Автор: Кожевина Елена Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Пятидневка или шестидневка
Раздел: полное образование
Пятидневка или шестидневка?
Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в
пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных.
Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных
отношений. Такая перспектива воспринята положительно частью родителей и,
безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и
провести день вместе. Впрочем, далеко не все родители в восторге от грядущей
пятидневной учебной недели: «Если у нас будет пятидневка, ситуация с загруженностью
детей значительно увеличится. Мы видим, что сегодня некоторые школьники делают
«домашку» до десяти вечера, каждый день по 6-7 уроков»
Дело в том, что загруженность учащихся средних и старших классов сегодня такова,
что практически невероятно «разбросать» все нужные уроки по пятидневному
расписанию, с учетом всех санитарных требований и коэффициентов.
Вот преимущества шестидневки:
• Более щадящая учебная нагрузка
• Меньший объем домашней работы
• Уроки заканчиваются раньше.
Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что эти преимущества могут оказаться
очень полезными для здоровья школьника – если школьник их действительно получит:
«Ребенку, особенно в условиях современной реальности, очень важно правильно
распределять учебную и физическую нагрузку, а так же уделять достаточное время
полноценному отдыху. Учеба по 6- дневной программе несет в себе именно такую цель -
снять излишнюю нагрузку с программы буднего дня (сократить количество уроков с 8 до 6
ежедневно)»
По мнению психолога Натальи Водопьяновой, шестидневная учебная неделя помогает
ученикам лучше подготовиться к вузовскому образованию. «У детей не может произойти
эмоциональное выгорание из-за шестидневки. Нежелание учиться по субботам связано с
утомлением, и при перераспределении нагрузки на пять дней оно возникнет в пятницу.
Маленькие дети в выходные должны активно отдыхать – заниматься спортом, ездить за
город. А старшеклассники пускай учатся шесть дней в неделю. Вузы ведь работают по
шесть дней», – отметила психолог.
Кроме того, случается и так, что сами «плюсы» шестидневной рабочей недели
нивелируются негативным отношением учеников и родителей к учебе в субботу. Каждую
субботу достаточно много тех, кто отсутствует. Я не говорю даже о прогулах, но многих
«отпрашивают» родители - на соревнования, на дачу, в поездку.
Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников и их родителей. Это
позволит тщательно подготовиться к учебе и при этом восстановить силы для новой
учебной недели. Нужный настрой поможет лучшему усвоению учебного материала и
повышению успеваемости ученика.
Есть еще один аспект – за один выходной сложно восстановить силы перед новой
учебной неделей. А лишний день позволит ребенку больше общаться не только с
родителями, но и с друзьями, ездить на экскурсии, ходить на «кружковые» занятия. Хобби
– это ведь тоже отдых.
Так как в старшей школе дети знают, чем заняться в свободное время, более
мотивированны по кружкам и интересам, то для них может быть удобен выходной не в
субботу, а внутри учебной недели для самообразования, подготовки к контрольным
работам, зачетам, написанию рефератов, а в начальной и средней школе дети более
зависимы от родителей и дополнительный выходной в субботу им на пользу.
При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная
неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением
нагрузки для детей с понедельника по пятницу. . Учебный день удлинится,
соответственно, дети будут позже возвращаться домой и позже ложиться спать. И у них
будет меньше времени на секции и хобби в будние дни.
Так что же важнее для психологического и физического состояния школьника –
возможность «разгрузить» учебу или отдохнуть, побыть с родителями. Врач-
психотерапевт Анна Куликова считает, что однозначного ответа на этот вопрос нет:
«Важно и то, и другое и желательно – вкупе со здравым смыслом. Теряя контакт с
родителями, ребенок не формирует полноценного «примера для подражания», не получает
заботу и любовь, которая ему так необходима. А разгружает ли на самом деле 6-дневная
система психику ребенка это еще очень большой вопрос - неимоверное количество
домашних заданий и интенсивная подготовка к экзаменам может больше разрушить, чем
развить полноценные адаптационные навыки, несмотря на атмосферу «родного дома».
Так какая же учебная неделя предпочтительней? Аргументов «за» и «против» много
и для шестидневки и для пятидневки, но по мнению большинства учеников, педагогов,
родителей и даже психологов у «пятидневки» – больше «плюсов», чем «минусов».
Некоторые комментарии:
Ученик:
Я за шестидневное обучение, так как это предполагает неперегруженные учебные дни и
позволяет посещать любимые секции во второй половине дня и остается время на
выполнение домашних заданий.
Ученик:
Я за пятидневку в школе. так как один выходной можно отдыхать, не думая о домашних
заданиях, встретиться с друзьями, выехать с родителями за город, отоспаться, а другой
посвятить подготовке к новой учебной неделе.
Родитель:
Я считаю, что малыши пусть отдыхают два дня, а в старшей школе нужна шестидневная
учебная неделя, чтобы не допустить перегрузки детей в течении дня.
Родитель:
Я за пятидневку со свободным днем внутри недели- для доработки домашних заданий,
для чтения художественных произведений, для похода к врачу и просто для отдыха в
тишине!