Автор: Костина Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ № 3
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: статью
Тема: "Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения"
Раздел: начальное образование
МОУ ПРОГИМНАЗИЯ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Активизация
исследовательской деятельности на
начальном этапе как одно из условий
эффективного обучения.»
Подготовила учитель
начальных классов Костина Н. Ю.
г. Маркс
2022 год
Активизация исследовательской
деятельности на начальном этапе как одно
из условий эффективного обучения.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности
были
реализованы.
Детская
потребность
в
исследовательском
поиске
обусловлена
биологически,
ребёнок
уже
рождается
исследователем.
Неутомимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того,
чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс
саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и
воспитания,
по
моему
мнению,
является
формирование
у
учащихся
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые
способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача
данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в
самостоятельной
творческой
деятельности,
с
учётом
индивидуальных
способностей и склонностей. Исследование и познание мира не сводится к
восприятию
предметов
и
явлений,
их
чувственному
отражению.
Она
предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных
признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в
значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в
абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения
понятий
по
определённому
основанию
на
непересекающиеся
классы.
Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Чем
больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень
важно в творческой деятельности. Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы
наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав
внимательности и мышления.
Учебные исследования я провожу на каждом уроке русского языка и
математики вначале: на минутке чистописания или во время устного счёта.
Представлю различные виды упражнений.
Например, на каждой минутке чистописания я даю детям ряд слов, на
определённую букву и прошу их проанализировать его, ответить на следующие
вопросы: -Что общего у всех этих слов? Какое слово “лишнее” и почему? На
какие группы можно разделить эти слова?
Во время выполнения подобных упражнений ученики открывают для
себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, анализируют
полученную информацию, учатся отстаивать свою точку зрения. Если в первом
классе ответы детей сводятся лишь только к сравнению звуко-буквенного
состава слов, делению слов на слоги и сравнению их количества, определению
места ударения в словах, то по мере изучения нового материала, они находят
новые варианты сравнения.
Приведу пример: абзац алфавит асфальт. В первом классе ученики
говорят: что эти слова начинаются с буквы а, заканчиваются на согласную,
ударение падает на последний слог, “лишнее” слово алфавит, так как в нём три
слога. Но уже в конце 1 класса и во 2-м меняется их угол зрения на этот же ряд
слов. Они говорят о том, что это всё имена существительные, в единственном
числе, мужского рода.
Приведу ещё один пример: ёжик лепёшка Артём лёгкий.
Анализируя этот ряд, ученики говорят о том, что лишним будет слово ёжик –
так как в нём звуков больше чем букв, лепёшка – это существительное ж. р. в
нём три слога, Артём – имя собственное, лёгкий – имя прилагательное. Вы
видите, что уже ребята не говорят о том – с какой буквы начинается слово, на
какую заканчивается и т. д. А сколько тем они повторили, анализируя этот ряд
слов:
написание
имён
собственных,
части
речи,
определение
рода
существительных и прилагательных, йотированные гласные. Причём каждый из
своих выводов необходимо доказать и объяснить.
Очень важно здесь правильно подобрать слова для анализа, которые
можно рассматривать с разных точек зрения. И бывало так, что ребята называли
такие признаки, которые даже не приходили в голову при составлении данного
ряда слов.
Аналогичная работа проводится мною и во время устного счёта на уроках
математики. Это: исследование чисел, ряда чисел, выражений. Каждый урок
начинаю с вопроса – что вы можете сказать о сегодняшней дате?(24 февраля –
это двузначное число, чётное, в нём два десятка, сумма разрядных слагаемых
20+4, если сложить цифры – то получится 6, тоже чётное число). Если это какая
либо знаменательная дата, обязательно сообщаю об этом. В дальнейшем
учащиеся сами готовят сообщения об этих датах. Если мы исследуем ряд чисел
или выражения, звучат вопросы: что можно сказать об этих числах и
выражениях? Что интересного вы заметили?
Если вести подобную работу в системе, то результаты не заставят себя
ждать и даже слабые учащиеся усвоят изучаемый материал. Кроме этого,
учащиеся научатся самостоятельно объяснять и доказывать новые факты,
явления и закономерности; классифицировать, сравнивать, анализировать и
обобщать ранее изученные явления; находить несколько вариантов решения,
выбирать и обосновывать наиболее рациональный из них.
Кроме этого в своей работе использую специальные игры и занятия,
позволяющие
активизировать
исследовательскую
деятельность
ребёнка,
помогающие
осваивать
первичные
навыки
проведения
самостоятельных
исследований.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования,
т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе,
спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести
эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Далее работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать
наблюдения
и
навыки
проведения
эксперимента,
делать
выводы
и
умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть
проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир
чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем –
способность
изменять
собственную
точку
зрения,
смотреть
на
объект
исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же
объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от
традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем
следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на
какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную
концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски;
…и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше
вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,
например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,
самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее
учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе
обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность,
а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы
рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге
интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть
гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не
истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с
удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или
гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти
гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез -
основа исследовательского, творческого мышления. Делая предположения, мы
обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно,
может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать
вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую
следующие
упражнения:
показываю
картинки
с
изображением
людей,
животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы
помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?Игра «Найди
загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете,
начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»), либо игра «Угадай, о
чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит
ветвипад?» Ребёнок отвечает: «Ветвипад происходит осенью» Всем остальным
детям надо догадаться, каким был вопрос. )
Также необходимо научить давать определения понятия. Для того,
чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:
описание,
сравнение
своих описаний с описанием этих же предметов
учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и
осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к
родовому
путём
отбрасывания
от
содержания
видового
понятия
его
видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее
задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых
каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные
загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же
вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а
формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.
Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как
упражнение в определении понятий.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное,
делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне
сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в
дальнейшем.