Автор: Биченова Маргарита Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Общий курс фортепиано в детской музыкальной школе. Обучение и развитие.
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова»
Общий курс фортепиано в детской музыкальной школе.
Обучение и развитие
Выполнила
Биченова М.Г
Калиниград
2023
Курс фортепиано – предмет первостепенной практической
необходимости – является неотъемлемой частью комплексной системы
воспитания личности музыканта.
На протяжении более двухсотлетней истории российского
отечественного образования была сформирована уникальная система по
подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего
поколения к музыкальному искусству и творчеству.
Подобно тому, как каждый культурный человек любой специальности
должен хорошо знать свой родной язык, - каждый культурный музыкант
любой специальности должен в той или иной степени владеть игрой на
фортепиано. На это обращали внимание многие выдающиеся музыканты – и
исполнители, и педагоги, об этом можно прочесть в любой программе по
предмету «Общее фортепиано». Владение инструментом, выделяющимся
своим универсализмом, позволяет профессионалу и любителю знакомиться с
музыкой разных стилей и эпох, исполнять вокальные и оркестровые
произведения, аккомпанировать, участвовать в ансамблевом музицировании.
В процессе учебы владение фортепиано оказывает неоценимую помощь при
изучении целого ряда специальных предметов.
Во всех звеньях музыкального обучения фортепиано – одно из
основных средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся
разных
специальностей,
один
из
ведущих
компонентов
единого
педагогического процесса.
К истории вопроса. 1862, 1866 годы. Замечательные педагоги,
основатели первых русских консерваторий – петербургской и московской –
братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны придавали
курсу
фортепиано
серьезное
значение
в
воспитании
отечественных
музыкантов. Курс был определен в учебных планах как обязательный
предмет и занял первое место после основной специальности. От учащихся
требовалось
умение
транспонировать,
играть
импровизации,
аккомпанировать, бегло читать с листа.
С годами отношение к курсу фортепиано менялось, снижались требования.
Особенно это проявилось в отношении развития навыков чтения с листа и
транспонирования
Так, в 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области
теории и методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской
консерватории
Н.
Загорный.
Его
книга
«Фортепианная
игра
как
вспомогательный
в
музыкальном
образовании
предмет»
(опыт
методического обоснования общего курса игры на фортепиано) – первая
попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть
его отличие от специального фортепиано. Как никогда актуальны сегодня
предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы
практики, установка на специфические, связанные со специальностью
ученика, репертуар и формы работы.
Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие (30-
е годы ХХ века) связано с именем Б. Яворского, в частности с его
Методической хрестоматией по курсу общего
фортепиано. Наряду с
теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия содержит
учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею автора о
главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии через
фортепиано».
Известный
по
работе
Н.
Загорного
тезис
методики
общего
фортепиано – ориентация учебного процесса на специальность учащегося –
у Яворского получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня
«исполнительской культуры» (термин Яворского) не пианиста. Он пишет о
необходимости
создания
специфического
репертуара
(облегчённые
переложения оперной, симфонической, ансамблевой и сольной литературы),
о воспитании на уроках общего фортепиано умения «конспективного»
прочтения нотного текста.
Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано
вновь привлекли к себе внимание исследователей. Вторая мировая война,
значительное ухудшение материальной базы – вот причины, по которым
обучение в классах общего фортепиано вновь оказалось на уровне 20-х–30-х
годов ХХ века; кроме того, главное внимание в мировом музыкальном
образовании стало уделяться воспитанию интерпретатора-солиста.
Лишь «с
возвращением
идеи музыканта широкого профиля»
исследователи вновь обратились к проблемам общего фортепиано.
В 1981-м году вышел проект
Программы по фортепиано
для
студентов разных специальностей, до сих пор являющийся «руководством к
действию» кафедр
общего фортепиано
музыкальных вузов
. В пояснительной
записке к данному проекту В.Д. Нырковой были сформулированы цели и
задачи дисциплины общее фортепиано. Автор анализирует и раскрывает
меж-предметные связи курса, доказывает практическую необходимость
фортепианной игры для полноценного усвоения историко-теоретических
дисциплин и специальности. Профилизация в занятиях по курсу фортепиано
приобретает
первостепенную
важность,
так
как
независимо
от
предшествующей подготовки дает возможность каждому студенту получить
необходимый объем знаний для дальнейшей практической деятельности.
