Автор: Андриянова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №28"
Населённый пункт: г. Электроугли, Богородский г.о.
Наименование материала: Статья
Тема: "Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на занятиях по развитию речи с использованием каврографа "Ларчик" В.В.Воскобовича"
Раздел: дошкольное образование
«Задания и упражнения для отработки навыков
функциональной грамотности на занятиях по развитию речи с
использованием каврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича»
Сегодня я хотела бы вам представить некоторые игры и упражнения с
использованием развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича которые
можно использовать как для закрепления знаний по подготовке к обучению
грамоте у детей подготовительной группы, так и для закрепления пройденного
материала по русскому языку у детей младшего школьного возраста.
Итак, представляю вам игру «Путешествие по осеннему лесу»
Сегодня с нами будут гулять по лесу гномики Кохле и Охле, а задание для
детей и героев будет набрать полные корзины грибов. Во время прогулки по
лесу дети выполнят много игровых и речевых заданий.
Таких как:
назови гриб;
съедобные и несъедобные грибы;
найди лишний гриб;
парочки;
посчитай грибы
прочитай слово
найди и скажи, где спрятался гриб
1. Первое задание направлено на развитие словарного запаса детей «найди
и назови гриб». Дети ищут на каврографе знакомые грибы и правильно
называют их: белый гриб, волнушка, мухомор.
2. Следующее задание для детей и героев будет назвать съедобные грибы и
не съедобные
3. Следующая речевая игра направлена на развитие грамматического строя
речи. Называется она парочки» или «Один – много».
4.
Дети
ищут
одинаковые
грибы,
соединяют
их
верёвочками
и
проговаривают названия. Если грибы расположены друг от друга далеко, дети
подбирают длинную верёвочку. Белый гриб – белые грибы. Если грибы
расположены друг от друга близко, то дети берут короткую верёвочку. Лисичка
– лисички.
5. Следующее упражнение направлено на развитие слоговой структуры
слова у детей. Задание «Подели слова на слоги» - ребёнок выкладывает на
каврографе столько кружков, сколько слогов в слове. (мухомор – 3 кружочка,
подосиновик – 5 кружочков)
6. Далее наши путешественники по пути встречают ёжика, который в это
время заготавливает листья и запася на зиму. Ёжик просит помочь ему. Детям
даётся задание сделать звуко-буквенный анализ слов, а затем его прочитать.
(Лужа, лист). Эти речевые упражнения способствуют развитие у детей
грамотности.
7. Ёжик не может найти грибы начинающиеся на звук [М] (мухомор), [П]
(подосиновик), [В] (волнушка).
8. На тропинке дети и герои повстречали улитку, которая ела грибы. А
дети посчитают сколько же грибов улитка съела (один белый гриб, 2 белых
гриба и т.д.). Это речевое упражнение позволяет детям отработать умение
согласовывать числительное с существительным и прилагательным.
9. С помощью приложения к каврографу Ларчик «Лепестки» детям даётся
следующее задание направленное на развитие словарного запаса. Подбери к
слову мухомор столько слов признаков сколько лепестков . (помогайте –
красивый, большой, ядовитый, несъедобный, красный).
10. В лесу наши герои встречают большое дерево. Начинается игра
«Прятки» направленное на развитие использования предлогов в речи у детей.
Где растёт сыроежка (около дерева). А белый гриб растёт перед деревом,
волнушка растёт за деревом.
Таким
образом
развивающие
игры
В.В.Воскобовича
способствуют
развитию связной речи, грамматического строя речи, развитию словарного
запаса при этом образовательный процесс становится увлекательным и
интересным для детей.