Автор: Любовь Викторовна Родионова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Качество образования в начальной школе".
Раздел: начальное образование
Качество образования в школе. Проблемы и пути решения.
Родионова Любовь Викторовна,
учитель начальных классов
Повышение качества образования — одна из основных задач,
декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание
школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений
и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру
и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы
по конечным результатам, среди которых следует выделить основные
показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг
друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся
был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности
школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) —
выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко
выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику
корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает
обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом
за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся
вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших
результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам
предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ
и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей,
и со стороны школы;
пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны
учительского состава;
слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии
ребёнка;
отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека
их со стороны учителей;
невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения
ребят над активными (групповая, проектная, системно-
деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного
цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является
организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются
высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем
относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный
процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая
организация этапов урока, взаимодействие между учителем
и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся,
подбор учебного материала и способы его подачи, использование
современных методик и технологий обучения, использование наглядности
и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности
обучающихся.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации
учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит
человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен
помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения
готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы
управления качеством образования, необходимо помнить, что образование —
это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо
учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
1.
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как
наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся
изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;
2.
Социально-экономические факторы;
3.
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают
среду развития человека (престижность высоких результатов);
4.
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют
на социально-психологические новообразования в личности
школьника, в формировании личностной и духовной зрелости
растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека
на каждой ступени обучения:
обученность;
мотивация;
творческие способности;
здоровье;
духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью
и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как
показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию,
устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика
в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной
школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости,
недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной
снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом
этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной
деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных
предметов. Способы познания должны стать предметом контроля
и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения,
а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания
на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).