Напоминание

Знакомство со сказкой Виталия Бианки "Теремок"


Автор: Смыкова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 станицы Новорождественской, Тихорецкого района
Населённый пункт: Тихорецкий район, ст. Новорождественская
Наименование материала: Методическая разработка образовательной деятельности "Дикие животные".
Тема: Знакомство со сказкой Виталия Бианки "Теремок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В. Бианки Теремок.

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый,

шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук — выстукал, выслушал и давай дырку

долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нём

пожил, детей вывел и улетел.

Миновала зима, опять лето пришло.

Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка. Чем Скворцу

не теремок?

Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.

Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.

Год живёт, другой живёт — сохнет старый дуб, крошится: больше дупло — шире

дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит — дуб, в дубу

— дырка с кошачью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец, первый в роще

певец. А ты кто?

— Я Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. Ночью прилечу — цоп! — и проглочу.

Ступай-ка из терема вон, пока цел!

Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живёт, другой

живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит — дуб, в дубу — дырка с

собачью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, теперь я

живу — Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. А ты кто?

— Я Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как

иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел.

Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.

Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит — дуб, в дубу — дыра с

человечью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил

Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, теперь я живу — Белка — по веткам

скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?

— Я Куница — всех малых зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря.

Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Белка Куницы, ускакала.

Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шёрстке.

Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнали про то дупло пчёлы. Прилетели. Видят — дуб, в дубу — дыра с

лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил

Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по

дуплам сиделка, теперь я живу — Куница — всех малых зверей убийца. А вы кто?

— Мы пчелиный рой — друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим

большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Куница пчёл, убежала.

Натаскали пчёлы воску, стали в дупле жить. Год живут, другой живут — крошится

старый дуб, шире дупло.

На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришёл. Видит — дуб, в дубу — дырища с

целое окнище. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил

Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по

дуплам сиделка, жила Куница — всех малых зверей убийца, теперь мы живём —

пчелиный рой — друг за дружку горой. А ты кто?

— А я Медведь, Мишка, — вашему терему крышка!

Влез на дуб, просунул голову в дупло да как нажал!

Дуб-то ., а из него — считай-ка, сколько лет копилось:

шерсти,

да сена,

да воску,

да моху,

да пуху,

да перьев,

да пыли —

да пх-х-х!..

Теремка-то и не стало.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Дикие животные»

Знакомство со сказка В.Бианки «Теремок»

(занятие разработала Смыкова Л.В., провела Смыкова Л.В., воспитатель МБДОУ № 21 «Красная

шапочка» ст. Новорождественской).

Возраст воспитанников: дошкольный возраст (7-й год жизни)

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,

Образовательные области: познавательно – коммуникативное развитие

Цель:

формирование

лексико-грамматических

средств

языка

по теме «Дикие

животные»;

знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок»

Задачи:

Закрепление словаря и знаний детей по теме “ Дикие животные”;

Уточнить понятие – дикие животные;

Познакомить со сказкой В. Бианки «Теремок»

Сравнить русскую народную сказку «Теремок» и сказку В. Бианки.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое внимание, память.

Развивать познавательный интерес к миру природы, к животным.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать умение видеть и любоваться красотой природы родного края.

Формирование

навыков

сотрудничества,

чувства

товарищества,

доброжелательности,

взаимопонимания.

1

этап:

способствуем

формированию

у

детей

внутренней

мотивации

к

деятельности

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

Перед занятием воспитатель заносит в группу и ставит на стол кусок ствола дерева с

дуплом. Дети заходят в группу и обращают внимание на предмет.

- Этот кусок дерева принесла я. Недавно у меня во дворе упало

старое дерево, когда его распиливали и убирали, я заметила,

что этот кусок необычной- в нем есть кое – что интересное.

Как вы думаете, что меня заинтересовало?

- Кто его мог сделать?

- А кто по- вашему мнению в нем мог жить?

- А что внутри?

- Вот о таком дупле Виталий Бианка написал сказку «Теремок»

- Верно!

- Интересная гипотеза!

