Автор: Смыкова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 станицы Новорождественской, Тихорецкого района
Населённый пункт: Тихорецкий район, ст. Новорождественская
Наименование материала: Методическая разработка образовательной деятельности "Дикие животные".
Тема: Знакомство со сказкой Виталия Бианки "Теремок"
Раздел: дошкольное образование
В. Бианки Теремок.
Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый,
шапка красная, нос вострый.
По стволу скок-поскок, носом стук-постук — выстукал, выслушал и давай дырку
долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нём
пожил, детей вывел и улетел.
Миновала зима, опять лето пришло.
Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка. Чем Скворцу
не теремок?
Спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.
Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.
Год живёт, другой живёт — сохнет старый дуб, крошится: больше дупло — шире
дыра.
На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит — дуб, в дубу
— дырка с кошачью голову. Спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец, первый в роще
певец. А ты кто?
— Я Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. Ночью прилечу — цоп! — и проглочу.
Ступай-ка из терема вон, пока цел!
Испугался Скворец Сыча, улетел.
Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живёт, другой
живёт — крошится старый дуб, шире дупло.
На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит — дуб, в дубу — дырка с
собачью голову. Спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, теперь я
живу — Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. А ты кто?
— Я Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как
иголки. Ступай из терема вон, пока цел!
Испугался Сыч Белки, улетел.
Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.
Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.
На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит — дуб, в дубу — дыра с
человечью голову. Спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил
Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, теперь я живу — Белка — по веткам
скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?
— Я Куница — всех малых зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря.
Ступай-ка из терема вон, пока цела!
Испугалась Белка Куницы, ускакала.
Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шёрстке.
Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.
На третий год узнали про то дупло пчёлы. Прилетели. Видят — дуб, в дубу — дыра с
лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил
Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по
дуплам сиделка, теперь я живу — Куница — всех малых зверей убийца. А вы кто?
— Мы пчелиный рой — друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим
большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!
Испугалась Куница пчёл, убежала.
Натаскали пчёлы воску, стали в дупле жить. Год живут, другой живут — крошится
старый дуб, шире дупло.
На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришёл. Видит — дуб, в дубу — дырища с
целое окнище. Спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил
Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по
дуплам сиделка, жила Куница — всех малых зверей убийца, теперь мы живём —
пчелиный рой — друг за дружку горой. А ты кто?
— А я Медведь, Мишка, — вашему терему крышка!
Влез на дуб, просунул голову в дупло да как нажал!
Дуб-то ., а из него — считай-ка, сколько лет копилось:
шерсти,
да сена,
да воску,
да моху,
да пуху,
да перьев,
да пыли —
да пх-х-х!..
Теремка-то и не стало.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Дикие животные»
Знакомство со сказка В.Бианки «Теремок»
(занятие разработала Смыкова Л.В., провела Смыкова Л.В., воспитатель МБДОУ № 21 «Красная
шапочка» ст. Новорождественской).
Возраст воспитанников: дошкольный возраст (7-й год жизни)
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,
Образовательные области: познавательно – коммуникативное развитие
Цель:
формирование
лексико-грамматических
средств
языка
по теме «Дикие
животные»;
знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок»
Задачи:
Закрепление словаря и знаний детей по теме “ Дикие животные”;
Уточнить понятие – дикие животные;
Познакомить со сказкой В. Бианки «Теремок»
Сравнить русскую народную сказку «Теремок» и сказку В. Бианки.
Развивать связную речь.
Развивать слуховое внимание, память.
Развивать познавательный интерес к миру природы, к животным.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать умение видеть и любоваться красотой природы родного края.
Формирование
навыков
сотрудничества,
чувства
товарищества,
доброжелательности,
взаимопонимания.
1
этап:
способствуем
формированию
у
детей
внутренней
мотивации
к
деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
Перед занятием воспитатель заносит в группу и ставит на стол кусок ствола дерева с
дуплом. Дети заходят в группу и обращают внимание на предмет.
- Этот кусок дерева принесла я. Недавно у меня во дворе упало
старое дерево, когда его распиливали и убирали, я заметила,
что этот кусок необычной- в нем есть кое – что интересное.
Как вы думаете, что меня заинтересовало?
- Кто его мог сделать?
