Напоминание

"Мышление и речь малышей от года до двух лет"


Автор: Суровикова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель дошкольных учреждений
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 дошкольное образование "Ручеек"
Населённый пункт: Город Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мышление и речь малышей от года до двух лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ МАЛЫШЕЙ от 1 года до 2 лет

Малыш родился – это уже человек по своим возможностям: строение

его тела, предполагает возможность прямо хождения, структура мозга

обеспечивает развитие интеллекта, руки приспособлены к захвату предметов

и …. Это и является принадлежностью малыша к человеческому роду,

малыш является индивидом (детеныш животного – это особь).

Малыш наделен сознанием, обладает речью, познает окружающий мир

и активно изменяет, и преображает его – это существо биологическое.

Малыш еще и социальное, общественное существо, в коллективе живет

и ведет общественную жизнь, подчиняя себе его биологическую и телесную

организацию.

Малыш – это - ЛИЧНОСТЬ – неповторимое своеобразие физических

психических особенностей, их сочетания и степени выраженности, присущих

данному конкретному человеку и отличающих его от других.

Высшей формой отражения мозгом окружающего мира является –

МЫШЛЕНИЕ – это сложный познавательный процесс, свойственный только

человеку. В этот процесс включены все возможности человеческого

организма – анализаторы:

-ощущение;

-восприятие и внимание;

-память;

-эмоции;

-чувства;

Через анализаторы познать мир мало. Подключаем мыслительные

операции:

-сравнение;

-сопоставление;

-выводы;

-умозаключения;

-обобщение;

Вывод:

Мышление – это познание отношений и закономерных связей между

предметами и явлениями окружающего мира. Поэтому мы понимаем

закономерность психики малыша, человека.

При изучении или ознакомлении малышей с песком, водой, манкой,

пластилином, мягкой игрушкой, твердыми игрушками, железными,

деревянными – малыш учится обобщать, сравнивать, (например – мягкое –

«киса» - отображает жестом, звуком «мяу» или словами),возраст 1-3года.

Малыш понимает, но предложением выразить не может, мысль неясна,

это смутное представление.

Переходим к ПОНЯТИЮ –это форма мышления, отражающая общие и

существенные свойства предметов и явлений. Пример:

-собаки – лают, кошки – мяукают –существенный признак;

-порода собак, окрас, рост – несущественные.

Обобщаем – это домашние животные – умозаключаем, делаем вывод.

Развивая пальчики рук – мелкую моторику, помогаем малышу

проговаривать действия с предметами, подключая лого ритмику, песенки,

потешки, сказки, фольклорные колыбельные.

Развивая мышление и его все формы, анализаторы, виды – развиваем

вторую сигнальную систему – это РЕЧЬ.

И.П. Павлов называл различные предметы, цвета, запахи, тепло,

холод… - сигналами действительности – первой сигнальной системой.

Малыш знакомится с окружающими предметами и явлениями,

усваивая их названия и в его мозге образуются прочные связи между

непосредственными и словесными воздействиями. В результате слова

становятся заместителями реальных предметов, сигналами сигналов и могут

вызвать те же ответные реакции, что и соответствующие им предметы.

Пример:

-видит велосипед, проговаривает, «хочу кататься на велосипеде»

-видит чашку, «хочу пить»;

Это работа – второй сигнальной системы, по словам И.П.Павлова.

Во втором полугодии первого года жизни малыш лепечет с

удовольствием:

- произносит слоги, подражает взрослому;

Благодаря лепету малыш учится произносить новые речевые звуки.

Лепету сопутствует постоянное совершенствование движений губ, языка с

участием дыхания.

Для начала надо задействовать зрительный анализатор – это показывая

картинку или игрушку, предмет – называем его и тем самым при повторении

малышом закрепляем связь произносимого слова с предметом.

Связь выражается в поиске и нахождении предмета – это и есть

начальная форма понимания речи.

Пример: на вопрос, где мама, малыш поворачивает голову к маме и

радостно восклицает: «мама» при правильном воспитании на 2-3 году жизни

быстро развивается вторая сигнальная система в тесном взаимодействии с

первой сигнальной системой. Понимание и речь.

Существует сенсорная и моторная речь.

Сенсорная – это когда малыш понимает, что говорят другие;

Моторная –это произношение звуков самим малышом.

П.Брок (французский нейрохирург в1861г) говорил, что у правшей,

речевая моторная зона, находится в левом полушарии, а у левшей в левом

полушарии головного мозга.

По словам Э. Вернике (1874г) ученый другой, если у правши поражена

зона верхней височной извилины левого полушария, то малыш слышит слов,

не понимая смысла их.

В речи так же важны и врожденные, и приобретённые рефлексы.

Первые звукоподражания детей – это до года, имитация звуков,

повторение, копирование относятся к условнорефлекторному характеру речи.

Важно, что при пережевывании пищи и глотании ее, участвуют те же

мышцы гортани, что и при произношении звуков, слов. Поэтому долго

перетирать пищу для малыша нельзя, надо давать кусочками, приучать

пережевывать, показывать самим, как вы это делаете зубами. К году малыш

должен кушать такую пищу – кусочки, твердые яблоки, печенье, баранки…

Цель по ФГОС ДО: Формирование устной речи и навыков речевого

общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего

народа. В основной цели реализации области «Речевое развитие»

сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 –

«Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке.

Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в

ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с

детства».

Задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха; - Развитие связной речи;

- Грамматически правильной диалогической и монологической речи

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –

главная задача.

Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне,

чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со

сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.

Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения

ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы

ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и

всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

1.Что такое речь

Речь - это необходимое условие социальной активности каждого члена

общества, средство для развития интеллекта в двух образовательных

областях: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» призвана сформировать и

развить речь дошкольника, обогатить его словарный запас, развить связную,

грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. В

образовательной области «социально-коммуникативное развитие»

представлены задачи по развитию общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками (ФГОС дошкольного образования).

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве

главное, что познавательно-речевое направление в соответствии с

современным социальным заказом необходимо рассматривать с позиции

развития речевых и коммуникативных умений дошкольников, на основе

которых формируется коммуникативная деятельность.

Задачи:

овладение речью как средством общения и культуры; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитик синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Цель речевого воспитания: чтобы ребенок творчески освоил нормы и

правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях,

овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что

индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного

возраста могут быть исключительно велики.)

Под культурой речи понимаются не только владение нормами родного

языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в

различных условиях общения. Сюда включается, с одной стороны, проблема

правильности речи, а с другой — умение выбирать из существующих

вариантов наиболее уместный в стилистическом, смысловом и ситуативном

отношениях

Высокий уровень развития дошкольника:

— владение литературными нормами и правилами родного языка,

свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих

мыслей и составлении любого типа высказывания;

— развитую культуру общения, умение вступать в контакт и вести

диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать,

возражать, объяснять, подавать реплики;

— знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в

зависимости от ситуации, быть доброжелательным.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными

процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

Связная речь состоит из 2 частей монолог и диалог.

Принципы развития речи

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию

речи;

- принцип развития языкового чутья;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- принцип обеспечения активной языковой практики;

Методы речевого общения:

-наглядные

-словесные

-практические

Средства-общение:

-культурно языковая среда

-изо

-художественная литература, музыка и театр.



В раздел образования