребёнку начинать давать понятия о доброте, любви к

ближнему, тем нравственнее будет развиваться общество в будущем.

Дошкольники – это возрастная категория, к которой нужны особые подходы для

духовно – нравственного воспитания.

Здесь простым рассказом о каком-либо событии или православном празднике не

скажешь, необходимы примеры из жизни людей, их взаимоотношений между собой и с

окружающим миром. Одним из способов нравственного воспитания детей является

знакомство с христианскими понятиями, и, конечно, праздниками. Задача взрослых помочь

детям узнать историю и смысл православных праздников, понимать и активно участвовать в

проведении наших традиционных праздников. Дошкольники должны ощутить духовную

связь со своим народом, осознавать, что в России есть не только государственные праздники,

но и православные, народные. Помня об этом, мы стремимся воспитывать нравственные и

эстетические чувства, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать

красоту, прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к людям. Детям

интересно узнавать о празднике с помощью рассказов, стихов и сказок.

Цель праздника: познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение

Христово».

Развивать

социальные

навыки:

общительность,

дружелюбие.

Прививать

потребность в доброжелательном, внимательном, заботливом отношении к близким.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Способствовать развитию

творческих способностей детей. Обогащать их эмоционально-чувственный опыт.

1

Звучит запись песни «Выше облака» в исполнении детского хора. Все участники

театрализованного действия торжественно проходят по залу и садятся на заранее

подготовленные для «артистов» места.

Ведущий:

Здравствуйте дорогие дети и взрослые! Весной многие люди отмечают большой праздник,

который называется Пасха.

Ведущий:

Ребята, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы). Да,

для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную

минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на

земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. А главное

учил любить Бога и близких людей.

Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые

обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли

на кресте. Когда он умер, произошло землетрясение. Иисуса похоронили в пещере. Но

прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерной,

ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа,

праздник в честь возвращения его к людям.

Ребенок:

В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела,

«Живы, жить!» – щебечут птицы,

И поют колокола

На столе кулич душистый,

Горка крашенных яиц,

В этот праздник, светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц.

Говорят: «Христос воскрес!»

«Да, воистину воскресе!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям Он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

2

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

(Е. Шаламонова)

Ведущий:

К празднику Пасхи готовятся заранее. Убирают и украшают свои дома ветками вербы. Вот и

у нас сегодня в доме стоит вербочка (рассмотреть с детьми). А что обязательно готовят к

Пасхе? Кто знает? (Ответы). Да, пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную сладкую

пасху. К празднику Пасхи красят яйца, дарят их друг другу и христосуются (целуются три

раза), приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!».

В этот Светлый праздник во всех церквах торжественно звонят колокола. Давайте и мы

послушаем Пасхальный колокольный звон.

(Звучит запись колокольного звона.)

Сказочница:

Сегодня, дети, я расскажу вам Пасхальную сказку о добром мальчике и его бабушке.

Театрализованное представление по мотивам сказки Олега Игорьина

«Мальчик и синичка.»

Действующие лица:

Сказочница - взрослый

Бабушка - взрослый

Мальчик – ребёнок

Синичка - ребёнок

Курица - ребёнок

Петух - ребёнок

Радуга - ребёнок

Солнце - ребёнок

Река - ребёнок

Небо - ребёнок

Ночь - ребёнок

Трава - ребёнок

Луна - ребёнок

Огонь - ребёнок

Ангел – ребёнок

3

Мальчик:

Отдохнут пускай игрушки.

Мы морозным зимним днем

С братом сделаем кормушку

И повесим за окном.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждем вас, милые синицы,

Прилетайте на обед.

Мы насыплем вам пшеницы

И чего-нибудь еще.

Прилетайте к нам, синицы,

С вами очень хорошо! (В. Гвоздев)

Сказочница:

Жил - был на свете один хороший мальчик. Он был сирота и жил у своей доброй бабушки.

Они жили бедно, и им едва хватало на еду.

После холодной и белой зимы наступила теплая весна.

Однажды, в одну субботу, в канун Светлого Христового Воскресенья, мальчик сидел у дома,

и смотрел как на улице пробивается из земли свежая травка, распускаются на деревьях

молодые листочки.

Он увидел, как знакомая синичка, которую он подкармливал холодной и лютой зимой,

присела на деревце у окна, и весело завертелась. Она уже привыкла прилетать сюда и ждать

еды.

