Напоминание

Особенности работы концертмейстера над романсом С. В. Рахманинова "Полюбила я на печаль свою" ор. 8 № 4 на стихи Т. Г. Шевченко, перевод А. Н. Плещеева.


Автор: Назарова Дарья Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: колледж им. В.К. Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы концертмейстера над романсом С. В. Рахманинова "Полюбила я на печаль свою" ор. 8 № 4 на стихи Т. Г. Шевченко, перевод А. Н. Плещеева.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Назарова Дарья Владимировна

Колледж им. В.К. Мержанова при

Тамбовском государственном музыкально-педагогическом

институте им. С. В. Рахманинова, г. Тамбов

концертмейстер

Особенности работы концертмейстера над романсом С. В. Рахманинова

«Полюбила я на печаль свою» ор. 8 № 4

на стихи Т. Г. Шевченко, перевод А. Н. Плещеева.

Важное место в русской классической музыке принадлежит романсу.

Как жанр, романс появился на раннем этапе формирования русской классики.

В романсах, русские композиторы пробуют различные образы и темы, ищут

свой музыкальный язык, а также стиль изложения музыкальной мысли.

Велика связь образного строя этого жанра с литературой, живописью и

театром.

В

своих

художественных

поисках

русские

композиторы

обращаются к литературным образам, а также к образам из других видов

искусства.

Творчество С. В. Рахманинова обогатило русское музыкальное

искусство, ярко проявив себя расцветало и достигло своей вершины в период

времени «чуть ли не свыше пятидесяти лет. Оно разместилось в эпоху

между годами кануна кончины П. Чайковского и А. Рубинштейна, и годом

пятидесятилетия со дня смерти П. Чайковского, то есть 1943 годом, когда

и

умолк

Сергей

Васильевич,

чуть

чуть

не

достигнув

своего

семидесятилетия» [1, с. 346].

У С. В. Рахманинова была старшая сестра Елена. Она обладала

прекрасным контральто и серьезно думала о карьере певицы. Он вспоминал о

ней с глубокой признательностью. Елена впервые познакомила его с музыкой

П. И. Чайковского. С. В. Рахманинов вспоминал, что Елена часто пела

романс П. И. Чайковского «Нет, только тот, кто знал», но когда он

аккомпанировал ей, то больше обращал внимание на партию фортепиано,

чем на вокал. «Романс “В молчаньи ночи тайной…” 1893 году он был

включен в сборник Шесть романсов ор. 4. Этот романс был первым у

Рахманинова, получивший номер, он посвящен Вере Скалон, которую

Рахманинов выделял среди трех сестер, что не слишком нравилось ее

матери, особенно принимая во внимание нескромные слова романса. Мать

девушки запретила молодым людям переписываться друг с другом по

окончании каникул» [6, с. 37]. Возможно, что идею начать писать романсы,

С. В. Рахманинову подсказали его двоюродные сестры. Первые романсы

появились весной 1890 года.

Вокальное ощущение мелодики стало ведущей чертой всех его

сочинений, достигших своей вершины в жанре романса. Мир образов,

представленный в его романсах необычайно широк – от лирических

переживаний, до трагических страниц жизни. Лейтмотивом проходит через

всю вокальную музыку композитора тема одиночества, которая влечет за

собой

драматическое

начало.

Большое

место

среди

романсов

С. В. Рахманинова

принадлежит

лирико-драматическим

романсам.

Его

вокальная лирика берет свое начало в произведениях П. И. Чайковского,

которого он боготворил. Их роднит искренность высказывания «от первого

лица», высокий эмоциональный накал, демократизм. Однако романсы

С. В. Рахманинова – яркий и новый этап развития жанра в русской

музыкальной культуре.

Они наполнены иным идейно-содержательным смыслом, выделяются

пылкостью

и

направленностью

художественной

формы.

Настроения,

затронутые в романсах, очень разнообразны. С. В. Рахманинов стремился

правдиво и глубоко раскрыть внутренний мир своего современника, искал и

находил необходимые средства музыкальной выразительности.

Своеобразие творческого дарования проявилось в ладогармоническом

языке, так рахманиновская гармония всегда очень выразительна и является

важным элементом музыкально-поэтического образа. В вокальной лирике

С. В. Рахманинова большое значение имеет фортепианная партия, где

происходит

процесс

перерастания

романса

в

жанр

вокально-

инструментального

дуэта.

Голос

и

фортепиано

исполняют

в

них

самостоятельную, в одинаковой степени важную функцию.

Романсам С. В. Рахманинова не свойственно жанровое разнообразие.

Композитор тяготеет к форме романса-монолога, что оправдано его

художественными

целями,

где

тема

одиночества

раскрывается

через

созерцательно-драматические образы. С. В. Рахманинов очень любил жанр

романса; в этом он по-настоящему принадлежал русскому XIX

веку.

