Напоминание

"Распевание в детском академическом хоре как важнейший этап формирования вокально-хоровых навыков"


Автор: Журавлева Елена Владимировна
Должность: преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2 им.И.Д.Кобзона
Населённый пункт: Краснодарский край город-курорт Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Распевание в детском академическом хоре как важнейший этап формирования вокально-хоровых навыков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств № 2» им. И.Д. Кобзона

муниципального образования город-курорт Анапа

Отделение вокально-хорового и сольного пения

«Распевание в детском академическом хоре как важнейший

этап формирования вокально-хоровых навыков»

Методическая разработка

преподавателя хора первой квалификационной категории

Журавлевой Елены Владимировны

Анапа 2023 год

1

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой обобщенный анализ

научно-методической литературы и многолетнего педагогического опыта,

приобретенного при работе с солистами и хором различных возрастов на

вокально-хоровом отделении в ДШИ.

Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с

психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп,

каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме

голосообразования. Организуя детский хор, руководитель должен

обязательно учитывать эти особенности, придерживаться однородности

возрастного состава коллектива.

В данной методической разработке раскрываются основные цели и задачи

при формировании вокально-хоровых навыков в детском академическом

хоре. В ней предложены практические примеры распевания, позволяющие

преодолеть вокальные трудности стоящие перед хоровым коллективом.

Методическая разработка предназначена, как для начинающих

преподавателей детских хоровых коллективов, так и для уже опытных

коллег вокально-хоровых отделений музыкальных школ и школ искусств.

Содержание

2

Введение -------------------------------------------------------------------------- 4

1. Теоретические аспекты специфики вокальных упражнений ------------ 5

2. Распевание детского академического хора ---------------------------------- 7

3. Характеристика детского голоса в хоре -------------------------------------- 9

4. Метод исправления интонации у плохо интонирующих

детей («гудошников») ----------------------------------------------------------- 10

5. Основные певческие навыки в детском академическом хоре

5.1 Выработка навыков певческого дыхания ----------------------------------- 12

5.2 Упражнения для тренировки диафрагмы и брюшного пресса ---------- 13

5.3 Комплекс упражнений, включающий в себя разнообразные

вокально – технические задания --------------------------------------------------- 14

Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 24

Список литературы ------------------------------------------------------------------- 25

Введение

3

Хоровое пение – основной и самый массовый вид музыкального

воспитания учащихся в музыкальных школах и школах искусств. B процессе

хоровых

занятий

развивается

и

воспитывается

певческий

голос,

вырабатываются певческие умения и навыки. Вокально-хоровые навыки

являются средством передачи образа, содержания произведения: чем лучше

учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть

исполнение. Их выработка осуществляется успешно лишь при условии

тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся, где один из методов

– целенаправленное повторение с целью совершенствования данных навыков.

При этом следует учитывать, что специальные упражнения для распевания

подбираются в соответствии с уровнем певческого развития учащихся и

усложняются постепенно в процессе обучения.

Распевание — это набор вокальных упражнений, подготавливающих

голосовой аппарат к работе над вокальным произведением. Распевания

помогают разогреть связки, отработать технические приемы и, конечно,

психологически настроиться на творческий процесс.

В условиях дополнительного образования необходимо продумывать

занятие таким образом, чтобы распевание, с которого начинается урок,

принесло максимальную пользу в перспективе дальнейшего творческого

роста, а также непосредственно на этом учебном занятии.

Вокальная работа в детском хоре должна быть направлена не только на

развитие певческого голоса детей, но и на решение художественных задач.

Поэтому очень важно преподавателю хора так организовать обучающий

процесс исполнительской деятельности детей, чтобы он выполнял подлинно

воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.

4

1. Теоретические аспекты специфики вокальных упражнений

Распевания должны быть направлены на развитие навыков каждого

отдельного певца и хоровых навыков в целом. Необходимо также учитывать,

какие

произведения

будут

рассмотрены

на

занятии,

настроить

на

определённую волну, отработать в процессе распевания интонационно

сложные фрагменты, нюансы, настроить на необходимую в дальнейшей

работе тесситуру.

Основными условиями системы вокально-хоровых упражнений являются

следующие:

1) воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам,

которые ставятся в процессе упражнений;

2) постепенное и последовательное усложнение учебных задач: принцип от

простого к сложному;

3) учет особенностей самого процесса образования навыков;

4) разнообразие заданий, которые переключают внимание учащихся в

процессе упражнения с одного задания на другое;

5) необходимость в регулярной и последовательной работе.

Как известно, распевание выполняет две функции:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки

их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и

выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения

хоровых произведений.

