Напоминание

"Развитие творческих способностей младших школьников"


Автор: Головина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г .Ардатов Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие творческих способностей младших

школьников

в условиях ГПД»

2023г.

Сведения об авторе:

Место работы: МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.

В данном учреждении работаю с 2021 г. Занимаемая должность -

воспитатель группы продлённого дня.

Образование: высшее, МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005 г. Диплом №

Специальность: «Практический психолог. Социальный педагог»

Квалификация:

Аттестация: ----

Общий трудовой стаж: 27 лет, педагогический стаж -23 года, в данной

должности – 2 года.

«Правильно организовать воспитание в младшем

школьном возрасте – это значит добиться того,

чтобы каждый ребенок раскрыл себя именно в той

деятельности, которая в наибольшей мере

соответствует его задаткам»

В. А. Сухомлинский

Введение

Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала

умы ученых, философов, педагогов. Но сегодня это проблема особенно

актуальна,

когда

образование

находится

в

напряженном

процессе

реформирования. Цель школы

– формирование личности школьника с

максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей,

развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что

первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке

творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального

полнокровного труда.

По моему мнению - воспитатель – это друг по отношению к детям,

помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а

сопровождающий детей в пути поиска истины.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок

развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в

процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними.

Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать

разнообразную деятельность детей.

Я, как и любой другой воспитатель, стремлюсь научить детей тому, что

знаю сама, но в большей мере стараюсь открыть в детях то, что заложено в

каждом из них.

Группа продленного дня – это не просто место, в котором проводят

время младшие школьники после уроков, а специально организованный

образ жизни детей: их деятельность, отношения, события. В этом

воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.

Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе,

позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети

младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать

окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

Условия возникновения и становления опыта

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы

продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только

сознательными

и

здоровыми

членами

общества,

но

и

обязательно

инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Значит необходимо создать оптимальные условия для гармоничного развития

и творчества каждого учащегося. Современный этап развития педагогики и

психологии требует новых подходов к решению задач воспитания личности

ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен

быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие

процессы, на формирование и развитие творческой личности.

Отбор

эффективных методов, приемов и форм работы, направленных на решение

обозначенных проблем стал основой исследования темы:

«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях

ГПД»

Цели

моей педагогической деятельности.

1.Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.

2.Создание условий для формирования творческой личности, активной и

самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и

положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный

подход к развитию каждого воспитанника .

Основная задача моей деятельности.

Создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и

любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации

личности каждого ребенка, признаками сформированности детского

коллектива.

Предпосылками возникновения и становления опыта являются

сложившиеся противоречия:

- с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить

внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность

свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно

развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации,

важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать;

- с другой стороны, особенности работы в группе продленного дня

предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало

специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий,

обеспечивающих реализацию этих возможностей.

Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и

практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и

развитие творческих способностей у младших школьников в процессе

разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня.

Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет

использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации

творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время

игры.

Актуальность и перспективность опыта

Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если

раньше школа требовала усвоения некого базиса знаний, то современная

школа постепенно меняет свои приоритеты.

«Наше общество является развивающимся, которому нужны

образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора». Так

говорится в концепции модернизации российского образования.

Федеральный компонент государственного стандарта начального

общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-

ориентированной развивающей модели массовой школы и призван

обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие

личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,

формируется желание и умение учиться. В соответствии с ФГОС НОО в

школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений

которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его

индивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная

деятельность в основном реализуется воспитателем.

Соответственно школа должна создать условия для всестороннего

развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и,

конечно, творческих способностей.Творческое начало рождает в ребенке

живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает

интерес не только к результату, но и в первую очередь к

процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя

самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые

сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает

внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества

человек наиболее полно осознает себя как личность.

Благоприятными условиями для формирования творческих

способностей младших школьников является разнообразная деятельность в

условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования,

которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, создаются

условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе

продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и

на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для

творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для

обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками.

Теоретическая база опыта

Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно

организовать процесс развития творческих способностей младших

школьников в условиях группы продленного дня.

Творчество – это способность, включающая в себя целую систему

взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность,

фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин,

А.И. Леонтьев).

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого

мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,

Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов,

А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов,

В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и

другие.

Важность творческого компонента именно для будущего человечества

подчеркивал Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в

детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека

ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы

существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к

будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.

Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к

будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.»

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое

воображение.

Для развития творческих способностей необходимо знать не только

структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При

этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из

которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а

третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы

заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию

Ш.А. Амонашвили.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования

личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное

общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть

ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший

школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения,

сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее

благоприятным для развития воображения и творчества личности.

