Автор: Кунчугарова Эльмира Рафисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Белоярский политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока: Основы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«БЕЛОЯРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект
Преподавателя: Кунчугаровой Эльмиры Рафисовны
Тема урока: «Основы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Основы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Кунчугарова Эльмира Рафисовна,
преподаватель БУ «Белоярский политехнический колледж»
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: МДК .02.05 Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: Основы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный.
Цели формирование прочных практических знаний о чувстве ритма через
музыкально-дидактические игры.
задачи урока:
Образовательная – углубить ранее полученные знания по теме «Детское
музыкальное исполнительство», закрепить знания о чувстве ритма и его
развитии у дошкольников, Развивающая – создать условия для развития
познавательной
активности
обучающихся,
творческого
мышления,
пространственного мышления, коммуникативных навыков при работе в
малых группах, умений формулировать выводы, объяснять, анализировать.
Воспитательная
– создать условия для воспитания общей музыкальной
культуры будущего воспитателя, реальной самооценки обучающегося,
реализации его как личности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения:
— групповая;
— индивидуальная;
— фронтальная.
Средства обучения: интерактивная панель, ноутбуки, учебная доска,
наушники, пианино, карточки-схемы.
По итогам обучения обучающийся должен
знать
основные понятия о
чувстве ритма, как одном из важнейших понятий и средств музыкальной
выразительности,
уметь использовать дидактические средства обучения
чувству ритма детей дошкольного возраста
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. образовательные: дать понятие студентам что такое ритм, чувство ритма;
•
познакомить с основами развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста;
•
формировать навыки определения длительности звука по схеме и на
слух, и отображения ритмического рисунка при помощи хлопков
2. развивающие: развивать:
•
чувство ритма у студентов;
•
эмоционально-чувственной сферы личности, внимания;
•
познавательной активности и познавательной самостоятельности;
3. воспитательные: воспитывать:
•
устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;
•
умения работать в команде и в коллективе, эффективно общаться с
преподавателем, друг с другом;
4. методическая: создать условия для усвоения нового материала через
практические методы обучения;
5. деятельностная: формировать навык выполнения практических заданий
по теме;
Задачи направленные на формирование ОК и ПК:
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного
возраста
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей
ПК
5.3.
Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в области дошкольного образования на основе
изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов
Мотивация
учебной
деятельности:
практическое
использование
музыкально-дидактических игр позволит студентам усвоить и закрепить
полученные
навыки,
разнообразить
детскую
деятельность
во
время
прохождения производственной практики.
Типология
по
основному
способу
проведения:
объяснение
нового
материала, беседа, самостоятельная работа обучающихся.
Внутри дисциплинарные связи:
«Развитие музыкальных способностей
дошкольников»,
«Характеристика
музыкальной
деятельности
дошкольников»
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие дисциплины: ПД. 01 Русский язык, ПД. 02. Литература
Обеспечиваемые профессиональные дисциплины и модули: ОП.01
Педагогика, МДК. 02.01 Теоретические и методические основы организации
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Целесообразность использования медиапродукта на занятии: повышение
мотивации
и
эффективности
усвоения
учебного
материала
за
счет
одновременного
изложения
педагогом
необходимых
сведений;
формирование информационной культуры и компетентности студентов.
Обоснование выбора технологии:
1.Технология
развития
критического
мышления
представляет
собой
совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы
заинтересовать студента, пробудить в нем исследовательскую, творческую
активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для
осмысления
нового
материала
и,
наконец,
помочь
ему
творчески
переработать и обобщить полученные знания. Применение приемов данной
технологии
дает
возможность
получить
желаемый
образовательный
результат: перевести обучающегося из пассивной позиции в активную и дает
ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.
Она учит работать обучающихся с информацией, формируя не только знания,
но и универсальные учебные действия, превращает учение в личностно-
ориентированное, создает условия для мотивации, формирования чувства
времени, активности познающего, позволяет оживить урок, сделать его
соответствующим требованиям современного урока.
2. Здоровьесберегающие технологии:
- включают в себя чередование видов деятельности, чередование умственной
и физической нагрузки обучающихся - один их способов повышения
эффективности урока;
- благоприятная дружеская обстановка на уроке. На уроке обращается
внимание на физическое и психологическое состояние обучающихся, как они
воспринимают задания преподавателя, как оценивают его работу;
- дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать
перегрузки обучающихся.