Таким образом, распевания – это те упражнения, которые хор выполняет

перед началом концерта и репетиций, чтобы приготовить голосовой аппарат

к работе. Подготовка певцов к пению предполагает, прежде всего, создание у

них определенного эмоционального настроя, а также настройку голосового

аппарата на работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении

звукового и динамического диапазонов, тембра и продолжительности

фонации на одном дыхании. Даже опытному певцу нецелесообразно

начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса,

так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях

должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих

навыков хористов, их вокальной тренировки и выносливости. Чрезмерная

напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же

отражается на качестве звука. Результатом правильной координации в работе

голосового аппарата станет ненапряженное, но в меру активное звучание

голоса. Такой эталон звучания должен сохраниться при выполнении

различных вокальных заданий в различной динамике, на всех гласных в

5

любом темпе. B вокальной работе с хором дирижер должен всегда слышать

внутренним слухом тот эталон хорового звучания, к которому он в конечном

счете стремится, знать, как этого добиться в перспективе и что можно

требовать от хора сегодня, на данной репетиции. Постепенность, движение

от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над

качеством звука в хоре.

Цель работы - раскрытие особенностей распевания детских академических

хоров младшего и среднего возраста.

Задачи: - раскрыть особенности детского голоса у мальчиков и девочек

(младшего и среднего возраста); - развить вокальные способности учащихся;

- овладеть навыками певческого дыхания, звукообразования, артикуляции;

Методы исследования:

Теоретический (анализ, сравнение, синтез, реферирование).

Эмперический: обобщение опыта работы.

На хоровых занятиях необходимо использовать вокальные упражнения

двух видов: специальные упражнения, не связанные с музыкальным

материалом разучиваемого репертуара и упражнения, построенные на

разучиваемом репертуаре упражнений (отдельные фразы из произведений,

заключающие в себе определенные трудности). При отборе музыкального

материала для специальных упражнений, не связанных с репертуаром,

необходимо учитывать следующее:

• целесообразность и полезность использования в качестве упражнений гамм,

отрезков звукоряда и трезвучий как материала обычно менее сложного,

дающего возможность рельефно выделить определенную техническую

задачу;

• использование в качестве упражнений распевок, подобранных в

определенной системе, которые предлагаются в нескольких тональностях

(секвенционно по полутонам вверх). Систематически проводимые и

правильно подобранные вокальные упражнения – это своего рода школа для

певцов хора по вокалу, ансамблю, музыкальной теории, гармонии по

развитию внутреннего слуха и освоению трудных мест разучиваемого

репертуара. Они могут быть самыми разнообразными: пение гаммы в унисон,

тетрахордов, секвенций, хроматизмов, гармонических сочетаний,

выполнение упражнений на все гласные и слоги, в различной динамике, на

равномерное усиление и ослабление звучания. Все унисонные и октавно-

унисонные упражнения способствуют выработке ансамбля, за которым

должен следить хормейстер, не оставляя без внимания интонацию и культуру

6

звука. Петь упражнения нужно свободно, ровно, используя естественную

динамику, постоянно следить за правильностью певческого дыхания.

Например, гамму в одну октаву рекомендуется петь на одном дыхании

вверх и вниз половинными длительностями в умеренном темпе. Таким

образом, выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью

упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии

постепенного усложнения заданий.

В основные задачи руководителя хора входит приобщение учащихся к

российской хоровой культуре в целом и воспитание единой академической

манеры пения. Традиционно в сельской местности песни исполняют в

народной манере (гласные поются, как проговариваются). В то же время,

академическая манера исполнения требует округления гласных. Репертуар

академического хора включает произведения западных, русских классиков. В

процессе хоровых занятий развивается вокально – хоровая техника. Певцы

хора получают основные знания, умения, навыки, которые вырабатываются в

результате повседневной работы в хоровом коллективе.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по

воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и

подбор упражнений) являются очень острой, так как некоторые смотрят на

распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением

репертуара, на самом же деле распевание – это сложный путь к овладению

техническими основами вокального искусства. Работа строится на

специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту,

педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников

хорового коллектива.

Учитывая, что работа с голосом - процесс длительный и сложный, весь

практический материал разделен на этапы, что помогает все исполнительские

задачи решать синхронно и комплексно.

2. Распевание детского академического хора

Важным звеном в работе с хоровым коллективом является распевание.

Распевание может проводиться одновременно со всем хором или группами.

