Автор: Гусельникова Елена Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ школа №572 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Проект Тема: "В стране речевого дыхания" Раздел: дошкольное образование
Проект «В стране речевого дыхания»
Цель проекта: формирование у детей правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи проекта
1. Оказать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм детей;
2. Расширить знания детей о дыхании;
3. Познакомить и обучить детей физиологическому (диафрагмальному) дыханию;
4. Познакомить и обучить детей речевому дыханию;
5. Повысить уровень концентрации внимания;
6. Развивать мелкую и общую моторику;
7. Расширять и обогащать словарный запас детей;
8. Развивать связную речь.
Ожидаемые результаты
Дети владеют информацией о правильном физиологическом и речевом дыхании,
понимают значение использования правильного дыхания в жизни человека, владеют
приемами дыхательной гимнастики, пользуются правильным речевым дыханием.
Объект: правильное речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Предмет: система работы по формированию правильного речевого дыхания у детей
младшего и старшего дошкольного возраста с ТНР.
Участниками проекта являлись:
– дети;
– родители;
– педагоги детского сада.
Работа по формированию правильного речевого дыхания проводилась в определённой
последовательности:
формирование диафрагмального дыхания
обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя,
стоя рука на животике.
формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный
удлинённый выдох (малыши – губы трубочкой, старшие – полуулыбка).
развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и
целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных
звуков:
Педагогами проекта были разработаны правила речевого дыхания:
Прежде чем сказать, надо вдохнуть.
Во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.
Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.
В ходе работы проекта отдавали предпочтения комплексам упражнений с
четверостишием, т.к. лучше усваивается выполнение дыхательных упражнений. Поэтому
к каждой лексической теме подобрали дыхательные игры и упражнения, создав банк игр
на развитие дыхательных навыков.
Суть всех дыхательных игр и упражнений речевого и физиологического дыхания
заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку
дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на
оздоровление организма детей с речевой патологией.
Условием реализации данного проекта явилось наличие в ДОУ организованной
мультисенсорной среды:
– сенсорная комната;
– физкультурно-музыкальный зал с игровым оборудованием;
– уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными
конструкциями в групповых помещениях.
Заключительный этап, состоял:
– итоговый;
– оформительский
На этом этапе была проведена итоговая диагностика, по результатам которой, была
выявлена эффективность системы работы по формированию правильного речевого
дыхания у детей с ОНР. Результаты были проанализированы и выработаны необходимые
рекомендации.