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
- воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект урока
достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного
подхода к развитию качеств каждого обучающегося и формированию
ценностного отношения к своему здоровью.
3. Информационно-коммуникационные технологии - общение, образование,
самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано
повысить
эффективность
проведения
уроков,
освободить
учителя
от
рутинной
работы,
усилить
привлекательность
подачи
материала,
осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы
обратной связи.
Ход урока
1.
Организационный этап. Мотивация к совершению учебной
деятельности – 1 минут
Цель этапа ‒ психологический настрой студентов, проверка готовности к
уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно значимом
уровне.
•
проверка наличия студентов на начало урока;
•
проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей, ручек).
Здравствуйте, уважаемые студенты. Я рада встрече с вами.
- В каком настроении вы пришли на сегодняшний урок?
- Я очень надеюсь, что этот урок подарит нам хорошие эмоции и вы,
конечно, получите новые знания, а может быть кто-то из вас вспомнит то, что
когда-то изучал!
2. Повторение и актуализация опорных знаний – 6 мин.
Цель этапа ‒ выявление имеющихся знаний по теме, затруднений в
индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Сейчас я вам предложу поздороваться не совсем обычным способом.
Преподаватель прохлопывает ритмично ладонями и проговаривает вслух:
здравствуйте, студенты.
Отвечайте мне, так же.
Студенты прохлопывают ритм и здороваются.
-Здравствуйте, учитель.
Хорошо, спасибо.
Пожалуйста, теперь обратитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга
Студенты выполняют задание.
Хорошо, а теперь пожалуйста, в полной тишине, послушайте биение своего
сердца.
Скажите мне пожалуйста, когда мы с вами необычно здоровались, что мы
делали?
(Ритмично прохлопывали приветствие и имя товарища)
А когда слушали биение сердца, что мы ощущали?
(Ритмичное биение сердца)
Итак, о чем же мы сегодня будем говорить?
О ритме.
Это новая для вас тема? Нет?
Ответ студентов?
Сейчас, пожалуйста, возьмите чистый лист у вас на столе, разделите его
вертикальной линией пополам и в течение 1 минуты каждый индивидуально
вспомните и запишите, что вы знаете о ритме, что такое чувство ритма и как
вы думаете, каким способом можно развивать чувство ритма.
Студенты в течении 1 минуты работают
Теперь также в течение 1 минуты обсудите эту информацию в группах и
обобщите ее на чьем-нибудь листочке, в той же последовательности.
Подгруппы студентов работают 1 минуту.
Давайте
составим
карту
ваших
знаний,
которая
станет
опорой
и
фундаментом нашего сегодняшнего занятия. На доске мы запишем ключевое
слово ритм. Сейчас от каждой группы я прошу выйти к доске по одному
представителю. Пожалуйста запишите каждый на своей стороне, что такое,
по мнению вашей группы, ритм, чувство ритма и как можно его развить.
А пока девушки работают мы с вами устроим мозговой штурм. С чем у вас
ассоциируется понятие «ритм».
Итак, давайте обратим внимание на доску.
Итак, ритм – по мнению первой команды — это…
Подведение итога работы студентов в командах.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся – 3 мин.
Цель этапа ‒ сформулировать цель и задачи урока, формирование вопросов,
вызова,
постановка
студентами
собственных
целей:
происходит
совместное формулирование 1) темы урока; 2) цели и задач занятия.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие
задачи:
•
определяется тема изучения предстоящего учебного материала
•
определяется цель изучения предстоящего учебного материала.
Преподаватель: А теперь давайте определимся с темой нашего урока.
Обсуждение.
Тема: Основы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Когда мы лучше запоминаем информацию и умеем ее применять? Когда
знаем, зачем она нам нужна, то есть цель занятия.
Давайте все-таки определим цель!
Цель – формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста
4. Первичное усвоение новых знаний – 15 мин.
Цель
этапа:
Последовательное
изложение
учебного
материала
по
намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и
усвоению: работа со слайд-презентацией.
По мере обсуждения информации воспользуйтесь своими тетрадями для
записи лекций.
Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом
тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца.
Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является
одним из важнейших принципов здорового развития.
Что же такое Ритм?
Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание
человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-
таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой
абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего
живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и
является
одним
из
его
врожденных
устойчивых
свойств.
Согласно
результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы
любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в
мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.
В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных
длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших
элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не
только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…
В музыке ритм — это её распределение во времени —последовательность
длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в
отличие от мелодического).
Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один
из центральных основополагающих элементов музыки.
Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Совершим исторический экскурс в далёкое прошлое и узнаем: как возникла
идея ритма, и какое влияние она оказывает на развитие интеллекта человека?
Пророком ритма называют Эмиля Жак-Далькроза. С 18 лет он преподавал
музыкально-теоретические
и
практические
дисциплины
в
Женевской
консерватории. На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом
ритма. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражён коренным
жителям
страны,
их
великолепной
координации
движений,
их
блистательным исполнением изощрённых ритмических построений. Эти
впечатления послужили рождению новых методов обучения сольфеджио
(простукивание / прохлопывание ритмических рисунков).
В 1910 году Далькроз создает Институт ритма. Посещать занятия могли все:
взрослые
и
дети.
В
Институте
изучались
ритмическая
гимнастика,
сольфеджио, импровизация, дыхание, анатомия, гимнастика, хор, танец или
пластика.
В России пропагандистом новой системы стал князь Волконский С.М. Он
читал лекции о ритмической гимнастике в художественных, театральных и
музыкальных учебных заведениях, различных кружках и обществах. В
начале 1910 годов Волконский открывает курсы гимнастики в Петербурге.
Институты ритма просуществовали недолго: уже в 1930 году эта структура
была ликвидирована.
Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном
воспитании детей.
Рассмотрим характеристику развития чувства ритма по возрастным группам
в ДОУ (ДОО) (работа с презентацией)
Одним из важнейших средств развития чувства ритма у дошкольников
являются
музыкально-дидактические
игры.
Педагогическая
ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком
путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально -
дидактические игры — это универсальный метод в музыкальном воспитании,
который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к
музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Они обогащают
новыми впечатлениями, развивают у детей инициативу, самостоятельность,
способность к восприятию, различению основных свойств музыкального
звука. Дидактические игры более подробно мы рассмотрим на следующем
уроке.
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 17 мин.
Цель этапа ‒ применение и первичное закрепление полученных знаний,
выработка у студентов умений и навыков:
1.1 систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков;
1.2 выполнение упражнений.
Итак, мы рассмотрели основные понятия, что такое ритм, чувства ритма и
эффективность использования музыкально-дидактических игр по развитию
чувства ритма у дошкольников. Ну а для того, чтобы они вам были полезны и
запомнились, мы с вами сейчас перейдем к практической части.
Чтобы развивать чувство ритма у дошкольников, в первую очередь нужно
развивать это чувство у самого себя.
Предлагаю упражнения для проверки чувства ритма.
Упражнение «Ритмослоги»
А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Первая команда — это
те студентки, которые уже сидят за ноутбуками. Ваша задача прослушать в
наушниках мелодию и записать в карточку, прослушанный ритм, используя
упражнение «Ритмослоги». Приступайте.
А вторую команду, я приглашаю встать в круг.
Мы с вами отметили один из способа развития чувства ритма – музыкально-
дидактические
игры.
И
сейчас
я
предлагаю
вам
поиграть
в
игру
«Ритмические стаканчики»
Муз. /дид. игра «Ритмические стаканчики»
Далее команды меняются местами.
А сейчас я приглашаю для участия в еще одной игре 6 человек.
Муз. /дид. игра «Музыкальный стол»
Использование
таких
музыкально-дидактических
игр
способствуют
развитию у дошкольников чувство ритма.
Все
музыкально-дидактические
игры
подбираются
в
соответствии
с
особенностями группы и возрастом детей.
6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению –
2 мин.
Цель этапа – ориентирование обучающихся: инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Домашнее задание: создать картотеку музыкально-дидактических игр для
разных возрастов.
Преподаватель делит задание на подгруппы.
7. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 1 мин.
Цель этапа – инициировать учащихся по поводу своего эмоционального
состояния своей деятельности.
На экране вы видите вопросы.
Прочтите представленные вопросы и для себя на них ответьте.
— Все ли моменты урока были понятны?
— Что осталось не понятным?
— Развивались ли общие компетенции, заявленные в начале урока?
А теперь я хотела бы попросить вас поставить оценку сегодняшнему занятию
в виде выполнения ритмического рисунка:
Если вам понравилось, то прохлопайте вот этот ритмический рисунок.
Если были затруднения, то прохлопайте данный ритмический рисунок.
На экране представлены два ритмических рисунка.
Наше занятие окончено, всем спасибо, до свидания.