В процессе распевания, которое длится 15-20 минут, учащиеся хора помимо

разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие знания,

умения, навыки. Нет смысла менять упражнения к каждому занятию, если

намеченная цель не достигнута. Необходимо, чтобы упражнения носили

стабильный характер, так как положительный результат возникает только

при многократном повторении одних и тех же упражнений. Правильно

7

организованное распевание хора обладает целым рядом положительных

качеств:

а) мобилизирует, активизирует, тренирует голосовой аппарат учащегося;

б) учит слушать и понимать качество воспроизводимого звука;

в) помогает быстрее преодолеть вокально – хоровые трудности в работе над

произведением;

г) развивает у учащегося музыкальную память, слух и чувство ритма.

Распевание хора ведётся в двух направлениях:

- Распевание, как средство приобретения вокально - хоровых умений и

навыков;

- Распевание, как элемент вокально-хоровой работы, связанный с

разучиванием репертуара.

В работе над техникой не обязательно стремиться к большому количеству

вокальных упражнений, так как важно не количество, а качество, и

последовательное применение приёмов. Правильный подбор упражнений

помогает выработать и закрепить каждый элемент упражнения в

отдельности, а также закрепить комплекс этих знаний, умений и навыков в

их совокупности. Первым условием системы вокально - хоровых упражнений

является воспитание сознательного отношения певцов к тем учебным

задачам, которые ставит руководитель хора. Важную роль в распевании

играет показ хормейстером, как нужно исполнять упражнения. Постепенно в

результате повторений упражнений участники хора уже самостоятельно

применяют полученные навыки.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и

последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений

необходимо идти от простого к более сложному. Новое упражнение должно

быть связано с предыдущим.

Третье условие - процесс восприятия и усвоения правила к умению его

применить на практике.

Четвёртое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается

в регулярной и последовательной работе. Таким образом, распевание

проводится со всем хором или группами. В процессе распевания у учащихся

разогревается голосовой аппарат, вырабатываются основные вокально –

хоровые навыки. Развивается музыкальная память, слух, чувство ритма.

Положительный результат возникает при многократном повторении одних и

тех же упражнений, сначала за хормейстером, затем уже самостоятельно

учащимся.

8

Распевание является основой вокального звучания хора. В показе,

которого предполагается как эталон, тембральная окраска звука, точное

интонирование упражнения, соблюдение ритмической основы.

3. Характеристика детского голоса в хоре

Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие голосовые

связки, малая ёмкость лёгких) детский голос отличается от голоса взрослого;

ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон,

характерная мягкость. Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой,

насыщенностью тембра. Высокий детский голос у девочек называют

сопрано, у мальчиков – дискант. Низкий детский голос именуется альт.

Детские голоса в хоре связанны с возрастными особенностями учащимися.

Голоса разделяются условно на три возрастные группы.

Первая вокальная группа – от самого младшего возраста до 10 – 11 лет;

голоса этой группы отличаются исключительно фальцетным (головным

звучанием, небольшим диапазоном (максимум – октава); до первой октавы –

до второй или ре первой октавы – ре второй). Голоса детей 7-10 лет

характеризуются лёгким фальцетным звучанием, небольшой силой – от

пиано до меццо-форте. Существенного различия между голосами мальчиков

и девочек ещё нет. Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре

одно-, двухголосные произведения. В этом, начальном, периоде хорового

воспитания закладываются необходимые профессиональные навыки пения –

точное интонирование, элементы вокальной техники, исполнение в ансамбле.

Вторая вокальная группа – от 11 - 12 до 13 – 14 лет. Здесь намечаются

элементы грудного звучания, индивидуальный тембр; диапазон несколько

расширяется (до первой октавы – ми, фа второй). Хоровые голоса детей

отличаются некоторой насыщенностью звучания. У мальчиков появляются

глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек начинает определяться тембр

женского голоса. Диапазон сопрано; до, ре первой октавы – фа, соль второй

октавы; альтов ля малой октавы – ре, ми – бемоль второй октавы. В

репертуаре могут быть произведения гармонического склада, а иногда и

несложная полифония.

Третья группа – голоса подростков 14 – 16 лет, в них элементы детского

звучания смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает

выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав,

звучание микстовое (смешанное). У мальчиков, особенно альтов, элементы

грудного звучания несколько заметнее и выявляются раньше. Как и в голосах

взрослых, в детском голосе имеются регистры грудной, головной (границы

между ними легко заметны) и микст. В период полового созревания голос

9

мальчиков понижается на октаву и приобретает мужскую окраску. Это

явление относится к вторичным половым признакам и вызвано перестройкой

организма под влиянием эндокринной системы. Певческие свойства девочек

сохраняются после мутации.