В 80-90-е годы прошлого века выше названная работа В. Нырковой
подготовила появление ряда других трудов данной проблематики. Наиболее
значительной
из
них
–
книга
Г.
М.
Цыпина Обучение игре на фортепиано.
Пособия по методике обучения игре на фортепиано, создателями
которых были такие выдающиеся специалисты, как А.Д. Алексеев, Л.А.
Баренбойм, А.П. Щапов и сегодня во многом актуальны. Необходимо
отметить, что они рассчитаны на учащихся специальных (исполнительских)
классов,
были
сориентированы
на
подготовку
профессиональных
исполнителей (концертантов).
Настоящее же пособие обращено к более широкому и во многом иному
контингенту учащихся-музыкантов, оно соответственно имеет и другой
дидактический ракурс, другие цели и задачи. В этом его принципиальное
отличие от предыдущих. В основу данного пособия положена концепция
развивающего обучения. Интенсивное и всестороннее развитие способностей
учащихся в ходе обучения их игре на фортепиано – развитие трактуемое ка
специальная, четко определенная цель.
Таким образом, общее
фортепиано
(фортепиано для всех) в качестве
своей главной цели направлено на развитие музыканта широкого профиля,
многогранной творческой личности, «…проблема
музыкального развития
выдвигается как доминирующая над остальными, как центральная».
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.
Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в
трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в
экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. В
их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически
взаимосвязанных сторон одного процесса.
Обучение и развитие. Современная наука не подвергает сомнению тот
факт, что любое обучение дает какой-то результат в развитии. Однако – и это
принципиально
важно
–
развивающий
эффект
обучения
не
всегда
оказывается
одинаков.
Обучение
способно
в
высокой
степени
интенсифицировать общее развитие человека, но случается, что оно лишь в
незначительной мере затрагивает его (а то и притормаживает). Возникает
вопрос: какие же факторы регулируют действие этих механизмов, влияют на
развивающую функцию обучения.
Решающим
является
в
данном
случае
построение
учебно-
образовательного процесса, содержание, формы и методы (способы)
обучения. Исключительно важна конкретная нацеленность педагога на
решение тех или иных учебно-воспитательных задач.
«Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».
/Сенека/
«Я не учитель фортепианной игры, я учитель музыки». /Г.Г. Нейгауз/
В
музыкальной
педагогике
концепция
развивающего
обучения,
согласно которой задачи развития учащегося-музыканта выдвигаются как
специальная цель фортепианной подготовки, была разработана в трудах Г.М.
Цыпина. На современном этапе данная технология необычайно актуальна
для обучения в исполнительских классах вообще и в классе общего
фортепиано, в частности. Обучение игре на фортепиано рассматривается как
процесс «обеспечивающий полноценное воплощение идеи развивающего
обучения».
Обще-музыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. С
одной
стороны,
это
развитие
комплекса
специальных
способностей
(музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память), с другой, это те
внутренние изменения, которые совершаются в сфере профессионального
мышления.
Любая мыслительная деятельность человека всегда опирается на
знания о предмете, основывается на системах представлений и понятий о том
или ином материале. Вне знаний нет и не может быть интеллектуальных
проявлений. П.П. Блонский в статье «Память и мышление» писал: «Пустая
голова не рассуждает; чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем
более способна она рассуждать». Мышление, по Блонскому, «опирается на
усвоенные знания, и если их нет, то нет и основы для развития мышления».
Это положение общей дидактики не утрачивает своего значения и в
специфической сфере музыкального мышления. В процессе обучения игре на
музыкальном
инструменте
создаются
условия
для
систематического
пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой
разнохарактерной информации. Исключительно велики в этом отношении
возможности фортепианной педагогики, которая позволяет учащемуся
соприкоснуться с репертуаром совершенно особым по своей емкости,
богатству и универсализму (стилистическому, жанровому и т.д.). Именно
здесь и заключена потенциальная ценность собственно познавательной
стороны фортепианного урока: учащийся сможет встретиться на нем с
большим числом и многообразием звуковых явлений, нежели на уроке в
любом другом исполнительском классе. Кроме того, познавательные ресурсы
фортепианного музицирования не ограничиваются только пианистическим
репертуаром. С помощью рояля узнается и осваивается в учебной практике
любая музыка.
