Авторы: Мартынова Галина Владимировна, Галина Владимировна Мартынова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОШ с. Ивановка -филиал МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Балаково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фокусники Фома и Филя и буква Ф
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Фокусники Фома и Филя и буква Ф»
Программное содержание
1.
Закрепить правильное произношение звуков Ф, Ф’, навык чтения
слогов, слов и предложений, печатания.
2.
Учить детей дифференцировать звуки Ф, Ф’ в слогах, словах.
3.
Обогащать словарь детей родственными словами.
4.
Развивать общую и мелкую моторику, умение выполнять
звуко-
буквенный анализ слов.
5.
Воспитывать
интерес
к
занятию,
любовь
к
родному
языку,
любознательность,
творческую
активность,
умение
работать
в
коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы
товарищей, уважать их мнение.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал:
домики для гласных и согласных звуков, буква Ф, магнитная доска, фигурки
фокусников, Незнайки; предметы: фотоаппарат, фотопленка, фотографии,
шарф, кофта, конфеты с двумя одинаковыми обертками (в одной конфета, в
другой брусочек), платок; коробка; карточки со слогами, словами и
предложениями: кус, фо; та, коф; фа, фо, фу, фы. Фокус, фикус, кофта. У
Вики кофта. На полу фикус.
Раздаточный материал:
красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); простой карандаш,
ластик, лист бумаги для печатания буквы Ф на каждого ребенка, баночка с
водой на каждого ребенка.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
-Ребята, встаньте в круг и повторяйте за мной слова:
К солнцу вверх мы потянулись
И друг другу улыбнулись
Вправо – влево наклонились
Другу низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь, работать нужно
Постановка проблемы и её решения:
-Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня у нас на занятии гость:
Волшебник, маг и чародей,
Любимец взрослых и детей.
Едва он палочкой взмахнет
И чудо вдруг произойдет.
(Фокусник)
-Ребята, а где работает фокусник? (в цирке)
- Фокусы это интересно? (ответы детей)
- А могут ли фокусы быть не интересными? (дети рассуждают).
- Сегодня у нас в гостях фокусник Фома и фокусник Филя (воспитатель
показывает на магнитной доске героев).
-Какой первый звук слышится в имени Фома? (звук Ф).
-Какой первый звук слышится в имени Филя? (звук Фь)
-Одинаково ли звучат звуки в их именах?
- Проверьте, какой звук Ф, гласный или согласный? (дети проверяют звук ф с
помощью ладошки, горлышко не дрожит, значит голосовые связки не
работают, поэтому звук Ф – согласный, твердый, глухой. В каком домике
будет жить звук Ф (в синем домике)
- У звука Ф, есть братец – звук Фь, он тоже согласный, но мягкий. В каком
домике поселится звук Фь? (в зеленом домике).
- Сегодня мы будем слушать и произносить звуки ф, фь, а фокусники будут
нам помогать.
Игровое упражнение «Дразнилки»
- Филя с Фомой дразнятся. Повторяйте дразнилки «фа-фу-фу-ки», «фи-фа-
фо-ны», «фи-фи-фе-фю», «фо-фа-фу-фы», «фу-фу-фу-мы», «фе-фе-фе-ги»
(Дети повторяют дразнилки за фокусниками)
Дидактическая игра « Слоговое лото»
- Фокусники предлагают вам составить слова из слогов: кус, фи; та, коф.
(Даются два переставленных слога, дети собирают слоги в слова, полученные
слова на карточках выставляются на доску).
Игровое упражнение «Предметы для фокусов»
- Филе и Фоме для фокусов нужны предметы, в названии которых есть звуки
ф, фь.
-Угадайте, что в коробке? В этом слове 4 звука, первый звук ш, последний ф,
носим на шее. (Шарф).
- В названии следующего предмета первый слог коф. (Кофта).
- А в этом слове есть слоги ты, кон, фе. (Конфеты).
- Фокусники научили меня одному фокусу, сейчас я вам его покажу.
(Воспитатель показывает фокус с конфетами: в одинаковой обертке конфета
и брусочек; превращает брусочек в конфету).
Звуковой анализ слов «фокус фикус»
- Ребята, обозначьте кружочками звуки слова фокус. (Дети выкладывают
схему слова на столах, индивидуально. Один ребенок работает у доски).
-Сколько слогов в этом слове? (Два)
- А мы тоже можем быть фокусниками. Превратим слово фокус в фикус.
(Дети заменяют в схеме первый кружок, вызванный ребенок, заменяет на
доске кружок).
Музыкальная физкультминутка
Произношение слов сложного слогового состава.
- Сегодня у нас еще один гость. Кто к нам пришел? (Незнайка)
(Воспитатель выставляет фигурку Незнайки),
- Незнайка, с чем ты сегодня к нам пришел? (С аппаратом.)
- Исправьте его ошибку. (С фотоаппаратом).
- Что ты будешь делать? (Графировать).
- А как сказать правильно? (Фотографировать).
- Что нужно зарядить в фотоаппарат? (Фотопленку).
- Что получается потом? (Фотография).
(Воспитатель выставляет предметы по ходу беседы).
- Сергей, сделай групповую фотографию, сфотографируй всех ребят.
(Ребенок фотографирует).
- Кем был Сергей? (Фотографом). Что он делал? (Фотографировал). Что
напечатали? (Фотографию).
«Знакомство с буквой Ф»
-Ребята, на письме, звук Ф, обозначается буквой Ф.
- Встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали
похожи на букву ф.
«Филя ходит, руки в боки, значит, выучил уроки».
Прочитаем слоги, слова и предложений: фа, фо, фу, фы. Фокус, фикус, кофта.
У Вики кофта. На полу фикус. (Дети читают)
Музыкальная динамическая пауза «Молоточки»
- Ребята, возьмите индивидуальную карточку карточку на столе и пропишите
букву Ф. (Дети пишут букву)
Рефлексия
-Ребята, выходите на ковер, встаньте вокруг стола.
-Скажите, интересно было работать с фокусниками? (ответы детей).
-Вы у меня сегодня все молодцы, все старались!
-Я для вас приготовила необычное задание, предлагаю вам побывать в роли
фокусников. У меня на столе стоят обычные баночки с водой, закрытые
крышкой. Чтобы получился фокус, и произошло волшебство с водой, вы
должны сказать, что интересного сегодня узнали, чему научились, что вам
особенно запомнилось, и только после этого можно взять баночку в руки,
встряхнув её. А что будет происходить, мы понаблюдаем.
(Каждый ребенок делает анализ занятия, берет в руки банку с водой,
встряхивает её, вода меняет цвет).
- Ребята спасибо вам за старание,
Забавы закончены, всем «До свидания!».
«Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка» -
филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 5
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
по обучению грамоте
на тему: «Фокусники Фома и Филя и буква Ф»
Мартынова Галина Владимировна
Воспитатель СП «Детский сад»
НОШ с. Ивановка-
филиал МАОУ СОШ №5
Февраль 2023г.