Детские голоса в хоре

Младший возраст

6,7 – 10 лет

С1 - с2, d2

Средний возраст

11 – 14 лет

Сопрано: с1,d1 - f2

альты: а - d2

Старший возраст

15 – 17 лет

Сопрано: c1 - g2 альты:

(g) a - d2

Хор мальчиков

Дисканты: с1 - g2;

альты: g - f2

Школьный хор

1голоса: d1 - f2

2 голоса: h - d2

3 голоса: b - d2

Таким образом развитие детских голосов в хоре зависит от возраста:

1 группа – 7-10 лет; 2 группа -11-14 лет; 3 группа – 15-16 лет;

Во всех трёх группах голоса развиваются в соответствии с

физиологическими особенностями ребёнка. Задача хормейстера помочь

вокальному становлению голосов используя при этом методы распевания.

4. Метод исправления интонации у плохо интонирующих

детей («гудошников»)

Острейшей проблемой в работе с детскими хоровыми коллективами

остаётся проблема «гудошников». Эти дети не только сами значительно

отстают в своём развитии, но и тормозят развитие всего коллектива в целом.

Но при своевременном и соответствующем вмешательстве педагога все

«гудошники» (за исключением больных детей) могут интонировать верно.

Существует интересный в этом направлении метод работы педагога,

хорового дирижёра Д.Е. Огородного. Он считает, что причина кроется в

отсутствии у таких детей верной координации между слухом и голосом.

Это обусловленно отставанием развития соответствующих частей головного

мозга. Ребёнок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не

умеет правильно формировать (оформлять) певческий звук. Прежде всего

это относится к неумению использовать в пении головной резонатор.

Последовательное применение учителем определённых приёмов,

рассчитанных на устранение недостатков в пении у ребёнка, приводят к

10

тому, что он начинает воспроизводить звуки в пределах нормального для

учащегося 1 класса диапазона (от до - ля, а иногда и выше). После того, как

ребёнок уяснил себе, что дало ему возможность выполнить певческое

задание верно, он это делает и без помощи учителя. Добытое умение верно

интонировать закрепляется затем на вокально – ладовых упражнениях и

дидактическом песенном материале в общей работе с детьми в классе.

К

числу применяемых примеров относятся:

а) пение звуков (с постепенным повышением) на гласный У приёмом

стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения

органического и непринуждённого характера звукоизвлечения);

б) раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при

пении на том же гласном У);

в) певческое задание даётся ребёнку на слух, но подкрепляется зрительной

наглядностью;

г) звук, даваемый за образец, должен звучать в ярко выраженной певческой

позиции;

д) задание даётся в живой форме, содержащей художественный момент

(например, «как ответ кукушки» или «ответ филина»);

е) необходимо создать в классе атмосферу доброжелательности и желания

помочь товарищу со стороны всех детей. Подчёркнуто поощрять каждый его,

хотя бы и небольшой успех. В случае невозможности добиться от ребёнка

верного выполнения задания с помощью перечисленных мер применяется

специальный приём: плотное закрывание ушей ладонями рук. С помощью

этого приёма интонация сразу исправляется. Обостряются мышечные

ощущения как компенсация потери слухового контроля.

Приём с

закрыванием ушей целесообразно применять иногда для исправления

характера звукоизвлечения и уточнения интонации ко всем ученикам. В этом

случае дети сами закрывают себе уши (или только одно).

В течении многих лет, работая с хором в детской школе искусств, в

практической работе мы выяснили, что наш метод работы с «гудошниками»

состоит из трёх основных этапов. Воспитание правильной интонации у детей

плохо интонирующих, нужно начинать с интонирования одной ноты. Уловив

высоту, которую обычно воспроизводят ученики, можно пропеть простую

народную прибаутку на одном звуке «Барашеньки – крутороженьки».

11

Найдя исходный звук, через некоторое время прибавляем к нему второй.

После пения простых попевок на двух звуках, прибавляем третий,

постепенно расширяя диапазон.

Очень важно правильно рассадить в хоре плохо интонирующих учеников.

Их следует размещать в первом ряду, ближе к преподавателю. Такое

размещение важно, во –первых, учителю легче следить за фальшиво

поющими детьми. Во – вторых, сидя впереди они получают возможность всё

время слышать сзади себя правильное пение. Дети, которые поют чисто,

таким образом, не слышат фальши.

5. Основные певческие навыки в детском академическом хоре.

5.1 Выработка навыков певческого дыхания

Певческое дыхание играет огромную роль в звукообразовании. Недаром

итальянцы говорят: " Как вздохнёшь, так и запоёшь".