- Хорошая мысль!

- Я тоже так думаю!

2 этап: способствуем планированию детей их деятельности

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

- Виталий Валентинович Бианки писатель, художник, ученый –

орнитолог. Писал сказки, рассказы для детей о животных и жизни

леса. Вот его фотография.

(Показать портрет В.Бианки)

- А это рисунки, которые он рисовал к своим рассказам и сказкам.

(Дети рассматривают фото с иллюстрациями В.Бианки к своим

произведениям)

- Вы рассматриваете их с большим вниманием, чем они вас так

заворожили?

- Среди этих иллюстраций есть иллюстрации к сказке «Теремок», а

какие вы сможете узнать, если послушаете сказку.

(Воспитатель выразительно читает сказку В.Бианки «Теремок»)

- Понравилась сказка? О чем она?

- Встретились ли вам в этом произведении непонятные слова?

- А как бы вы назвали эту сказку?

- Интересно, а почему В.Бианки назвал свою сказку «Теремок»?

- Чем похожи русская народная сказка «Теремок» и «Теремок» В.

Бианки?

- Какие из этих иллюстраций В. Бианки относятся к сказке

«Теремок»? Кто это? Почему обитатели дупла покидали свое

жилище? Кто кого в лесу боится? Почему?

- Почему это произведение – сказка? Что в ней сказочного? А что

происходило на самом деле?

- Какие интересные сказочные выражения или слова вам

запомнились?

(толстый – претолстый, старый – престарый; скок – поскок, стук –

постук; Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец,

первый в роще певец. А ты кто? и т.д.)

- Виталий Бианки был очень наблюдательным, добрым человеком,

увлекался изучением жизни леса, очень много времени проводил на

природе, любил животных! У него в доме в каждой комнате стояли

аквариумы, жили птицы, ящерицы, ежики и даже однажды он

приютил лосенка. О нем говорили: «Писатель с душою ребенка»!

- Удивительно! Отлично!

Как интересно!

(Высказывания детей)

(Если дети затрудняются

воспитатель обращает

внимание на выражения

- Зима миновала;

- Нос вострый.- выясняет их

значение)

- Отлично! Вы молодцы!

- Я с вами согласна!

- Молодцы! Вы очень

внимательны! Интересная

мысль!

- Верно! Здорово! Вы все

замечаете!

(Высказывания детей)

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

- А бывают дети писателями- сказочниками?

- Бывают. Дети Дальнего востока написали целую книгу сказок об

Амурском тигре.

- В нашей стране Тигр живет на Дальнем востоке в Уссурийской тайге.

Дети на Дальнем востоке очень гордятся этим и решили сочинить

сказки о тигре, и к сказкам нарисовать иллюстрации, чтобы рассказать

про удивительного зверя и спасти от исчезновения.

- Как думаете - это помогло сохранить самого сильного зверя?

- Конечно. Сейчас в тайге насчитывается уже более 750 особей!

- А вы хотите помочь какому - ни будь зверю и спасти от вымирания?

- Какому?

- Иногда бывает, что сочиняешь, сочиняешь, а потом раз, и что-то

позабылось, что нам поможет не забыть?

- (Высказывания детей)

- Я согласна с тобой! Верная

мысль!

- Да, рисунок поможет нам не забыть некоторые детали наших

сказок.

- Ребята, кто-то сможет и сам сочинить сказку, а кому- то нужна

помощь. Как говорят: одна голова хорошо, а две лучше. Вы можете

выбрать себе единомышленника и работать вдвоем.

(Дети по – желанию выбирают себе единомышленника)

(Дети сочиняют сказки и попутно делают зарисовки на листе

бумаги, чтобы не забыть. Далее по желанию- рассказывают свои

сказки. Делимся своими мнениями после прослушивания сказок)

- Хорошая мысль! Отлично!

- Замечательная сказка!

-Очень интересно! Молодец!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на

высказывание детей

- Ребята, что больше всего вам понравилось сегодня?

- Что на ваш взгляд было самым трудным?

- Что узнали нового, или может чему научились новому?

-



В раздел образования