Автор: Слепухина Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера"
Раздел: среднее образование
Активизация деятельности через самостоятельные задания
поискового и творческого характера.
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации
воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-
педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в
соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема
внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный
процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у учащихся желание
быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими.
В настоящее время необходимы именно такие люди.
Основополагающим
требованием
общества
к
современной
школе
является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять
свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в
действительности.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского
языка была и остаётся одной из самых актуальных. Актуальность проблемы активизации
познавательной деятельности в том, что все большее значение в жизни приобретают
коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта
ведения диалога, дискуссий, приобщенной к творческой деятельности, в то же время
наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому
объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих
активной мыслительной деятельности. Система знаний по русскому языку нужна
учащимся не только сама по себе, а больше для решения разнообразных теоретических и
практических задач. Поэтому ученые стали искать ответ на вопрос о формировании
общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи
в любой новой ситуации.
В организации самостоятельной работы обучающихся при изучении русского
языка необходимо руководствоваться следующими принципиальными положениями:
1.
Самостоятельная
работа
обучающихся
неразрывно
связана
с
развитием
их мышления.
Выдвигая перед обучающимися задачу – найти в данном предложении, упражнении
учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо,
прежде всего требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств
их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как
при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития
навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.
Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не
задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без
понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель
работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно
усложняющихся заданий.
Неизменно требуя от обучающихся определения цели выполнения работы, помогая
им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что
остается незамеченным в задании, учитель добивается осознанного отношения к
выполнению заданий. Работа обучающихся становится более целенаправленной и более
результативной.
2. Принцип постепенного наращивания трудностей
Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому
глаголу вопрос и указывая вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему
вопрос: Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола формы времени,
которые возможны”.
Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и
представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие
обучающихся.
Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.
3. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений,
направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.
В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные
и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому
нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих
диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого
характера и т. д.
4. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что
самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и
навыков или личного опыта обучающихся.
5. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при
объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе
выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в
процессе выполнения контрольных заданий.
6. Самостоятельная работа обучающихся в процессе обучения русского языка
должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.
Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на
части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов,
подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды
работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их
навыками, необходимыми в жизни.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к
пробуждению
интереса
обучающихся
к
предмету,
что
помогает
активизировать
познавательную деятельность
учащихся, а это, в свою очередь,
не может не
воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный
учащийся имеет более высокую мотивацию по сравнению с учащимся пассивным,
равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют учащегося, помогают ему
раскрыться как личности