Певческий вдох сопровождается активной работой мышц - расширяющих

рёбра, грудную клетку и диафрагму, которая опускаясь и сокращаясь, даёт

свободу для наполнения воздухом лёгких.

Для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания

(грудной, брюшной - диафрагмальный или смешанный), сколько характер

выдоха. Выходящее дыхание должно быть плавным, без толчков, лишнего

напряжения и достаточно организованным.

Длительность и сила дыхания развивается при помощи упражнений на

дыхании без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять

свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность управлять

мускулатурой и необходимыми мышцами. Характер вдоха, длительность и

объём диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.

Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос,

или через нос и рот одновременно, или через нос с дальнейшим добиранием

дыхания через рот. Входящее дыхание лучше сопровождать представлением,

будто мы наполняемся ароматом цветов.

В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в

возрасте семи лет певческое дыхание мало чем отличается от обычного.

Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении.

Важную роль в формировании дыхания играет умение певца

распространить его на всю исполняемую фразу. Наиболее приемлемо

12

смешанное дыхание. Но гигиеничнее дышать через нос: при вдохе сухой

воздух увлажняется, холодный – согревается. Это предохраняет голосовые

связки от сухости и охлаждения.

Дыхание должно быть во внимании хормейстера всегда, на любом

возрастном этапе. Важен показ хормейстера и контроль за выполнением

упражнения на дыхание у обучающихся. Руководителю хора необходимо

помнить о разнице объёма дыхания у девочек и мальчиков. В младшем

школьном возрасте можно работать над элементами цепного дыхания

(фрагментарно).

Важно отметить влияние дирижёрского жеста на правильность взятия

дыхания. Жест должен содержать объём дыхания, скорректированным с

хоровой партитурой и тесситурными условиями.

Таким образом мы подчёркиваем важную роль подготовки руководителя

хора, как хормейстера и дирижёра.

5.2 Упражнения для тренировки диафрагмы и брюшного

пресса.

Упражнение 1. Первая позиция (живот надут, диафрагма опущена).

Исходное положение - сидя или стоя, лицо и руки не напряжены, глядеть

прямо перед собой. Хорошая осанка: корпус прямой, плечи развёрнуты, шея

вертикально. Сделать короткий вдох, надувая живот. Отпустить живот, делая

выдох. Вдох сделать лёгкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух

автоматически проходит и через нос. Повторить пять раз.

Упражнение 2. Исходное положение то же. Сделать короткий вдох.

Задержать дыхание с надутым животом. Отпустить живот, делая выдох. При

освоении навыка задержку дыхания удлинять, доведя счёт до десяти.

Повторять пять раз.

Упражнение 3. Вдох на второй позиции (живот втянут, диафрагма

поднята), с задержкой дыхания. Исходное положение то же. Сделать

короткий вдох на второй позиции. Задержать дыхание на один счёт.

Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку

дыхания, считая до десяти. Повторять пять раз.

Упражнение 4. Переход с первой позиции на вторую позицию. Исходное

положение то же. Сделать короткий вдох с надуванием живота. Во время

задержки дыхания подтягивать живот во вторую позицию. Отпустить живот,

сделать выдох.

13

Упражнение 5. Переход во второй позиции на первую. Короткий вдох на

подтянутом животе. Во время задержки дыхания перевести дыхание, надувая

живот. Отпустить живот и сделать выдох.

Упражнение 6. Переход из первой позиции во вторую и обратно в первую

позицию. Исходное положение то же. Короткий вдох на надутом животе. Во

время задержки дыхания подтянуть живот и снова его выпятить. Отпустить

живот и сделать выдох.

Упражнение 7. Сделать короткий вдох.Задержать дыхание с надутым

животом. Дуть на свою ладошку про себя считая до пяти.По мере укрепления

мышц продлять выдох ( до десяти, до пятнадцати и т.д.) Заниматься

упражнениями на дыхание не более 5 – 7 минут. Осваиваются эти

упражнения чаще всего за десять занятий.

5.3 Комплекс упражнений, включающий в себя

разнообразные вокально – технические задания

.

Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-

технических приемов. Правильный подбор упражнений помогает

сформировать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить

комплекс этих навыков в их совокупности. Нельзя сводить упражнения лишь

к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать

необходимая связь и координация между ними. Необходим специальный

подбор упражнений с постепенно усложняющимся музыкальным

материалом. Так, предлагая упражнения на кантилену, следует упростить

другие элементы музыкальной выразительности: ритм, мелодический

рисунок, темп, тесситуру.

Вначале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки

певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении.

Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя хора

в унисон.

Далее достигнутые вокально- хоровые навыки закрепляются в пении на два,

а в последствии на три и четыре голоса.

