Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС


Автор: Ножкова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа "Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почётного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича"
Населённый пункт: Тюменская область, г. Заводоуковск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

в условиях внедрения ФГОС

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «компетенция»

рассматривается как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает

авторитетностью, познанием, опытом [4]

Учёные С. Шишова, А. Агапова считают, что понятие «компетенция» – это

готовность личности умело использовать свои способности, которые основаны на

знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированные на

самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, и которые

успешно применяются в трудовой деятельности. [8].

Учёным А.В. Хуторским понятие «компетенция» было определено как

совокупность качеств личности, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Это

такие качества, как знания, умения, навыки, способы деятельности, которые

необходимы для качественной продуктивной и результативной деятельности по

отношению к определенному кругу предметов и процессов [7].

А.К. Маркова определяет компетенцию как характеристику отдельной личности и

степень её соответствия требованиям [3].

Согласно рассмотренной словарной литературе, значение термина «компетенция»

мы сможем полностью раскрыть, когда укажем на его латинское происхождение

(competentia – согласованность частей и complete – добиваюсь, соответствую,

подхожу). Таким образом, делаем вывод, что слово «компетенция» может иметь

два разных значения: во-первых, это полномочия действия или деятельность

какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг, в котором человек

достигает познания и набирает опыт. В современной педагогической литературе

слово «компетенция» употребляется во втором значении.

Осмысление теории и применение компетентностного подхода на практике в

процессе преподавания русского языка началось с исследований

коммуникативной методики таких учёных, как Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, А.Ю.

Караулова, С.И. Разумовская и др.

Исследователи Е.А Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова в своих работах

связывают компетенцию с совокупностью специальных общепредметных знаний,

умений, навыков и способов деятельности [2]. «Компетенция» в нашем

исследовании представляет собой понятийную систему, которая связана с

формированием коммуникативной компетенции учащегося. Из этого следует, что

«компетенция» – это не только способность к выполнению деятельности,

связанной с данным учебным предметом, но и совокупность знаний, навыков и

умений, формируемых в процессе обучения. Поскольку формирование

коммуникативной компетенции наиболее точно отражает эту предметную

область, т.е. обучение русскому языку, поэтому она выступает в качестве

ведущей.

Язык считается основополагающим средством общения, в отсутствии которого

немыслимо наличие и формирование человеческого общества. Происходящие в

настоящее время перемены в социальных взаимоотношениях, средствах

коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции

обучающихся, улучшения их филологической подготовки. В соответствии с

«Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений с

таджикским языком обучения», главным направлением дисциплины «Русский

язык» считается формирование коммуникативной компетенции, т.е. возможности

и готовности реализовать иноязычное межличностное и межкультурное

взаимодействие с носителями языка. В обучении неродным языкам акцентируют

языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и

многие прочие виды компетенций.

Коммуникативная компетенция при обучении русскому языку – это способность

и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения,

готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию² (2, с. 27). Ее

составляющими, как отмечает Е. А. Быстрова, являются знания о речеведческих

понятиях и коммуникативные умения репродуктивного и продуктивного уровней.

Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в

соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную

речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать

собственные связные высказывания разной жанровостилистической и

типологической принадлежности. Формирование коммуникативных умений, как

подчеркивает Е. А. Быстрова, возможно лишь на базе лингвистической и

языковой компетенции. Коммуникативная компетенция, поддерживает Е. И.

Литневская, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и

основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками

использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и

ситуациях общения (3, с. 39).

М. Б. Успенский (4, с. 73) конкретизирует знания, включаемые в

коммуникативную компетенцию: это усвоенные сведения об употреблении в

речевом общении аспектных единиц языка (звуков, морфем, слов,

словосочетаний, предложений и т. д.), о различении их с целью правильного

употребления в речи. Это те знания, которые даются в форме правил, приемов

различения и употребления единиц языка, различных инструкций и рекомендаций

по функционированию языка в речевом общении.

Как своеобразный синтез содержательного наполнения термина коммуникативная

компетенция воспринимается определение, принадлежащее М. Р. Львову. В

Словаре-справочнике по методике преподавания русского языка он пишет:

Коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка, его

фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими

средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма

– в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.

К. к. – одна из важнейших характеристик языковой личности. К. к. приобретается

в результате естественной речевой деятельности и в результате специального

обучения (5, с. 92–93).

Представленные суждения о содержании понятия коммуникативная компетенция

позволяют сделать вывод: теоретическую составляющую коммуникативной

компетенции образуют коммуникативно-значимые знания о системе языка, о

речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях

функционирования единиц языка в речи; практическую составляющую – речевые

умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо)

видах речевой деятельности. Утверждаемое звучит особенно достоверно и

убедительно на фоне высказывания Г. О. Винокура: Язык вообще есть только

тогда, когда он употребляется.