Моя воспитательская деятельность в группе опирается на следующее:

1.Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев),

согласно которому должны быть использованы разнообразные виды

деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая,

художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная,

коммуникативная, игровая.

2. Гуманно - личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А.

Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической

сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку

личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая

принуждение.

3.Технологию развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.,

Выготского Л.С.

Здесь, прежде всего, имеется ввиду, формирование у учащихся

способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше

задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Этот принцип я использую во время самоподготовки учащихся, стараясь

не давать им готовых образцов решения, а подталкивая к самостоятельной

мыслительной деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание

условий для формирования творческой, активной личности, через

включение в систему творческих занятий и положительной мотивации

творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого

воспитанника.

В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с

общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных

руководителей, что способствует умственному, физическому,

эмоциональному и творческому развитию учащихся.

С учетом требований, предъявляемых к образованию на современном

этапе развития общества, а также особенностей и способностей своих

воспитанников передо мной встала необходимость создания такой модели

воспитательной работы в ГПД, которая была бы направлена на:

- выявление и развитие творческого потенциала детей;

- построение занятий в ГПД на деятельностной основе;

- проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную,

развивающую и исследовательскую технологии.

Поэтому при организации работы с детьми я опираюсь на основные

педагогические принципы:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых

занятий к сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление.

-

принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого

ребенка в воспитательный процесс.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами в воспитании гармонично развитой личности

в ГПД по моему мнению являются:

1.

Игровая деятельность;

Игры, дидактические, ролевые, деловые, призваны решать не только учебные

задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают

напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

2. Библиотечные часы с иллюстрированием. В этом направлении проводим

много работы совместно с библиотекарями центральной районной

библиотеки и детской районной библиотеки. Были проведены открытые

мероприятия «День белых журавлей», «Путешествие по сказкам

А.С.Пушкина», «Дети войны» и др.

3. Клубные часы с изготовлением различных поделок.

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и

хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее

комплексный системный подход к организации обучения, воспитания,

развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо

начать планирование – это изучение основных законов государства в области

образования и локальных актов школы: закон РФ “Об образовании”,

“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, должностные

обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации “Организация и

режим работы группы продленного дня”.

Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на

протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве

педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании

сделать школьную жизнь интересной, полезной.

Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные

направления:

- создание условий для личностного развития воспитанников;

- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в

группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-

оздоровительной);

- создание условий для формирования системы отношений к самому себе,

другим людям, окружающему миру.

Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я

учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую

атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на

доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным

навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения

уважать достоинство других, умения выслушать другого человека,

способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к

самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере

общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам,

коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных

игр и во время индивидуального общения.

Индивидуальную работу с учащимися строю на:

- изучении индивидуальных особенностей учащихся;

- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;

- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения

в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм

поведения в учебном заведении;

- взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития

учащихся;

- диагностике результатов воспитания.

Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет

трудовое воспитание. Приучаю детей к труду с учетом физиологии детей

младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, с

использованием элементарных приемов труда, навыков самообслуживания,

знакомлю с профессиями взрослых людей, воспитываю чувства уважения к

людям любой профессии.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является

сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными

участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся

моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Одна из важнейших

форм работы - это совместное проведение мероприятий, где родители

активно участвуют в ролях различных героев. Также постоянно обсуждаю с

родителями вопросы, связанные с воспитанием, учебным процессом,

организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций,

анкетирования и т.д. Родители интересуются школьной жизнью своих детей,

помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью

группы.

Результативность опыта

Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу,

происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я

выделила 5 основных видов деятельности:

1.Художественное творчество: выполнение различных изделий руками с

использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных

материалов.

2.Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения,

психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового

образа жизни, викторины.

3.Чтение книг, рисование иллюстраций, спектакли, инсценировки,

театральные постановки, викторины;

изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием;

4.Научно-познавательная деятельность: конкурсы, тесты, викторины на

различные темы, связанные с развитием мышления.

5.Мотивации во время творческой деятельности, комфортная

психологическая обстановка.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое

воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать

что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя

существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Важно

обогатить

мир

ребенка

яркими

впечатлениями,

новыми

знаниями,

полученными

через

разнообразную

деятельность,

помочь

получить свой собственный опыт.

Игровые технологии способствуют созданию положительной мотивации

у ребят. Применяю игры творческого характера, которые ставят своей

задачей именно творческое развитие детей.

Технология

коллективного

творческого

воспитания

это

такая

организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все

участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления

творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность

школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся

в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали,

устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»). Стараюсь развивать

заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него

качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он

мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная

жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать

инертность форм и методов работы.



В раздел образования