Г.Г. Нейгауз: «рояль самый интеллектуальный из всех
инструментов и потому охватывает самые широкие горизонты, необъятные
музыкальные просторы. Ведь на нем кроме всей неизмеримой по количеству,
неописуемой по красоте музыки, созданной «лично для него», можно
исполнять все, что называется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до
гигантских симфонических и оперных построений»
Принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике.
Обще-музыкальное развитие учащихся совершается не иначе, как в процессе
обучения. В музыке, как и всюду, развития вне учения в принципе быть не
может. Здесь, как и в любой из частных отраслей педагогики, «руководством
к действию остается незыблемая истина, что задача развития выполняется…с
усвоением основ наук в процессе овладения знаниями и навыками».
/Занков Л.В./.
Из сказанного следует, «что пути к решению проблемы
общемузыкального развития учащегося не в обход процесса обучения, не вне
его, но, напротив, внутри последнего, в такой его организации
,
которой были
бы обеспечены высокие результаты в развитии» /Цыпин Г.М./.
Применительно к теории общего фортепиано в вышеупомянутой
работе Г. Цыпин назвал четыре основных музыкально-дидактических
принципа, которые, сложенные воедино, способны образовать достаточно
прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских классах, и в
том числе в классах общего фортепиано:
«Увеличение объёма, используемого в учебно-педагогической работе
материала, расширение репертуарных рамок за счет обращения к
возможно
большему
количеству
музыкальных
произведений,
большему кругу художественно-стилевых явлений, освоение многого –
первый из названных принципов. Первый по своему значению для
общемузыкального
развития
учащегося,
обогащения
его
профессионального сознания, музыкально-интеллектуального опыта.
Ускорение темпов прохождения определённой части учебного
материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над
музыкальными
произведениями,
установка
на
овладение
необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые
отрезки времени – таков второй принцип, обусловленный первым и
сосуществующий с ним в неразрывном единстве. Реализация этого
принципа обеспечивает постоянный и быстрый приток различной
информации в музыкально-педагогический процесс, что способствует
обще-музыкальному развитию учащегося.
Третий
принцип непосредственно касается содержания урока в
исполнительском классе, также способов его проведения. Увеличение
меры
теоретической
емкости
занятий
музыкальным
исполнительством, т.е. отказ от «узко-цеховой» трактовки этих
занятий; использование в ходе урока возможно более широкого
диапазона
сведений
музыкально-теоретического
и
музыкально-
исторического характера – тем самым общая интеллектуализация его;
обогащение
сознания,
играющего
на
музыкальном
инструменте
развернутыми системами представлений и понятий, связанными с
конкретным
материалом,
представленным
в
исполнительском
репертуаре, – все это и отражает существо упомянутого принципа.
Четвертый
принцип
требует
отхода
от
пассивных,
«мнемически-репродуктивных»
способов
деятельности,
имеющих
широкое в ученической среде, подчеркивает необходимость такой
работы с материалом, при которой с максимальной полнотой
проявлялись
бы
самостоятельность,
творческая
инициатива
учащегося-исполнителя.
Поскольку действительное, а не мнимое
развитие
музыкально-интеллектуальных
качеств
может
быть
достигнуто лишь в русле энергичной, самостоятельной мыслительной
деятельности обучающегося, нет необходимости доказывать, что
последний принцип из перечисленных по своей важности не уступает
предыдущим.»
Таковы главные принципы, основываясь на которых обучение музыке,
конкретно – музыкальному исполнительству, в том числе обучение игре на
фортепиано учащихся разных специальностей, может стать действительно
развивающим по своему характеру. Воплощение их на практике затрагивает
содержание обучения, выдвигает на передний план в учебном процессе
определенные виды и формы работы, не оставляет в стороне и методов
(способов) преподавания.
Список литературы
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.
Издательство «Музыка» Москва 1971
2.
Бочкарев Психология музыкальной деятельности. Классика-XXI,
Москва 2006
3.
ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты»,
«Духовые и ударные инструменты», Проект примерной программы по
учебному предмету фортепиано, Москва - 2012
4.
Оконь В. Введение в общую дидактику. Издательство «Высшая
школа», Москва 1990
5.
Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для студентов
разных специальностей. Москва – 1980
6.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва Просвещение 1984