Напоминание

"Духовная музыка в творчестве Георгия Свиридова"


Автор: Полупанова Дарья Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с.Федосеевка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовная музыка в творчестве Георгия Свиридова"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА

Особую популярность духовная музыкальная культура приобрела в ХХ

веке. Именно в то время происходило возрождение многовекового наследия,

которое начиналось от древнейших традиций знаменного пения и завершалось

«новейшей» церковной музыкой.

Существующие

многочисленные

понятия

духовности

в

XX

веке

представляют более широкое понимание данного понятия, часто не связанного

не только с определенным вероисповеданием, но и с религиозным началом

вообще.

Творчество такого замечательного композитора как Свиридов это

уникальное явление духовной культуры России. Его музыка занимает особое

место в русском искусстве, отличаясь простотой и мудростью, призывностью и

возвышенностью. [4, с.7]

Георгий Васильевич является наследником традиций русской духовной

мысли XIX века. Основная идея его мировоззрения – Россия, русский человек

существует в особом духовном пространстве, коренным образом связанном с

христианской верой.

Ярким примером возрождения православной музыкальной культуры

стало творчество Г. Свиридова. Из воспоминаний А. Белоненко «…его музыка,

наследует все лучшее, что было накоплено веками в русском православном

пении. Однако про его музыку не скажешь, что это простое повторение, ведь в

ней всегда присутствует, что-то новое, живое дыхание времени». [3, с.798]

Самобытное и многогранное творчество Г. В. Свиридова – явление

глубоко национальное, русское. Его произведения неразрывно связаны с темой

Родины, России – центральной темой творчества композитора. Размышления

Мастера о судьбе родной страны, о крутых поворотах её истории, о развитии

русской культуры не покидали его на протяжении всей жизни. В условиях

сознательной и последовательно проводимой политики переоценки ценностей,

нарастающего дефицита красоты и духовности. Г. В. Свиридов утверждал, что

только в опоре на великую национальную традицию возможно культурное

возрождение России - её мощи и величия. В бережном и уважительном

отношении к прошлому – залог существования настоящего, сохранении

национальной индивидуальности и неповторимости личности нации.

Г. Свиридов считал русскую культуру «великим достоянием всех народов

мира», он переживал из-за проблем отечественной культуры и видел пути её

возрождения.

С самых истоков творчество Свиридова имело православные корни. На

это повлияло сильное впечатление от церковного пения, хора, звона колоколов

погружающие человека в особое состояние общения с Богом. Свиридов писал:

«Русское православное пение было пением от души, от сердца, часто без нот, со

слуха, как бы непосредственным общением с Богом, обращением к Нему...». [2,

с.499]

Георгий

Васильевич

Свиридов

воплощал

идеалы

духовности

и

нравственности в своём творчестве. Но его духовная музыка на протяжении

долгого времени оставалась в тени, в то время, когда его вокальное творчество

получало истолкование в научной литературе, активно изучалось.

Духовное наследие композитора составляют: церковные хоры, литургии

всенощных

бдений,

мессы,

кантаты,

реквиемы,

стихиры,

молитвы

и

песнопения.

В 1864 году был написан «Маленький триптих» - духовная музыка без

слов. В начале 70х годов были написаны знаменитые «Три хора» из музыки к

трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоанович». А в 90-е годы «Песнопения и

молитвы», которые стали кульминацией духовной музыки композитора.

Написание в 1973 году знаменитых «Трех хоров» из музыки к трагедии

Толстого «Царь Федор Иоанович» стало смелым шагом в период попрания и

запрета православных ценностей. Это произведение предшествует вершинному

творчеству композитора, идее обращения к православному обиходу как

поэтическому источнику творчества.

Хоры были написаны Г. Свиридовым к спектаклю Малого театра.

Музыка включает в себя стилистические элементы старинных жанров.

Свиридов

открыто

использует

средневековые

подлинники

тропарь,

покаянный стих и поздний духовные стих. Музыка создает атмосферу

исторической обстановки конца XVI века. Главной задачей был показ

внутреннего, душевного мира героев, а не иллюстрация действия драмы. Хоры

a capella «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих» - это духовные

произведения,

написанные

с

использованием

знаменных

распевов

и

богослужебных текстов.

Вершиной творческого пути Георгия Свиридова по праву можно считать

его главное творение – грандиозный хоровой цикл «Песнопения и молитвы»,

над которым композитор работал с 1985 по 1997 годы.

В этом произведении композитор

утверждает духовные, православные

первоосновы своего творчества.

«Песнопения и молитвы» состоят из нескольких хоровых циклов,

которые объединены общим названием. Главное место, в которых, занимает

образ Спасителя. Первый цикл - «Неизреченное чудо», состоит из 6 хоров.

Второй цикл - «Три стихиры» (монастырские) для мужского хора, состоит из 3

хоров. Третий – «Странное Рождество видевше», состоит из 7 хоров. Четвертый

– «Из Ветхого Завета», состоит из 3 хоров. И наконец пятый цикл под

названием «Другие песни», состоит из 7 хоров.

Цикл

«Песнопения

и

молитвы»

уникален

с

точки

зрения

композиционного строя и содержания. Он объединяет в себе разные по жарам

произведения: песнопения конкретной службы, внебогослужебные песнопения

- духовный концерт, апокриф. В основу цикла положены литургические тексты.

Главное выразительное средство в этом произведении – мелодия.

Основой оригинального тематического материала послужили одноголосные

церковные напевы – яркие, рельефные. Характерной чертой тематизма является

органичное соединение переменного метра с песенной мелодией. Каждый

номер цикла выделяется своей индивидуальностью, неповторимостью в

зависимости

от

вида

молитвы.

Например,

общенародные

молитвы

(«ветхозаветные» хоры) звучат декламационно, а молитвы от лица одного

человека, хоть и поются хором, - распевны, кантиленны. Часто встречаются в

цикле хоры с сольным зачином (например, «Молитва слепаго») и хоровой

унисон, который Свиридов использует преимущественно для повествования

или декламации, выражая энтузиазм слитого в религиозном едином порыве

народа (хор «Господня земля»). Образы Богоматери, святых, монументальные

историко-библейские картины, таинство причащения и возвышающийся над

всеми образ Христа – имеют богатое мелодико-тематическое воплощение.

Говоря о последнем цикле композитора, А. Б. Вульфов отмечал:

«Песнопения и молитвы»-это выражение некой высшей духовной силы

творческой

души,

голос

из

настоящего,

и

далёкого

будущего,

это

художественное утверждение Православного духа на века вперед.

Это

произведение навсегда останется для людей, для России одним из крупнейших

художественных

духовно-нравственных

ориентиров,

всегда

имеющейся

дорогой к душевному свету и спасению». [1]

Духовная

музыка

Георгия

Свиридова

неповторима,

свежа,

ярко

индивидуальна, ни на что не похожа. Она написана от сердца, прочувствована

душой и всегда открыта для слушателей. Музыка композитора обращена к

людям будущих поколений, для которых идеи Красоты, Добра и Веры станут

духовной опорой, постижением Истины, языком русской культуры.

Список литературы

1.

Bульфов А. «Во спасение нас, поющих…» «НГ-религии» приложение к

«Независимой газете», 24 октября 2001г

2.

Свиридов Г.В. «Музыка как судьба» М., Молодая гвардия, 2002, С.499

3.

Свиридов Г.В. «Музыка как судьба» М., Молодая гвардия, 2002, С.798 с.

4.

Сохор А. Свиридов и русская культура//Георгий Свиридов. Сборник статей и

исследований.М.,1979. С.7



В раздел образования