(Под музыку в зал вбегает девочка – Синичка, садится под дерево.)

Синичка: Сив – Сив. Здравствуй, добрый мальчик.

Сказочница:

Мальчик обрадовался ей и, протянул на ладошке немного крошек. Синичка сразу же быстро

стала клевать их, благодарно посматривая на него черными блестящими глазками.

Мальчик:

- Ну вот, завтра праздник, а у нас в доме ничего нет к празднику.

Бабушка (хлопочет у печки):

Ничего, внучек, не беспокойся, Бог поможет.

Синичка:

4

Какой хороший мальчик! Он помог мне зимой, когда мне было трудно и голодно. Надо и мне

помочь ему и его бабушке.

Сказочница:

И полетела Синичка к Курочке.

Синичка танцует, и убегает из зала.

Входит Курочка, танцует.

Синичка:

Здравствуй, курочка-сестричка!

Курочка:

Здравствуй, Синичка-сестричка!

Синичка:

Курочка, дай мне яичек.

Курочка:

Зачем тебе, Синичка-сестричка?

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью.

Курочка:

Бери сколько хочешь, сестричка!

- Только вот, все яички у меня беленькие, и нет красок, чтобы расписать их. (отдаёт синичке

не расписанные деревянные заготовки)

Синичка:

Что же делать?

Сказочница:

Курочка и синичка задумались, где же взять краски?

Но тут к ним подошел красавец-петух.

Под музыку выходит Петух (танцует).

Петух:

Ку-ка-ре-ку! О чем задумались, сестрички?

Курочка:

Вот синичке надо достать краски, а мы не знаем где.

Петух:

Эх вы! Все краски можно достать у Радуги. Я для своего хвоста именно там и брал.

(Петух демонстрирует свой хвост.)

Курочка:

5

Лети-ка ты, сестричка-синичка, к Радуге.

Сказочница:

Полетела синичка к Радуге.

(Синичка убегает из зала.)

Под музыку выходит Радуга (танцует).

Синичка:

Здравствуй Радуга!

Радуга:

Здравствуй, Синичка!

- Помоги мне! Дай мне краски для того, чтобы можно было расписать яички, которые дает

Курочка-сестричка для хорошего мальчика и его доброй бабушки, которые кормили меня

холодной и лютой зимой. А то у них к Светлому Христову Воскресенью ничего нет.

Радуга:

Ой! Я бы с радостью дала тебе красок, но у меня сейчас их нет. Краски появятся у меня

только летом, когда будет дождик и будет много цветов. А сейчас только закончилась зима.

Синичка:

Что же делать?

Радуга:

А слетай-ка ты к Солнышку весеннему да к Небу высокому, к Ночке темной да к Луне яркой,

к Травке шелковой да к Водичке прохладной, и про Огонек жаркий не забудь. Они тебе

помогут.

Синичка:

Спасибо, Радуга.

Синичка убегает из зала.

Сказочница:

Полетела Синичка к солнышку. Ей надо было торопиться, так как времени было мало, и день

уже заканчивался.

Первое, что ей попалось на пути, была Река.

«Речка» с голубой лентой танцует.

Синичка подбегает к Речке.

Синичка:

Здравствуй, Водичка прохладная!

Речка:

Здравствуй, Синичка!

Синичка:

6

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Речка:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот, возьми

голубую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, водичка прохладная! (Синичка убегает).

Сказочница:

И синичка полетела дальше.

Недалеко от реки она увидала только-только пробивающуюся из темной земли травку.

«Травка» с зелёной лентой, танцует.

Синичка:

Добрый вечер, Травка шелковая!

Травка:

Добрый вечер, Синичка!

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Травка:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

зеленую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Травка шелковая!

Сказочница:

И Синичка полетела дальше. (Синичка убегает из зала).

А день уже закончился, и наступила ночь.

Входит «Ночь» с лентой в руке, танцует.

Синичка:

Здравствуй, Ночка темная!

Ночь:

Здравствуй, Синичка!

Синичка:

7

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Ночь:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

фиолетовую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Ночка темная!

Сказочница:

Синичка хотела было уже полететь куда-то дальше, да подумала, что ничего сейчас в

темноте не найдет. Она решила дождаться появления Луны.