Современная методика преподавания русского языка располагает

исследованиями, содержащими целостную систему коммуникативных умений,

которые формируются при дифференцированном и взаимосвязанном обучении

школьников всем видам речевой деятельности, объединенным ²… процедурами

понимания, без которых не может состояться коммуникация и, следовательно, не

может происходить познания… (6, с. 113. – Выделено – Е. А.).

Среди коммуникативных умений целесообразно разграничивать

речемыслительные действия, обеспечивающие восприятие, понимание,

интерпретацию и преобразование предъявленной информации, и

речемыслительные действия, обеспечивающие продуцирование информации.

Направление речемыслительных действий, осуществляемых в рецептивных видах

речевой деятельности, от информации к ее адресату, в продуктивных видах – от

автора к информации.

Следовательно, коммуникативные умения имеют два вида реализации:

интросубъектные коммуникативные умения, или коммуникативные умения

адресата информации, и экстрасубъектные коммуникативные умения, или

коммуникативные умения автора – производителя информации.

Коммуникативная компетенция – это главнейшая задача, которая заключает в

себе основную цель изучения языка, и включает в себя все основные виды

компетенций. Это умение учащихся пользоваться фактами русского языка и речи

для реализации целей общения с учётом различных условий речевого общения

[5].

Компонентный состав для изучения языка был выявлен русским исследователем

И.Л. Бим, которая выделяет следующие виды коммуникативной компетенции:

языковая, речевая, тематическая, социокультурная компетенция [1].

Далее подробнее рассмотрим этот состав коммуникативной компетенции.

Лингвистическая (языковая) компетенция – эта конструкция грамматически

правильных форм и синтаксических построений, понятные смысловые отрезки в

речи, которые организованы в соответствии с существующими нормами и

правилами русского языка. Их можно употреблять в том направлении, в котором

они используются носителями языка в изолированной позиции. Следует сделать

вывод, что одним из основных и главных компонентов коммуникативной

компетенции является лингвистическая компетенция. Потому что, не зная

основных грамматических правил образования форм, структурирования

осмысленных фраз невозможна никакая вербальная, т.е. устная коммуникация.

Социолингвистическая компетенция – это умение выбрать правильную и нужную

лингвистическую форму. В зависимости от условий коммуникативного акта

выбирается способ его выражения. Это зависит от ситуации, цели и намерения

коммуникации, социальной и функциональной роли говорящих и

взаимоотношений между ними.

Дискурсивная (речевая) компетенция – это способ использования определенной

стратегии для построения и пояснения текста. Дискурсивная компетенция

включает в свой состав и рассматривает специфику письменных и устных типов

текстов, а также тактику речи. В процессе работы учащиеся должны не только

различать типы текстов, но и уметь продуцировать и интерпретировать их.

Социальная компетенция – это желание и умение общаться, говорить, т. е.

вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Появление желания

общаться, т.е. вступить в контакт, связано с наличием ряда потребностей,

мотивов, определенного отношения к собеседнику, а также обусловливается

собственной самооценкой. Вступление в коммуникативный контакт – это умение,

которое требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации

и управлять ею.

Стратегическая (компенсаторная и учебно-познавательная) компетенция – это

компенсация недостаточного знания языка особыми средствами, а также наличие

речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.

Характерной особенностью современного этапа развития образования является

проведение интегрированных уроков с целью формирования коммуникативной

компетенции, которую можно сформировать только совместными усилиями

преподавателя и самих обучаемых. Отсюда, коммуникативные компетенции – это

способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и

понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать

коммуникативные задачи, адекватно вести беседу в различных социальных

ситуациях, владеть устным и письменным общением, несколькими языками.

В литературе иногда встречается термин «речевая компетенция», который близок

по своему значению термину «коммуникативная компетенция». Все четыре

основных видов речевой деятельности – говорение, слушание, понимание, чтение,

письмо – являются функциональными исполнителями речи. Формирование

коммуникативной компетенции предполагает знания о речи. Это умение

создавать и воспринимать тексты – продукт речевой деятельности.

Коммуникативные компетенции предполагают способность к полноценному

речевому общению во всех сферах человеческой деятельности.

Формирование и развитие коммуникативной компетентности личности

становится важнейшей задачей на уроках русского языка.

1.

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроке

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык,

посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство

общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.

Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил

орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого

поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по

науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?

Концепция модернизации российского образования подчёркивает, чтобы

воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих

возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на

осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

необходимо прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или

иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть

сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования

такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта

предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации

языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной

практике), но, прежде всего – воспитание человека, владеющего нормами

литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в

устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому

задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время

одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов

взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе,

владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь

представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести

дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его

устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и

пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции

способствуют формированию умений и навыков речевого общения.

