Напоминание

"Качество образования в начальной школе".


Автор: Любовь Викторовна Родионова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Качество образования в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Качество образования в школе. Проблемы и пути решения.

Родионова Любовь Викторовна,

учитель начальных классов

Повышение качества образования — одна из основных задач,

декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание

школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений

и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру

и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы

по конечным результатам, среди которых следует выделить основные

показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг

друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся

был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности

школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) —

выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко

выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику

корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает

обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом

за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся

вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших

результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам

предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ

и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей,

и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны

учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии

ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека

их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения

ребят над активными (групповая, проектная, системно-

деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного

цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является

организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются

высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем

относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный

процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая

организация этапов урока, взаимодействие между учителем

и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся,

подбор учебного материала и способы его подачи, использование

современных методик и технологий обучения, использование наглядности

и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности

обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации

учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит

человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен

помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения

готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы

управления качеством образования, необходимо помнить, что образование —

это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо

учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

1.

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как

наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся

изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

2.

Социально-экономические факторы;

3.

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают

среду развития человека (престижность высоких результатов);

4.

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют

на социально-психологические новообразования в личности

школьника, в формировании личностной и духовной зрелости

растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека

на каждой ступени обучения:

обученность;

мотивация;

творческие способности;

здоровье;

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью

и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как

показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию,

устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика

в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной

школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости,

недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной

снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом

этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной

деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных

предметов. Способы познания должны стать предметом контроля

и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения,

а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания

на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).



В раздел образования