Автор: Головина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г .Ардатов Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Развитие творческих способностей младших
школьников
в условиях ГПД»
2023г.
Сведения об авторе:
Место работы: МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
В данном учреждении работаю с 2021 г. Занимаемая должность -
воспитатель группы продлённого дня.
Образование: высшее, МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005 г. Диплом №
Специальность: «Практический психолог. Социальный педагог»
Квалификация:
Аттестация: ----
Общий трудовой стаж: 27 лет, педагогический стаж -23 года, в данной
должности – 2 года.
«Правильно организовать воспитание в младшем
школьном возрасте – это значит добиться того,
чтобы каждый ребенок раскрыл себя именно в той
деятельности, которая в наибольшей мере
соответствует его задаткам»
В. А. Сухомлинский
Введение
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала
умы ученых, философов, педагогов. Но сегодня это проблема особенно
актуальна,
когда
образование
находится
в
напряженном
процессе
реформирования. Цель школы
– формирование личности школьника с
максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей,
развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что
первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке
творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального
полнокровного труда.
По моему мнению - воспитатель – это друг по отношению к детям,
помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а
сопровождающий детей в пути поиска истины.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок
развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в
процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними.
Поэтому для достижения воспитательных целей важно уметь организовать
разнообразную деятельность детей.
Я, как и любой другой воспитатель, стремлюсь научить детей тому, что
знаю сама, но в большей мере стараюсь открыть в детях то, что заложено в
каждом из них.
Группа продленного дня – это не просто место, в котором проводят
время младшие школьники после уроков, а специально организованный
образ жизни детей: их деятельность, отношения, события. В этом
воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.
Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе,
позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети
младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать
окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
Условия возникновения и становления опыта
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы
продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только
сознательными
и
здоровыми
членами
общества,
но
и
обязательно
инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
Значит необходимо создать оптимальные условия для гармоничного развития
и творчества каждого учащегося. Современный этап развития педагогики и
психологии требует новых подходов к решению задач воспитания личности
ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен
быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие
процессы, на формирование и развитие творческой личности.
Отбор
эффективных методов, приемов и форм работы, направленных на решение
обозначенных проблем стал основой исследования темы:
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях
ГПД»
Цели
моей педагогической деятельности.
1.Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.
2.Создание условий для формирования творческой личности, активной и
самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и
положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный
подход к развитию каждого воспитанника .
Основная задача моей деятельности.
Создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и
любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации
личности каждого ребенка, признаками сформированности детского
коллектива.
Предпосылками возникновения и становления опыта являются
сложившиеся противоречия:
- с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить
внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность
свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно
развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации,
важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать;
- с другой стороны, особенности работы в группе продленного дня
предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало
специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий,
обеспечивающих реализацию этих возможностей.
Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и
практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и
развитие творческих способностей у младших школьников в процессе
разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня.
Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет
использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации
творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время
игры.
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если
раньше школа требовала усвоения некого базиса знаний, то современная
школа постепенно меняет свои приоритеты.
«Наше общество является развивающимся, которому нужны
образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора». Так
говорится в концепции модернизации российского образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального
общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-
ориентированной развивающей модели массовой школы и призван
обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие
личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
формируется желание и умение учиться. В соответствии с ФГОС НОО в
школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений
которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его
индивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная
деятельность в основном реализуется воспитателем.
Соответственно школа должна создать условия для всестороннего
развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и,
конечно, творческих способностей.Творческое начало рождает в ребенке
живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает
интерес не только к результату, но и в первую очередь к
процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя
самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые
сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает
внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества
человек наиболее полно осознает себя как личность.
Благоприятными условиями для формирования творческих
способностей младших школьников является разнообразная деятельность в
условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования,
которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, создаются
условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе
продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и
на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для
творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для
обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками.
Теоретическая база опыта
Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно
организовать процесс развития творческих способностей младших
школьников в условиях группы продленного дня.
Творчество – это способность, включающая в себя целую систему
взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность,
фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин,
А.И. Леонтьев).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого
мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,
Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов,
А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов,
В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и
другие.
Важность творческого компонента именно для будущего человечества
подчеркивал Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в
детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека
ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы
существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к
будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.
Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к
будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.»
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только
структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При
этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из
которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а
третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы
заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию
Ш.А. Амонашвили.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования
личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное
общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть
ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший
школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения,
сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее
благоприятным для развития воображения и творчества личности.