- А кто по- вашему мнению в нем мог жить?
- А что внутри?
- Вот о таком дупле Виталий Бианка написал сказку «Теремок»
- Верно!
- Интересная гипотеза!
- Хорошая мысль!
- Я тоже так думаю!
2 этап: способствуем планированию детей их деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
- Виталий Валентинович Бианки писатель, художник, ученый –
орнитолог. Писал сказки, рассказы для детей о животных и жизни
леса. Вот его фотография.
(Показать портрет В.Бианки)
- А это рисунки, которые он рисовал к своим рассказам и сказкам.
(Дети рассматривают фото с иллюстрациями В.Бианки к своим
произведениям)
- Вы рассматриваете их с большим вниманием, чем они вас так
заворожили?
- Среди этих иллюстраций есть иллюстрации к сказке «Теремок», а
какие вы сможете узнать, если послушаете сказку.
(Воспитатель выразительно читает сказку В.Бианки «Теремок»)
- Понравилась сказка? О чем она?
- Встретились ли вам в этом произведении непонятные слова?
- А как бы вы назвали эту сказку?
- Интересно, а почему В.Бианки назвал свою сказку «Теремок»?
- Чем похожи русская народная сказка «Теремок» и «Теремок» В.
Бианки?
- Какие из этих иллюстраций В. Бианки относятся к сказке
«Теремок»? Кто это? Почему обитатели дупла покидали свое
жилище? Кто кого в лесу боится? Почему?
- Почему это произведение – сказка? Что в ней сказочного? А что
происходило на самом деле?
- Какие интересные сказочные выражения или слова вам
запомнились?
(толстый – претолстый, старый – престарый; скок – поскок, стук –
постук; Терем-теремок, кто в тереме живёт?
— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец,
первый в роще певец. А ты кто? и т.д.)
- Виталий Бианки был очень наблюдательным, добрым человеком,
увлекался изучением жизни леса, очень много времени проводил на
природе, любил животных! У него в доме в каждой комнате стояли
аквариумы, жили птицы, ящерицы, ежики и даже однажды он
приютил лосенка. О нем говорили: «Писатель с душою ребенка»!
- Удивительно! Отлично!
Как интересно!
(Высказывания детей)
(Если дети затрудняются
воспитатель обращает
внимание на выражения
- Зима миновала;
- Нос вострый.- выясняет их
значение)
- Отлично! Вы молодцы!
- Я с вами согласна!
- Молодцы! Вы очень
внимательны! Интересная
мысль!
- Верно! Здорово! Вы все
замечаете!
(Высказывания детей)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
- А бывают дети писателями- сказочниками?
- Бывают. Дети Дальнего востока написали целую книгу сказок об
Амурском тигре.
- В нашей стране Тигр живет на Дальнем востоке в Уссурийской тайге.
Дети на Дальнем востоке очень гордятся этим и решили сочинить
сказки о тигре, и к сказкам нарисовать иллюстрации, чтобы рассказать
про удивительного зверя и спасти от исчезновения.
- Как думаете - это помогло сохранить самого сильного зверя?
- Конечно. Сейчас в тайге насчитывается уже более 750 особей!
- А вы хотите помочь какому - ни будь зверю и спасти от вымирания?
- Какому?
- Иногда бывает, что сочиняешь, сочиняешь, а потом раз, и что-то
позабылось, что нам поможет не забыть?
- (Высказывания детей)
- Я согласна с тобой! Верная
мысль!
- Да, рисунок поможет нам не забыть некоторые детали наших
сказок.
- Ребята, кто-то сможет и сам сочинить сказку, а кому- то нужна
помощь. Как говорят: одна голова хорошо, а две лучше. Вы можете
выбрать себе единомышленника и работать вдвоем.
(Дети по – желанию выбирают себе единомышленника)
(Дети сочиняют сказки и попутно делают зарисовки на листе
бумаги, чтобы не забыть. Далее по желанию- рассказывают свои
сказки. Делимся своими мнениями после прослушивания сказок)
- Хорошая мысль! Отлично!
- Замечательная сказка!
-Очень интересно! Молодец!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
- Ребята, что больше всего вам понравилось сегодня?
- Что на ваш взгляд было самым трудным?
- Что узнали нового, или может чему научились новому?
-