Напоминание

Организация безопасного образовательного пространства в школе


Автор: Шапошникова Оксана Викторовна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ-СОШ с.Ольшанка
Населённый пункт: с.Ольшанка Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация безопасного образовательного пространства в школе
Раздел: полное образование





Назад




Организация безопасного образовательного пространства в школе

С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной

образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной

образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного

процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование

ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения .

Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в

комфортной и безопасной образовательной среде

Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он

обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие

саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться

критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему

способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации , ухудшение

уровня нравственной воспитанности в обществе. Безопасность образовательного учреждения: - это условия

сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей

образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных

ситуаций; - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и

имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния

школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки,

природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами

исполнительной власти ,организациями дополнительного образования, полицией, общественными

организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения,

ее защиты от внутренних и внешних угроз.

2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди

обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по

образовательному учреждению.

4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил

безопасности.

5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.

6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с правилами и тактикой безопасного

поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной сигнализации, состоянием технических

средств защиты.

8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.

10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности,

в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по

противодействию этим угрозам

Чтобы обеспечить комплексную безопасность в образовательном учреждении нужно учитывать тот факт,

что она охватывает достаточно широкий спектр позиций и направлений, которые включают в себя:

Образовательная среда как правила формируется укладом жизнедеятельности самого учреждения:

материальные ресурсы, организация учебного процесса, психологический климат и др. Это есть своего рода

подсистема социокультурной среды, а также совокупность непосредственно исторически сложившихся

фактов, ситуаций и обстоятельств. Тем самым «среда» представляет собой довольно широкое понятие, то

есть это то, в чем обитают все участники (воспитанники, преподаватели, родители и т.д.). Она, как правило,

выражается в целостности специально организованных педагогических условий всестороннего развития

личности ребенка.

Важным является тот факт, что любое образовательное учреждение, является социальным институтом и,

включает в себя подрастающее поколение, оно должно строить свою систему безопасности и создавать

условия психологической безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач

развития. Задачи же определены в нормативно правовых и локальных актах самого учебного учреждения:

уставе, правилах, положениях.

Любое образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы учащийся был адаптирован к жизни в

обществе, а также вырабатывать у него социально - психологические механизмы общения. Правильно

сформированная образовательная среда поможет учащимся чувствовать себя полноправными, активными

членами образовательного процесса, что поможет снизить уровень агрессивности.

Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с

внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие

с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные

партнеры. «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные

отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в

создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются

усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Наиважнейший социальный

партнер школы - организации ,предоставляющие дополнительные образовательные услуги.

Дополнительное образование - вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие

человека.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и

техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные

новаторские идеи, реализующие задачи по формированию безопасного образовательного пространства.

Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются

предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее

индивидуальное развитие.

Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

- сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.

-поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.

-принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент

дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из

неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными

возможностями.

- распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.

Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых

образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа

и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и

передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у

членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Исходя из

выше сказанного, становится ясно, что развитие социального партнерства в образовании детей должно

рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация

должна приводить к позитивным изменениям в системе .

Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на

несколько групп:

1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);

2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) государственные надзорные и контрольные органы;

4) общественные организации;

Социальное партнерство школы и дополнительного образования позволяет создать единую безопасную

образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к

школьнику .

Каждое образовательное учреждение, будь то общеобразовательная школа или учреждение

дополнительного образования детей различной направленности, наряду с созданием благоприятного

психологического климата, обязано защищать здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать

технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, и

безопасности окружающих его людей.

Специфика образовательного учреждения дополнительного

образования заключается в приобщении детей, подростков и молодежи к

лучшим образцам мировой и отечественной культуры, здоровому образу

жизни, организации их досуга и свободного времени.

Только внимательный и осознанный подход к организации и управлению образовательным процессом

приведет к здоровому психологическому и педагогическому климату в учреждении.

Для педагогов школы и педагогов дополнительного образования эффективными практиками для реализации

безопасного пространства являются постоянные дискуссии, обмен идеями; трансляция и обсуждение

лучших и неудачных образовательных примеров ,технологий, методик, форм работы; разные формы

практического погружения и взаимодействия (курсовые подготовки, тематические предметные вебинары,

видеоконференции, подготовка в системе методической работы школы организации интернет

сетей ,клубных сообществ, встреч, проектов. )

Для учащихся : плодотворно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное

пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально

полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых:

- организация социальных акций диалоговых площадок;

- трансляция практик работы для школ партнеров; практики защит проектных работ учащихся разной

направленности;

- участие в формате онлайн в интеллектуальных сетевых играх; в предметных сетевых олимпиадах и

конкурсах; в создании экспозиций школьного музея.

В целом, исходя из этого, можно с точностью сказать, что к

решению данной проблемы может в полной мере привести только системность, периодичность и

комплексность в действиях органов, от которых зависит наиболее положительный эффект решения

поставленных задач.

Безопасная образовательная среда обеспечивает возможность для участников образовательного процесса

проектировать и развивать внутришкольную социальную среду, выявлять и развивать способности

обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной

деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений

дополнительного образования детей, эффективно управлять образовательной организацией .

Подготовила директор МБОУ-СОШ с.Ольшанка Шапошникова О.В.



В раздел образования