Наряду с песенным материалом, в качестве специальных упражнений,

не связанных с разучиваемым репертуаром, целесообразно использовать

гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и аккорды как материал, дающий

возможность формированию вокально-хоровых навыков, решающих

вдальнейшем любую интонационно- техническую задачу.

14

Умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком зависит,

прежде всего, от правильного формирования гласных. Согласные же играют

роль в искусстве дикции.

Наиболее распространённым гласным, который чаще всего используется в

вокальной работе, является звук а. При пении этого звука опускается нижняя

челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой.

Звук а принадлежит к числу так называемых «громких» гласных, требующих

наименьших усилий для его образования. Гласный звук а лучше всего

раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и

напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания,

что достигается путем его приближения к о.

Гласный о обладает теми же свойствами, что и округленный звук а, но

более затемнен по тембру. Глоточная полость на о принимает его округлую

форму и несколько более расширена, чем при пении на а.

Гласный и обладает, с одной стороны, такими положительными

качествами, как собранность и острота звучания, что способствует

нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — наименьшей

природной громкостью из-за узости формы рта при пении этого звука.

Работа над и полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и

глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого

гласного должно быть весьма осторожным и педагогу следует сначала

обратить внимание на устранение этого недостатка.

Наиболее «темным», «глубоким» и «негромким» среди всех гласных

является звук у, при исполнении которого ротовое отверстие сужается и

расширяется глотка. Гласный у способствует выравниванию звучания других

гласных.

Имеются еще сложные, йотированные звуки е, ю, я, ё, представляющие

собой сочетание гласных э, у, а, о с полугласным й. Так, например, е состоит

из й +э, ю из й +у, я из и + а, ё из й + о. Особенность пения йотированных

гласных состоит в том, что в них сразу же после й звучит простая гласная, то

есть е—э, ю—у, я—а, е—о.

Йотированные гласные приносят большую пользу, помогая устранению

вялости, тусклости и интонационной расплывчатости звука.

После «тихого» и «глубокого» звука у можно перейти к «громким» и

«близким» а, о. В сочетании с у будет происходить выравнивание разной

громкости, а также «близости» и «глубины» пропевания всех трех звуков.

15

В упражнениях порядок данных гласных можно изменять: у—о—а, а—о—

у, о—у—а.

Здесь следует сказать о факторе взаимовлияния гласных: если в упражнении

первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и

свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. Так, например,

гласный у, передавая стоящим после него гласным а и о долю своей

«глубины», получает от них частицу свойственной им «близости»

звукообразования.

Далее можно переходить к изучению более трудного гласного и, который

является «острым» по звучанию и «узким» по ощущению. В сочетании с у, о,

а, а также с э, являющимся округленным е, можно постепенно преодолеть

«узкость» гласного и. Вместе с тем под его влиянием начинает

вырабатываться собранность и острота всех гласных.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой

позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение

закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создается

ощущение присутствия небольшого яблока. Достижению остроты и

звонкости помогает также использование йотированных гласных и слогов с

наличием полугласного й, который ставится не впереди, а позади гласной: ай,

ой, эй. Эти слоги-междометия часто употребляются в русских народных

песнях и составляют одну из характерных особенностей национальной

народно-песенной кантилены.

Округление звука производится с помощью тех гласных, которые

округлены по своей природе. Так, чтобы округлить гласную а, надо

приблизить его звучание к о, е — к э, и — к ы, ю — к у.

При обучении правильному пению гласных звуков педагогу следует

тщательно следить не только за формой, но и за активностью

артикуляционного аппарата. Многие певцы хора страдают вялостью

произношения. Мышцы рта, языка и мягкого нёба у них находятся часто в

пассивном состоянии. Они должны усвоить правильное положение рта на

каждую гласную.

Надо требовать, чтобы певцы хора уверенно открывали рот, но делали это

без утрирования. Например, на гласной у не следует слишком вытягивать

губы вперед; на а не опускать чрезмерно нижнюю челюсть, так как это

может придать рту некрасивую форму и повредить качеству звука; на о

форма рта должна иметь естественно округленный характер. При пении

гласных и и э не следует слишком растягивать уголки рта.

16

Упражнение 1. Работа над унисоном, распев гласных при пении легато.

Упражнение 2. На развитие ровного, легкого звука, кантилены. Внимание к

точному попаданию на первый звук, острому интонированию терцового тона

(в мажоре, и, особенно, в миноре), к красивому, слитному звучанию

последнего звука.

Упражнение 3. На развитие качественного legato при движении по звукам

трезвучия и отчетливой интонации в распевании слогов, вокализации

гласных «а» и «о».