Композитор написал около 80 романсов (если считать – юношеские).

В основном он писал на стихи своих современников или поэтов старшего

поколения.

Примерно

около

десяти

романсов

написаны

на

тексты

А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, Т. Г. Шевченко. Одной из поразительных его

черт – обращение также к поэзии невысокого качества, в художественной

слабости которой С. В. Рахманинов, как будто находил для себя что-то

близкое, дорогое.

В некоторых романсах отчетливо слышно, что он обращается к

народному фольклору; где слышны типичные для подлинных русских

мелодий обороты, отголоски причетов, русской протяжной песни.

Романсы ор. 8 были сочинены осенью 1893 года. Они явились

своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта

А. Н. Плещеева. Сам С. В. Рахманинов его никогда не видел, и знал только

по книгам и словам своих знакомых, но возможно он что-то слышал про

великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не

только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В этом

опусе шесть сочинений, особенно яркими являются миниатюры на слова из

Гейне – «Речная лилея», «Дитя, как цветок ты прекрасна!» и «Сон».

Работу концертмейстера над романсами Рахманинова я представлю на

примере романса «Полюбила я на печаль свою…» ор. 8 №4 на стихи

Т. Г. Шевченко, перевод А. Н. Плещеева. Этот романс по содержанию своему

близок к песням – плачу, что связано с темой рекрутчины.

Скорбный аккорд в соль миноре в фортепианном вступлении,

«гусельным звоном» отражает былинность высказывания, что связано с

русским народным песнопением, вспоминается древнерусский поэт-певец

Баян,

который

исполнял

свои

песни

под

аккомпанемент

струнного

щипкового инструмента наподобие гуслей. Этот аккорд является тональной

настройкой для солиста. Все ноты в аккорде должны быть ясно слышны.

В то же время исполнять его следует со стремлением к последнему

звуку си бемоль, приглашая солиста к исполнению вокальной партии. Со

второго такта начинается музыкальная фраза, в связи с этим аккорды надо

играть с динамики piano приведя их к третьему такту, к слову «на печаль».

Аккорды, обозначенные половинными нотами в третьем и четвертом тактах,

исполняются более спокойно по темпу, чем до этого четвертные. Последний

соль минорный аккорд не следует играть как завершение тише предыдущего,

так как он связывает два мотива в одну фразу, конец которой на словах

«бесталанного», исполняется, как завершение фразы на dim. Три аккорда к

драматическому высказыванию «Уж такая доля мне выпала…» отмечены

композитором штрихом tenuto. Два аккорда приводят в первую долю, от

которой отталкивается вокальная партия солиста, исполненная штрихом

marcato.

Очень важно сыграть и спеть конец этой реплики на piano, что

передает состояние героини романса, ее бессилия, невозможность что-либо

изменить в своей судьбе. Партия фортепиано продолжает это состояние в

следующем такте нисходящей секундовой интонацией. Задача пианиста

соединить конец фразы со следующим тактом, не смотря на окончание фразы

в партии солиста. Концертмейстер эмоционально вдохновляет певца, но не

выступает на первый план, а дополняет и обогащает вокальную партию.

В основу вокальной мелодии, С. В. Рахманиновым положена попевка в

терцовом изложении, она многократно повторяется, что подчеркивает

скорбные обороты в окончании мелодических фраз и заунывную протяжную

песню о горькой доле крестьянки.

Вокальная партия в романсе рождается из мелодического зерна,

состоящего из двух элементов: распевного, что идет от лирической

протяжной песни и речевого, типичного для причитаний. В мелодии песни

скрыто драматическое начало, оно способствует раскрытию скорбной темы.

Драматизация образа определила и расширение жанра романса, где новый

динамический этап вносит черты сквозного развития, а каждая строфа,

перерастает в репризную двухчастную структуру. Драматичная, несколько

надрывная кульминация в середине романса con moto: смена фактуры в

фортепианной партии, где восходящие секвенции в мелодии, поддержанные

взволнованными триольными фигурациями фортепиано. Начинать эту часть

нужно не громко, так как в дальнейшем предстоит играть forte. Для

разучивания важно знать музыкальную структуру этого построения. Начало

из-за такта, в первую долю, звучат два похожих мотива, состоящие из двух

аккордов, затем идет движение вверх по хроматизму.

В кульминации звучат дуоли наложенные на триоли в правой руке.

Мелодически очень важны дуоли, звучащие одновременно с партией

солиста. Проучивать этот раздел нужно аккордами по четвертям, собирая

триоли в одну гармонию. Перед Meno mosso в партии фортепиано звучат два

аккорда на piano, они исполняются «безвольно», чтобы передать бессилие

крестьянки что-либо изменить в своей доле. Декламационное изложение: «И

солдаткой я, одинокой я», в партии фортепиано усиливается горечь и

безысходность восходящими секундами.

