Автор: Шапошникова Оксана Викторовна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МБОУ-СОШ с.Ольшанка
Населённый пункт: с.Ольшанка Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация безопасного образовательного пространства в школе
Раздел: полное образование
Организация безопасного образовательного пространства в школе
С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной
образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной
образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения .
Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в
комфортной и безопасной образовательной среде
Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он
обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие
саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться
критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему
способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации , ухудшение
уровня нравственной воспитанности в обществе. Безопасность образовательного учреждения: - это условия
сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей
образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных
ситуаций; - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и
имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния
школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки,
природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.
Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:
1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами
исполнительной власти ,организациями дополнительного образования, полицией, общественными
организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения,
ее защиты от внутренних и внешних угроз.
2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди
обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по
образовательному учреждению.
4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил
безопасности.
5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.
6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с правилами и тактикой безопасного
поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной сигнализации, состоянием технических
средств защиты.
8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.
10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности,
в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по
противодействию этим угрозам
Чтобы обеспечить комплексную безопасность в образовательном учреждении нужно учитывать тот факт,
что она охватывает достаточно широкий спектр позиций и направлений, которые включают в себя:
Образовательная среда как правила формируется укладом жизнедеятельности самого учреждения:
материальные ресурсы, организация учебного процесса, психологический климат и др. Это есть своего рода
подсистема социокультурной среды, а также совокупность непосредственно исторически сложившихся
фактов, ситуаций и обстоятельств. Тем самым «среда» представляет собой довольно широкое понятие, то
есть это то, в чем обитают все участники (воспитанники, преподаватели, родители и т.д.). Она, как правило,
выражается в целостности специально организованных педагогических условий всестороннего развития
личности ребенка.
Важным является тот факт, что любое образовательное учреждение, является социальным институтом и,
включает в себя подрастающее поколение, оно должно строить свою систему безопасности и создавать
условия психологической безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач
развития. Задачи же определены в нормативно правовых и локальных актах самого учебного учреждения:
уставе, правилах, положениях.
Любое образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы учащийся был адаптирован к жизни в
обществе, а также вырабатывать у него социально - психологические механизмы общения. Правильно
сформированная образовательная среда поможет учащимся чувствовать себя полноправными, активными
членами образовательного процесса, что поможет снизить уровень агрессивности.
Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с
внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие
с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные
партнеры. «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные
отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в
создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются
усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Наиважнейший социальный
партнер школы - организации ,предоставляющие дополнительные образовательные услуги.
Дополнительное образование - вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие
человека.
Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и
техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные
новаторские идеи, реализующие задачи по формированию безопасного образовательного пространства.
Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются
предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее
индивидуальное развитие.
Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:
- сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
-поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
-принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент
дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из
неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными
возможностями.
- распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.
Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых
образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа
и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и
передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у
членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Исходя из
выше сказанного, становится ясно, что развитие социального партнерства в образовании детей должно
рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация
должна приводить к позитивным изменениям в системе .
Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на
несколько групп:
1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);
2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) государственные надзорные и контрольные органы;
4) общественные организации;
Социальное партнерство школы и дополнительного образования позволяет создать единую безопасную
образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к
школьнику .
Каждое образовательное учреждение, будь то общеобразовательная школа или учреждение
дополнительного образования детей различной направленности, наряду с созданием благоприятного
психологического климата, обязано защищать здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать
технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, и
безопасности окружающих его людей.
Специфика образовательного учреждения дополнительного
образования заключается в приобщении детей, подростков и молодежи к
лучшим образцам мировой и отечественной культуры, здоровому образу
жизни, организации их досуга и свободного времени.
Только внимательный и осознанный подход к организации и управлению образовательным процессом
приведет к здоровому психологическому и педагогическому климату в учреждении.
Для педагогов школы и педагогов дополнительного образования эффективными практиками для реализации
безопасного пространства являются постоянные дискуссии, обмен идеями; трансляция и обсуждение
лучших и неудачных образовательных примеров ,технологий, методик, форм работы; разные формы
практического погружения и взаимодействия (курсовые подготовки, тематические предметные вебинары,
видеоконференции, подготовка в системе методической работы школы организации интернет
сетей ,клубных сообществ, встреч, проектов. )
Для учащихся : плодотворно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное
пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально
полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых:
- организация социальных акций диалоговых площадок;
- трансляция практик работы для школ партнеров; практики защит проектных работ учащихся разной
направленности;
- участие в формате онлайн в интеллектуальных сетевых играх; в предметных сетевых олимпиадах и
конкурсах; в создании экспозиций школьного музея.
В целом, исходя из этого, можно с точностью сказать, что к
решению данной проблемы может в полной мере привести только системность, периодичность и
комплексность в действиях органов, от которых зависит наиболее положительный эффект решения
поставленных задач.
Безопасная образовательная среда обеспечивает возможность для участников образовательного процесса
проектировать и развивать внутришкольную социальную среду, выявлять и развивать способности
обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений
дополнительного образования детей, эффективно управлять образовательной организацией .
Подготовила директор МБОУ-СОШ с.Ольшанка Шапошникова О.В.