А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме,

аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в

России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм

литературного языка, активно в лексику его носителей проникают

профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по

русскому языку усилен аспект культуры речи. Известно, что практическая

направленность каждого урока является важным условием обучения русскому

языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции

учащихся в практике гораздо шире. Необходимо искать пути и способы

формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах –

учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной

деятельности. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать

собственное «я» учащегося.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном

виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно

высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в

дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной

деятельности учащихся.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к

числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная

мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Деятельность ребёнка при изучении родной речи должна выстраиваться как

деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленная

на собственное языковое развитие. Материал учебного курса, средства и способы

обучения должны быть соотнесены с основными этапами, закономерностями

психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности,

нужно ориентироваться на ведущую деятельность (в подростковом возрасте это,

по мнению специалистов, проектирование, экспериментирование). Важно

опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с

точки зрения носителя языка. Из этого следует, что, например, при введении

новой лексики необходимо рассматривать слово во всём многообразии его связей,

пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка.

Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения,

коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на

диалоговой форме обучения.

В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя,

речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками

учитель сообщает новую информацию. Проблема культурного общения

школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной

среды. Ведь именно коммуникативная компетенция начнёт играть

основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой

деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во

всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и

письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные

взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к

порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в

письменной речи.

Текст – основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов –

насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными,

учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках

развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование

чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить

ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и «слышать»

изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые

тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из

них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к

непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного,

ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении

лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции

курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию,

духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой

активности.

При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и

используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом

анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением

словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и

синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль

порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов

простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над

лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных

смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями

от неё.

Условия формирования коммуникативной компетенции:

1) готовность учителя и ученика к сотрудничеству;

2) способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям общения;

3) мотивация к поиску и изучению новой информации;

4) умение критично и самостоятельно мыслить, контролировать свою

деятельность, ясно формулировать свои цели и ценности, использовать эмоции в

процессе общения.

Единицы коммуникативной компетенции:

- сферы коммуникативной деятельности;

- темы, ситуации общения;

- речевые действия;

- социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарий их

коммуникативного поведения);

- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;

- языковые и литературные минимумы.

Четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции (по В. И.

Тесленко и С. В. Латынцеву):

1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;

2) оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере всеми

составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют

готовность к ее проявлению и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие

коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях,

готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие

их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.

Нельзя обучение русскому языку ограничивать рамками урока. Обязательно

нужно дополнять урок специально организованной (вместе с детьми) «языковой

средой ». При реализации коммуникативного подхода специально организованная

среда является необходимым условием и средством речевого развития.

Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует

от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный

теоретический материал будет являться основой создания системы практических

умений и навыков развития речи.

1.

Основные компоненты и способы реализации коммуникативной

компетенции учащихся на уроках русского языка

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование,

включающее в себя следующие уровни:

языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням:

фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология,

синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста;

умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с

его нормами;

речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования

мыслей по средствам языка и умение пользоваться такими способами в

процессе восприятия и порождения речи;

дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого

события и умение управлять им;

культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения

национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с

историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой

межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе

общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с

нормами социального поведения;

риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания

текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать

авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и

ситуацией публичной речи.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению речи заключается в

уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает

речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к

естественным условиям общения.

Основными компонентами и способами реализации коммуникативной

компетенции являются современные образовательные технологии:

1.

Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в

методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как

метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как

самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет

многого достичь:

- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами

модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он

не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам

(учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала

учащегося);

- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной

деятельности повышает качество обучения;

- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности,

более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося;

- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий

«продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие,

выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе,

представить свою работу на конкурс. Участие в подобных мероприятиях

позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе,

обществе. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью

учащегося.

Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у

учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой

деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад)

выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная

конференция, участие в общероссийских конкурсах.

Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет

развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения

поставленной проблемы.

1.

Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно

поддерживать их интерес, развивают их речь. Так, например, элементы

игры очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной

реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить

полученные знания.

2.

Метод проблемного изложения материала дает возможность не доносить

до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами

сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже

работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать

формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников

анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность

за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.

1.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,

которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие

способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу

специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию

противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я

побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю

открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие

приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации,

ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у

детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос –

начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся

удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок

останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

2.

Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок

позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем

способностей.

3.

Групповая работа – это один из лучших способов, дающий возможность

детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах

они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку

зрения, выдавать результат совместной деятельности.

Вышеизложенные методы и технологии развития у обучающихся

коммуникативной компетенции способствуют формированию устойчивых

коммуникативных навыков; затрагивают, активизируют различные стороны

психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и

синтеза; позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность

ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учению; развивают познавательную

активность; вызывают интерес к предмету; дают возможность освоить и

использовать современные технологии, ориентироваться в информационном

пространстве; способствуют повышению качества знаний.



В раздел образования