Характер речевого интонирования (декламационность) используется

композитором для усиления драматизма психологического высказывания,

подчеркивая выражения печали, горечи, для скорбного восклицания. В таких

случаях первая интонация выступает в качестве исходной для всего

последующего развития. С. В. Рахманинов всегда опирался на выражение

А. С. Даргомыжского:

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу

правды!» [3, с. 53]. Кульминационная фраза: «Уж такая доля мне выпала», –

звучит

на

высоком

динамическом

и

высотном

уровне,

с

большой

выразительностью. Она шире по диапазону, чем в первой строфе и является

вершиной романса.

Фортепианная

партия

обрамляет

драматическую

вершину

мелодическим мотивом стона, «щемящим задержанием». В заключительной

части

романса

звучит

«плачущий»

бессловесный

вокализ

коды.

Фортепианная партия подчеркивает фигурациями шестнадцатых внутреннее

волнение, состояние безнадежности одинокой женщины, секундовые ходы

мелодии в басу звучат скорбно, звучание партии левой руки напоминает

Похоронный марш из Сонаты ор. 35 Ф. Шопена, а в последнем такте, в

правой руке, в верхнем голосе повисают две слезинки на pianissimo.

Говоря о заключении фортепианной партии в романсе «Полюбила я на

печаль свою…», важно ощутить ее организующую роль. С первого взгляда, в

партии фортепиано нет технических трудностей и сложности. Но это не

совсем так. «Скромная по фактуре, партия, здесь отличается глубиной

гармонических красок, интонированием всех нюансов страданий одинокой

женской души» [4, с. 57]. Изложение музыкального материала в партии

фортепиано следует за поэтическим образом песни, соединяется с вокальной

партией, несущей в себе песенное и декламационное начало. Исполнение

романса

сложно

в

ансамблевом

отношении.

Концертмейстер

должен

чувствовать солиста, дышать вместе с ним, он должен переживать каждую

паузу в вокальной партии, владеть инструментом в исполнении тонких

динамических оттенков.

Когда С. В. Рахманинов создавал свои романсы, важной составляющей

было эмоциональное содержание поэзии, созвучное с его настроением.

Романсы объединены в опусы самим композитором. Всего их семь: ор. № 4,

ор. № 8, ор. № 14, ор. № 21, ор. № 26, ор. № 34, ор. № 38. Каждый из опусов

составляют от шести до пятнадцати романсов. Важно отметить, что

объединяются романсы не в стремлении сохранить хронологическую

последовательность, а в связи с особыми художественными задачами. Жанр

романса

композитору

удалось

поднять

на

высокий

уровень.

Для

С. В. Рахманинова романсы были «душевной исповедью» [1, с. 358].

Совсем неслучайно, что после эмиграции, оказавшись в чужой стране,

композитор отказывается от этого жанра. Об этом говорят и слова самого

композитора: «Самое высокое качество искусства – это его искренность»

[4, с. 70]. Романсы С. В. Рахманинова соперничают по популярности с его

фортепианными сочинениями. В творчестве С. В. Рахманинова романс

приобретает концертность, что вызвало особенности фортепианной фактуры,

тонкой, пианистически сложной и разнообразной, на уровне высшего

виртуозного мастерства. С. В. Рахманинов был композитором уникального

дарования. В каком бы жанре он не творил, он приобретал необыкновенное

духовное и художественное совершенство.

Список литературы и источников

1.

Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове

[Текст]: [В 2 т.] / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. –

Москва: Музыка, 1961. – [Т.] 2. – С. 345-377.

2.

Даргомыжский А. С. Избранные письма. Вып. 1 [Текст] / [Вступит.

статья и ред. проф. М. С. Пекелиса]. – Москва : Музгиз, 1952. – 76 с.

3.

Дергачёва Э. А. Изучение ранних романсов С. В. Рахманинова в

классе концертмейстерского мастерства; Учебное пособие [Текст] /

Э. Дергачёва;

Министерство

высшего

и

среднего

образования

Республики Узбекистан, Министерство культуры, Государственная

консерватория Узбекистана. – Ташкент, 2018. – 132 с.

4.

Мэтью-Уокер Р. Рахманинов [Текст] / Роберт Мэтью-Уокер; Пер. с

англ. С. М. Каюмова. - Челябинск : Урал, 1998. – 199 с.

5.

Рахманинов С. В. Литературное наследие [Текст]: В 3 т. / Сост.-ред.,

авт. вступ. статьи [с. 7-38], коммент., указ. З.А. Апетян. – Москва :

Сов. композитор, 1978. – Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма.

Т. 1 [Текст]. – 1978. – 648 с.



В раздел образования