Моя воспитательская деятельность в группе опирается на следующее:
1.Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев),
согласно которому должны быть использованы разнообразные виды
деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая,
художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная,
коммуникативная, игровая.
2. Гуманно - личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А.
Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку
личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая
принуждение.
3.Технологию развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.,
Выготского Л.С.
Здесь, прежде всего, имеется ввиду, формирование у учащихся
способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше
задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Этот принцип я использую во время самоподготовки учащихся, стараясь
не давать им готовых образцов решения, а подталкивая к самостоятельной
мыслительной деятельности.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание
условий для формирования творческой, активной личности, через
включение в систему творческих занятий и положительной мотивации
творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого
воспитанника.
В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с
общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных
руководителей, что способствует умственному, физическому,
эмоциональному и творческому развитию учащихся.
С учетом требований, предъявляемых к образованию на современном
этапе развития общества, а также особенностей и способностей своих
воспитанников передо мной встала необходимость создания такой модели
воспитательной работы в ГПД, которая была бы направлена на:
- выявление и развитие творческого потенциала детей;
- построение занятий в ГПД на деятельностной основе;
- проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную,
развивающую и исследовательскую технологии.
Поэтому при организации работы с детьми я опираюсь на основные
педагогические принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых
занятий к сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
-
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого
ребенка в воспитательный процесс.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами в воспитании гармонично развитой личности
в ГПД по моему мнению являются:
1.
Игровая деятельность;
Игры, дидактические, ролевые, деловые, призваны решать не только учебные
задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают
напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
2. Библиотечные часы с иллюстрированием. В этом направлении проводим
много работы совместно с библиотекарями центральной районной
библиотеки и детской районной библиотеки. Были проведены открытые
мероприятия «День белых журавлей», «Путешествие по сказкам
А.С.Пушкина», «Дети войны» и др.
3. Клубные часы с изготовлением различных поделок.
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и
хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее
комплексный системный подход к организации обучения, воспитания,
развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо
начать планирование – это изучение основных законов государства в области
образования и локальных актов школы: закон РФ “Об образовании”,
“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, должностные
обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации “Организация и
режим работы группы продленного дня”.
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на
протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве
педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании
сделать школьную жизнь интересной, полезной.
Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные
направления:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в
группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-
оздоровительной);
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе,
другим людям, окружающему миру.
Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я
учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую
атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на
доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным
навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения
уважать достоинство других, умения выслушать другого человека,
способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к
самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере
общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам,
коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных
игр и во время индивидуального общения.
Индивидуальную работу с учащимися строю на:
- изучении индивидуальных особенностей учащихся;
- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения
в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм
поведения в учебном заведении;
- взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития
учащихся;
- диагностике результатов воспитания.
Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет
трудовое воспитание. Приучаю детей к труду с учетом физиологии детей
младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, с
использованием элементарных приемов труда, навыков самообслуживания,
знакомлю с профессиями взрослых людей, воспитываю чувства уважения к
людям любой профессии.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является
сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными
участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся
моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Одна из важнейших
форм работы - это совместное проведение мероприятий, где родители
активно участвуют в ролях различных героев. Также постоянно обсуждаю с
родителями вопросы, связанные с воспитанием, учебным процессом,
организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций,
анкетирования и т.д. Родители интересуются школьной жизнью своих детей,
помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью
группы.
Результативность опыта
Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу,
происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я
выделила 5 основных видов деятельности:
1.Художественное творчество: выполнение различных изделий руками с
использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных
материалов.
2.Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения,
психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового
образа жизни, викторины.
3.Чтение книг, рисование иллюстраций, спектакли, инсценировки,
театральные постановки, викторины;
изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием;
4.Научно-познавательная деятельность: конкурсы, тесты, викторины на
различные темы, связанные с развитием мышления.
5.Мотивации во время творческой деятельности, комфортная
психологическая обстановка.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать
что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя
существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Важно
обогатить
мир
ребенка
яркими
впечатлениями,
новыми
знаниями,
полученными
через
разнообразную
деятельность,
помочь
получить свой собственный опыт.
Игровые технологии способствуют созданию положительной мотивации
у ребят. Применяю игры творческого характера, которые ставят своей
задачей именно творческое развитие детей.
Технология
коллективного
творческого
воспитания
–
это
такая
организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все
участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления
творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность
школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся
в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали,
устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»). Стараюсь развивать
заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него
качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он
мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная
жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать
инертность форм и методов работы.