Упражнение 4. Расширение диапазона. Распев гласных «и», «я» на стаккато

и легато. Внимание к ровному исполнению переходных нот.

Упражнение 5. На выравнивание регистров, качественную кантилену на

широких скачках. Следим за предельно точным интонированием, как

ступеней гаммы, так и интервалов. Особое внимание к умению распределять

дыхание на всю мелодическую линию.

Упражнение 6. Двухголосное пение сольфеджио.

17

Упражнение 7. Трехголосное пение сольфеджио.

Чтобы научиться экономно расходовать дыхание при пении, существует

следующие упражнения:

-распевание гласных звуков (например, А , Э, У) в среднем регистре в так

называемой примарной зоне, наиболее удобной для пения без напряжения

(на звуках фа, соль, ля первой октавы).

18

Для хорошего звука не нужно много воздуха. Количество используемого

воздуха должно быть равно количеству воздуха, необходимого для

поддержания вибрации голосовых связок - ни больше, ни меньше.

Правильность дыхания можно контролировать чисто слуховым методом.

Самоконтроль является важным фактором в вокально - хоровой практике,

который надо стараться совершенствовать в процессе тренировки. Он

осуществляется в основном слуховыми и мышечными ощущениями.

Упражнения обычно строятся в малом объёме на центре диапазона: один

или несколько звуков в поступенном движении. Темпы преимущественно

умеренно – подвижные.

-поём с закрытым ртом, при этом глубоко опускаем нижнюю челюсть,

смыкаем губы и делаем их «поющими», а также поём на различные слоги.

-пение с различными приёмами звуковедения: пение легато - это значит петь

связно, без толчков. Благоприятные условия для выполнения легато

создаются при пении на гласные или с закрытым ртом. Целесообразно идти

от удобного гласного к менее удобному. Наиболее удобные гласные О, У,

наименее - И, Е.

Легато является трудным приёмом звуковедения, но оно очень полезно,

так как отсутствие согласных букв сводит к минимуму опасность толчков и

непрерывности в звуковедении. Совершенное владение навыком пения

легато - это большое искусство, требующее опыта и повседневной

тренировки. Показатель верного пения легато - это ровность звука данного

отрезка мелодии. Упражнение на одном звуке подразумевает ровное

звучание хора (выверенный объём дыхания, нюансировка и сохранение

вдоха).

19

-

пении упражнений с введением согласных , здесь возникают

дополнительные трудности. Например: Б, П, К, Д, Т- эти глухие согласные

неизбежно прерывают вокальную линию, исполняемую хором . В нашей

практике есть такой приём, усиления согласной, гласной (пыривет, неты,

лягы). При работе над слогами, хормейстер должен соблюдать правила

произношения мужских и женских окончаний слогов. Мужской

заканчивается на согласную, а женский на гласную.

- пение упражнений на стаккато. Другой навык звуковедения – стаккато,

это пение отрывистое, короткими длительностями, лёгкими толчками.

Упражнения на стаккато помогают в работе над дикцией, которая так

необходима для раскрытия содержания исполняемого произведения. Ясность

и чёткость произнесения слов и даже отдельных слогов в большой мере

зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца.

При разработке и тренировки можно с успехом применять

гимнастические упражнения без звука для развития подвижности, ловкости и

силы артикуляционных мышц.

В этих упражнениях буква «р» должна быть утрированной.

Упражнения для активизации артикуляционных мышц, принимающих

участие в формировании слова.

1. Открыть рот вертикально, подержать в таком положении немного, закрыть

рот, проделать это пять раз. Упражнение укрепляет связки, суставы,

жевательные мышцы.

2. Открыть рот, затем рукой, сжатой в кулак, надавить на нижнюю челюсть

снизу, стараясь как бы закрыть рот и в то же время сопротивляясь, держать

его открытым. Считать мысленно от пяти до десяти.

20

3. Повороты челюсти вправо, влево, вперёд, назад. Делать как с открытым

ртом, так и с закрытым ртом по нескольку раз в каждую сторону.

4. Надуть одну щеку, надуть другую, втянуть обе щеки. Упражнение

укрепляет и тонизирует щечные мышцы.

Дикционные упражнения .

Для выработки дикционной чёткости весьма полезны различные

скороговорки, а также быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных

слов.

Примеры скороговорок:

Два щенка щека к щеке щётку щиплют в уголке.

На дворе - трава, на траве - дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Слишком много ножек у сороконожек.

Рома Рите дал - ириску, Рита Роме – барбариску.

