Автор: Левагина Любовь Михайловна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Жигулевский государственный колледж"
Населённый пункт: г. Жигулевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Раздел: среднее профессиональное
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ
Левагина Любовь Михайловна,
преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»,
Самарская область
Современный мир меняется стремительно, жизнь становится все сложнее
и
разнообразнее.
Именно
поэтому
от
человека
требуется
не
столько
способность
к
запрограммированным
шаблонным
действиям,
сколько
готовность к быстрой ориентации и адаптации в постоянно меняющихся новых
условиях, творческому подходу к решению больших и малых проблем. Если
учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях
постоянно растет, то становится очевидным, что творческие способности
человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу
их развития — одной из важнейших задач в обучении воспитании.
Зачем нужны творческие задания:
Повышают вовлеченность. Помогают установить более глубокую связь с
предметом
Развивают
критическое
мышление.
Побуждают
решать
проблемы
новаторскими способами.
Стимулируют воображение. Побуждают фантазию и креатив
Способствуют развитию языка. Мотивируют практиковать и улучшать
письменные и устные навыки
Творческие задания по истории можно разделить на две группы.
1.
Игровые образные задания, основанные на эмпатии, т. е. задания на
эмоциональное сопереживание, понимание другого субъекта. К ним относится
написание эссе «представьте себя в роли...», составление диалога, взятие
интервью, «оживление» картины, создание рисунков, макетов, иллюстраций.
Творческие задания этой группы являются базой для развития воображения,
ассоциативного и образного мышления учащихся. Образные творческие
задания, исходя из конечного продукта как результата их выполнения
учениками, можно разделить на: 1) текстовые, 2) визуальные и 3) смешанные.
Смыслом этого вида заданий является образная реконструкция истории путем
составления текстов, создания визуального продукта или того другого
одновременно в одном задании
2. Логические задания, основанные на эвристических методах, т. е. задания на
логику, изобретательство. Их нужно выполнить в условиях отсутствия четкого
алгоритма действия, неполноты исходных данных. Это задания — мини-
проекты, ученические исследования, относящиеся к прогностике, составление
учащимися игр, викторин. Логические задания целесообразно разделить на: 1)
дискуссионные, 2) экспертные и 3) прогностические. В них ученик должен
решать проблемы, выстраивать собственную аргументацию, логическую
цепочку рассуждений, давать экспертную оценку или строить прогноз.
Творческие задания этой группы позволят учителю развить у учащихся логику,
изобретательное, гибкое, критическое мышление, способное к принятию
самостоятельных решений.
Но у обучающихся
могут возникать разные проблемы при их
выполнении, например, может не хватать мотивации или вдохновения. Как
помочь ученикам преодолеть такие сложности?
Проблема
Решение
Недостаток вдохновения. Ученики
могут с трудом находить идеи, или
вдохновение для творческих задач,
что
снижает
мотивацию
и
способность эффективно выражать
мысли.
Можно дать подсказки или темы,
которые вызывают интерес, связаны
с личным опытом учеников или
популярной культурой. Необходимо
поощрять сеансы мозгового штурма,
групповые
обсуждения
или
составление
карт
памяти
для
коллективного генерирования идей
Отсутствие
мотивации.
Ученикам
может
быть
скучно
выполнять
задание, если они не видят в нем
практического
применения
в
реальной жизни и их работу увидит
только учитель.
Организуйте
совместное
пространство, в котором ученики
смогут
посмотреть
друг
друга,
например, Гугл- документ, чат в
телеграмм.
Можно
дать
задание
подготовить
публикацию
для
социальных
Сетей.
Большое
значение
имеют
практико-
ориентированные
задания
профессиональной направленности
Страх допустить ошибку. Некоторые
ученики могут бояться ошибки, что
ограничивает их продуктивность и
тормозит процесс
Необходимо
создавать
среду,
в
которой
ребята
чувствуют
себя
комфортно, могут выражать свои
идеи
и
мнения,
а
ошибки
рассматриваются как возможность
для роста. Поощряйте учащихся,
отмечайте
их
сильные
стороны.
Дайте
конструктивную
обратную
связь
и
подчеркните
ценность
обучения на ошибках.
Ограниченный
словарный
запас-
обучающимся
может
не
хватать
словарного запаса, чтобы творчески
выражать себя.
Преподавателю
необходимо
знакомить с лексикой и языковыми
структурами на понятных примерах
и
увлекательного
материала.
Мотивируйте изучать новые слова,
идиоматические
выражения
и
модели предложений в письменной
и устной речи.
Оценка
творческих
способностей:
Традиционные методы оценивания,
Преподавателю
можно
включать
альтернативные
методы
оценки,
такие как экзамены и тесты, могут
неадекватно
измерять
творческие
способности учеников
например,
творческое
портфолио,
презентации, проекты, ролевые игры
иди
дебаты.
Представьте
четкие
границы
оценки,
которые
подчеркивают
креативность,
оригинальность
и
эффективность
использования языка.
Вывод: правильно разработанные творческие задания делают обучение
более увлекательным и эффективным.
Литература:
Горохова О. А. Использование творческих заданий на уроках практикующего
учителя истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3. — С. 4–19
Н. В. Камардина, М. О. Котова . Творческие задания в современной школе и их
классификации // Наука и образование.- 2018.