Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Консультация для педагогов
«Как включить обязательную творческую активность
детей в режим дня»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2023
Творческие способности формируются именно в дошкольном возрасте.
Поэтому важно как можно раньше создавать необходимые для их разви-
тия условия. Если в вас заложен творческий потенциал и вы обладаете
качествами личности, которые помогают творить, то дети рядом с вами
тоже могут развиваться творчески. Чтобы воспитанники каждый день
могли раскрывать свои творческие способности в детском саду, педагогу
необходимо позволить им проявлять инициативу и творческую самосто-
ятельность во всех режимных моментах.
Приход детей в ДОО
Важно начать творческий процесс с утра, когда дети только еще прихо-
дят в группу. Это позволит вам создать позитивный настрой и настроит
детей на продуктивное общение в течение всего дня. Давайте рассмотрим
варианты игр, которые вы можете использовать, когда принимаете детей
утром.
«Лесная поляна». Нарисуйте на ватмане красочную летнюю поляну
в лесу, где будут кустарники, деревья, норки, пруд, все, на что хватит ва-
шей фантазии. В разных местах полянки сделайте прорези для вставки
человечка с фотографией лица ребенка. Сделайте таких человечков
по количеству детей в группе и предложите утром каждому ребенку по-
фантазировать и поместить себя в то место, где бы он хотел быть.
Если работа будет ежедневной, то вы увидите, как меняется фантазия
ребенка, его желание оказаться в определенном месте: на ветке дерева,
у пруда, в укромном месте в малиннике. При этом не забывайте спраши-
вать детей, почему они решили быть сегодня именно в этом месте на по-
ляне. Это поможет вам оценить настрой ребенка на день и узнать, хочет
он уединиться или быть в центре событий.
«Воздушные шарики».
Вам потребуется новый ватман на каждый
день. На ватмане наклейте фото лиц всех детей вразброс. Заранее из бу-
маги-самоклейки вырежьте воздушные шарики с прорезью внутри – для
своего лица.
Утром предложите ребенку выбрать шарик любого цвета и наклеить
его вокруг своей фотографии. В зависимости от возраста дети могут де-
лать это самостоятельно или с помощью родителей. Занимает эта работа
не больше 2 минут. Когда все воспитанники закончат, рассмотрите ват-
ман, полюбуйтесь многообразием ярких красок, предложите детям по-
мечтать, куда летит сегодня их шарик и что нового он увидит или узнает.
Задавайте вопросы тоже соответственно возрасту детей.
Прием пищи
Даже самый привычный режимный момент, такой, как прием пищи,
всегда можно сделать увлекательным и интересным, если подойти
к нему творчески. Здесь необходима только ваша фантазия.
Перед завтраком. Заранее подготовьте праздничную сюрпризную ко-
робочку, в которую положите, например, медальки по теме «Самый луч-
ший фантазер». Медалек должно хватать на всех детей, чтобы никого
не обидеть: ответ каждого ребенка уникален. Озвучьте детям задание:
«Дорогие ребята, сегодня у нас с вами самый необычный завтрак. Сего-
дня на завтрак у вас необычные волшебные бутерброды с маслом. Сейчас
вы хорошо поедите и подумаете: на что похож ваш бутерброд с маслом?
А в награду тому, кто предложит самый оригинальный ответ, я дам приз,
который лежит в этой коробочке».
Сразу после завтрака выделите время, чтобы выслушать ответы детей.
После того как все выскажутся, необходимо сказать, что все их ответы
интересные и необычные. Бутерброд у каждого свой, поэтому у каждого
он похож на что-то свое. В конце наградите детей за творчество.
Перед полдником. Используйте сюрпризную коробочку с медальками,
например: «Знатоку преображения». Озвучьте детям задание: «Дорогие
ребята, пока вы едите, подумайте и скажите мне потом, что можно сде-
лать из печенья, которое вы получили на полдник. Ответы могут быть
разными: например, из пряника, если надеть его на палочку, можно сде-
лать волчок, а из печенья можно построить домик, из яиц – бусы. Тот,
кто даст самый оригинальный ответ, получит приз!» Естественно, приз
вы вручаете всем воспитанникам за любой ответ. Подобное задание
вы можете дать детям перед вторым завтраком и перед обедом.
Организованная образовательная деятельность
В зависимости от вида деятельности процесс развития творческого по-
тенциала у детей может протекать по-разному. Самая доступная для это-
го образовательная область – художественно-эстетическое развитие,
но и в других образовательных областях всегда можно найти возможно-
сти для творческой активности воспитанников.
Речевое развитие. Во время занятий по развитию речи вы можете со-
здать проблемные ситуации, которые будут стимулировать воображение
детей. Например, когда вы читаете детям стихотворение, рассказ или не-
знакомую сказку, попросите их подумать, что будет дальше с героями,
как закончится произведение. Можно также предложить нарисовать ил-
люстрацию к сказке, а затем рассказать своими словами, каких героев
и какой момент в сюжете ребенок изобразил.
Познавательное развитие. Во время занятий по развитию математи-
ческих представлений можно предложить игры: «На что похожа геомет-
рическая фигура» и «Дорисуй треугольник, квадрат, круг и преврати его
в какой-либо предмет». Такие задания не только стимулируют творче-
скую активность детей, но и помогают им осваивать материал по теме.
Физическое развитие. Мы с вами знаем, что провести образователь-
ную деятельность по физическому развитию по теме недели – одна
из непростых задач. Но и здесь есть возможность предложить детям
творческое задание. Например, если тема недели «Точка, точка, огуре-
чик – вот и вышел человечек» («Человек. Строение человека»), в конце
занятия дошкольники могут выложить на полу человека из физкультур-
ных снарядов: мячей, кеглей, гимнастических палок, каната, мешочков
для метания и т. д. В этом случае дети будут не просто двигаться и соби-
рать человека, но и фантазировать, из чего можно сделать ноги, руки, ту-
ловище.