На ногах в грозу галоши, у галош не мокнет кожа.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Также скороговорки можно пропевать.

Начинать дикционные упражнения нужно на середине диапазона.

В дикционную тренировку можно вносить разнообразие: при работе над

словом, фразой, пословицей, скороговоркой изменять высоту звука,

динамику, увеличивать диапазон. Ведь ни так трудно произнести самые

трудные скороговорки, как пропеть их, тем более на высоком участке

диапазона. Такие упражнения помогут приобрести нужный навык для

чёткой дикции в пении.

Для выработки подвижности голоса, сглаживания регистров, расширения

диапазона очень полезны упражнения в виде гамм.

21

Их следует петь в темпе allegretto лёгким светлым звуком, точно атакуя

первый звук и выделяя сильные доли такта. При пении нисходящих

тетрахордов необходимо держать дыхание.

В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У более старших

детей постепенно появляется грудной резонатор. В работе с учениками

следует добиваться у певцов такого голоса, в котором всегда есть головное и

грудное резонирование: это смешанное звучание. Смешанное

голосообразование достигается путём продолжительных занятий с помощью

следующих упражнений.

Помимо упражнений целесообразно распеваться на попевках, так как они

воздействуют эмоционально, благодаря своему содержанию. Мелодия,

несущая настроение песни, помогает найти соответствующую окраску и

форму звука.

22

Большую пользу в работе над развитием гармонического слуха приносит

пение канонов различных видов. Можно использовать упражнения в

двухголосном изложении. Это помогает ощутить вокальную линию своего

голоса внутри гармонии.

Все эти и другие, подобные им упражнения, поются в умеренном темпе,

на активном дыхании, легато. В практике употребляются постоянные

упражнения, хорошо выученные, удобные и знакомые. Однако, можно

включать в работу и незнакомые упражнения, в зависимости от тех задач,

которые стоят в данный момент перед коллективом.

Заключение

Вокальная работа в детском академическом хоре имеет свою специфику

по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена,

23

прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в

постоянном развитии, изменении.

Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте

чрезвычайно полезно. Пение способствует развитию голосовых связок,

дыхательного и артикуляционного аппаратов. Конечно, речь идёт о пении,

правильном в вокальном отношении.

В распевании особенно важен грамотно подобранный музыкальный

репертуар в виде системы вокальных упражнений. На занятиях хора

техническая работа должна сочетаться с работой над музыкальной

выразительностью, и тогда у детей разовьются не только певческие навыки,

но и музыкальный вкус, и художественные представления.

Главное – чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием,

выявляя свою вокальную индивидуальность. Правильная работа над

певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией, и другими

навыками, заметно влияет на качество исполняемой хором концертной

программы.

Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна

учащимся. Только тогда они смогут активно работать над ее

осуществлением. Во время пения упражнений, хормейстер должен быть

предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному,

анализировать достоинства и промахи исполнения. Доступность и

сравнительная легкость музыкального материала, предельная ясность задач в

упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои

способности. Это приведет к росту исполнительского мастерства хорового

коллектива.

Очень важен начальный этап развития голоса. Не заложив фундамента, не

добиться успехов. Именно в хоре певцы воспитываются музыкально и

получают основные вокально-хоровые навыки. В этой работе нет

исчерпывающих рецептов в проведении вокальной работы с детьми.

Приведённые в качестве примеров упражнения могут быть заменены.

Список литературы:

1. Бандина, А. Школа хорового пения.- Москва: Музыка, 1981г.

2. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение. Ростов- на Дону: Феникс, 2006г.

24

3. Далецкий О.В Самоучитель певца. Москва: Композитор, 2003г.

4. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы.-

Москва:Музыка,1964г.

5. Добровольская Н. Распевание в школьном хоре. - Москва: Музыка, 1969г.

6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - Москва: Музыка, 1968г.

7. Дмитриев Л.Б. Вопросы вокальной педагогики. - Москва: Музыка,1982г.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса. - Санкт-Петербург: Композитор,2003г.

9. Огороднов Д.Е. Методика музыкально – певческого воспитания. - Планета

музыки, 2014г.

10. Пекерская Е.М. Вокальный букварь-. Москва: Музыка, 1996г.

11. Назаров В. Любительский академический хор. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ,

2007г.

12. Павлищева О. Методика постановки голоса. – Москва-Ленинград:

Музыка.1964г.

13. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - Москва: Академия,

2002г.

14. Соколов В. Работа с хором. - Москва: Музыка, 1967г.

15. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – Москва:

Музыка,2002г.

16. Струве Г. Школьный хор . – Москва: Просвещение, 1981г.

25



В раздел образования