В зал под музыку входит «Луна», танцует.

Синичка:

Доброй ночи, Луна яркая!

Луна:

Доброй ночи, Синичка!

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Луна:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

желтую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Луна яркая!

Сказочница:

Совсем немножко осталось собрать красок синичке. Тут она увидела, как темное ночное

небо стало меняться, светлеть.

Под музыку входит «Небо» с лентой, танцует.

Синичка:

Доброе утро, Небо высокое!

Небо:

Доброе утро, Синичка!

Синичка:

8

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Небо:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

синюю краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Небо высокое!

Сказочница:

И тут синичка увидела, как из-за горизонта медленно, чуть зевая и потягиваясь, появилось

Солнышко.

Под музыку входит «Солнышко» с лентой, танцует.

Синичка:

Доброе утро, Солнышко весеннее!

Солнышко:

Доброе утро, Синичка!

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые, кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Солнышко:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

красную краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Солнышко весеннее!

Где ж мне найти Огонек? А полечу-ка я в церковь – там всегда горит огонек.

Синичка убегает из зала.

Сказочница:

Через окошко залетела она в храм и видит яркий огонек свечи.

Под музыку вбегает «Огонёк», танцует.

Синичка:

Здравствуй, Огонек жаркий!

Огонёк:

Здравствуй, Синичка!

Синичка:

9

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой,

ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но

их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Огонёк:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми

оранжевую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Огонек жаркий!

Сказочница: (показывает все ленты)

Теперь у синички были красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая

краски, и она покрасила ими яички, которые дала Курочка-сестричка. (показывает

расписанные в цвета радуги пасхальные яйца)

Разговор Синички с Огоньком жарким в церкви слышал Ангел, и тоже решил хорошим и

добрым людям сделать подарок.

Под музыку в зал входит «Ангел», ставит на стол кулич.

Ангел:

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко

Гудят колокола.

Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос Воскрес!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес.

Сказочница:

Наступило пасхальное утро.

Звучит запись колокольного звона.

И теперь на столе у мальчика и бабушки лежали разноцветные пасхальные яйца: красное -

от солнышка весеннего, оранжевое – от огонька жаркого, желтое – от луны яркой, зеленое –

от травки шелковой, голубое – от водички прохладной, синее - от неба высокого, фиолетовое

– от ночки темной. А пышный большой кулич со сладкой белой шапкой и поджаренными

коричневыми боками прочно сидел на столе и смотрел черненькими глазами-изюминками.

Мальчик проснулся и увидел на столе подарки. Он очень обрадовался и очень удивился.

(Мальчик, потягиваясь, идёт к столу)

Мальчик:

10

Бабушка! Бабушка! Смотри!

Сказочница:

Бабушка тоже удивилась и обрадовалась. Она стала искать свои очки, которые всегда с ней

хотели играть и постоянно прятались от нее. (Бабушка делает вид, что ищет очки.)

Бабушка:

Где же мои очки? (рассеянно оглядывает всё вокруг.)

Мальчик находит очки и подаёт их Бабушке.

Мальчик:

Да вот же они!

Сказочница:

Бабушка надела очки и внимательно стала разглядывать утренние подарки.

Бабушка:

Ну, вот видишь, внучок, я же говорила: Бог всегда помогает добрым людям.

Сказочница:

Мальчик и бабушка были очень рады и счастливы.

А за окном, весело прыгала с ветки на ветку Синичка. Она видела, как удивились и

обрадовались мальчик и бабушка. Ей тоже было радостно, что они получили подарки за

свою доброту. Тому, кто делает добро, всегда хорошо и радостно в жизни. А мальчику

слышалось, что Синичка не просто поёт свою песенку, а напевает радостно: «Христос

воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!»

Все участники постановки поют пасхальную песню.

Сказочница: (обращается к залу)

А вы, ребята, добро делать людям и животным любите? А зимой птичек кормили?

Дети: Да!

Сказочница:

В этот самый Светлый и радостный праздник Пасхи, и для вас совершится маленькое чудо!

Кулич, который принёс Ангел, непростой, а волшебный! (Поднимает верхнюю часть

«кулича», под ним лежат подарки детям - пасхальные яйца). Христос воскресе!

Дети: Воистину воскресе!

Звучит музыка, все дети получают подарки.

11



В раздел образования