Социально-коммуникативное развитие. Лучше всего здесь подой-
дут игры-драматизации, в ходе которых дети общаются, договариваются
о разных ролях, иногда им приходится уступать. Также воспитанники
учатся творчески мыслить и перевоплощаться: они примеряют на себя
необычные роли и должны действовать в соответствии с ними. Напри-
мер, в сказке «Теремок на новый лад» для подготовительной группы
к Теремку
приходит
Портфель.
Стучится,
ему
никто
не отвечает,
и он остается там жить. К нему приходят другие герои-предметы: Линей-
ка, Ластик, Тетрадь, Книга, Телефон. Все стучатся и просятся жить. Всем
портфель говорит: «Я пущу тебя к себе жить, если ты мне скажешь, чем
мы с тобой похожи». Каждому герою нужно придумать свой ответ, повто-
рять чужие идеи нельзя.
Прогулка
Многие педагоги считают, что прогулка решает только задачи здоровьес-
бережения и предусматривает двигательную активность детей на свежем
воздухе. Однако к прогулке тоже можно подойти творчески, если
рассмотреть ее как возможность для самореализации детей.
«Новая жизнь старым вещам»– в любой сезон. Заранее проведите
ревизию игрушек. Отберите те, которые вышли из строя, но их детали
безопасны: например, колеса от машин, старые элементы конструктора.
Вынесите их на прогулку и поразмышляйте с детьми о том, как их можно
использовать на улице, чтобы оформить участок. Например, можно сде-
лать «чудо-дерево» по сюжету стихотворения, «вертушки» для игры
с ветром. Старые кастрюльки, коробочки и баночки могут помочь в игре
«Секретики». Такая деятельность формирует у детей способность творче-
ски мыслить в пространстве детского сада, дома, дачи и продуктивно ис-
пользовать старые вещи.
«Рисование с помощью пульверизатора» – зимой на снегу или
летом на боковой стене веранды. Для этого нужны пластиковые бу-
тылки 0,5 л и пульверизаторы. Подготовьте разноцветную воду и предло-
жите детям порисовать на снегу. Летом для этой цели выделите боковую
стену веранды. Каждый день участок будет приобретать яркие краски
и интересные образы, которые будут стимулировать воображение до-
школьников.
Свободная самостоятельная или совместная деятельность де-
тей
Свободная самостоятельная деятельность предполагает, что дети за-
нимаются своими любимыми делами. Здесь важно предоставлять
им инициативу и самостоятельность в выборе деятельности. Организуйте
предметно-пространственную среду так, чтобы дети были в ней макси-
мально самостоятельны. Помощь при этом оказывайте, только когда
нужно обеспечить детям безопасность или в незначительных ситуациях:
любой творческий процесс не терпит руководства со стороны взрослого.
Большой потенциал имеют предметы-заместители, которые дети мо-
гут использовать в творческих ситуациях. Поэтому в группе важно иметь
ящик с такими предметами.
Обеспечьте детям доступ в любой центр активности. Организуйте дет-
ский вернисаж, чтобы они могли сами разместить там свои работы – это
будет подталкивать их к самовыражению.
В группе все должно быть оборудовано для детей, где можно все брать
и со всем взаимодействовать. Однако уберите опасные предметы из груп-
пы, которые дети не должны использовать. Все остальное сгруппируйте
и разместите так, чтобы они не тратили много времени на поиск необхо-
димого.
Уход детей домой
Процесс развития творчества должен быть непрерывным и не должен
ограничиваться тем временем, которое ребенок находится в детском
саду. Важно показать значимость данной работы родителям и проде-
монстрировать возможные варианты такого процесса в домашних усло-
виях. Поэтому вечером вы можете предложить детям и родителям
разные задания и игры.
«Как прошел твой день?» – когда ребенок уходит домой
из группы.
Для этого возьмите лист ватмана, небольшие картинки
и клей-карандаш. Заранее нарисуйте на ватмане вазу или другой сосуд.
Деятельность детей займет не больше двух минут: предложите им перед
уходом домой наклеить любую картинку, которая охарактеризует их дея-
тельность и настроение в течение дня. Возможно, кто-нибудь из детей
откажется – обязательно поработайте индивидуально с этим ребенком
на следующий день.
«Мешочек желаний» – когда ребенок уходит домой с прогулки.
Возьмите на прогулку мешочек с разными предметами. Когда дети будут
постепенно уходить домой, предлагайте каждому ребенку достать что-то
из мешочка. В зависимости от того, что он достал, попросите пожелать
остальным детям что-нибудь на этот вечер. Например, если ребенок до-
стал картинку с солнышком, можно пожелать теплого вечера в кругу се-
мьи. Родители могут помогать ребенку сформулировать мысль – это нор-
мально. Меняйте картинки в мешочке, чтобы разнообразить речевое
творчество детей.
Таким образом, творческие способности дошкольников можно разви-
вать в ходе различных видов деятельности. Основная задача педагогов –
создать такую развивающую среду вокруг ребенка, в которой каждый
сможет проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Также помните, что для ребенка значимо мнение взрослых, поэтому
не забывайте хвалить детей, давайте волю их фантазии. Помните, что по-
хвалы и одобрения заслуживает любое творческое проявление, а не толь-
ко то, которое нравится лично вам. Ребенок, который растет в творческой
среде, обязательно станет творческой личностью.