Автор: Ольга Ивановна Виноградская
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО " Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занимательная драматургия или, как разбудить воображение на уроках инструментального исполнительства в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9»
Преподаватель класса фортепиано Виноградская Ольга Ивановна.
«Занимательная драматургия» на уроках инструментального
исполнительства в ДМШ или, как разбудить воображение»
Существует огромное количество методических разработок, призванных
систематизировать обучение в классах инструментального исполнительства. Традиции,
существующие испокон веков, диктуют свои условия, хотя многое из методических
установок претерпело существенные изменения. Ритм и условия жизни, несомненно,
влияют на качество обучения и, соответственно, на исполнительские принципы. Даже
последние десятилетия с ускоренным течением жизни и внедряемой повсеместно
цифровизацией изменили качество преподавания. Данная статья предназначена для
использования в работе, как с учащимися, так и с их родителями. Цель - помочь
систематизировать домашнюю работу, развить самостоятельное творческое начало, и
даже привлечь родителей к совместному творчеству. Не секрет, что условия занятий,
требования к ним, заинтересованность в определенном качестве, очень отличаются от
того, что было даже 20-30 лет назад. Жизнь поменялась, а мы, преподаватели отчаянно
сопротивляемся, и продолжаем учить по стандартам прошлого века. По сути, в
большинстве случаев работа педагога сводится к контролю разбора произведения,
многократным призывам « позаниматься», «проучить» и «выучить без ошибок». Хорошо,
если способности и трудолюбие ученика позволяют ставить более высокую планку, но
огромный процент наших учеников- это, как раз, занятия по принуждению, от случая к
случаю. А сколько детей занимается с единственной целью - выучить наизусть, сыграть
на концерте или экзамене, и тут же забыть, как страшный сон(
И все реже и реже ученики и слушатели испытывают эмоции при исполнении в классе
или на сцене. Все реже получают удовольствие непосредственно от музицирования. Часто
приходится слушать добротно выученные ноты, но при этом ученик сам не понимает и не
чувствует того, о чем он играет, какие эмоциональные пласты заложены в произведении.
Из музыки уходит душа, музицирование становится рутинной работой.
Поэтому первый вопрос, который хочется задать после прослушивания, о чем же эта
музыка?
Часто в ответ слышим: « Это веселая музыка, а это печальная музыка». И выясняется,
что преподаватель в последнюю очередь обращает внимание ученика на эмоциональную
составляющую исполнения музыкального материала. И зачастую не связывает
эмоциональное развитие с драматургическими задачами, которые заложены даже в
самом простом и малюсеньком произведении.
Надо понимать, что любая драматургия - это многоуровневое и эмоционально
заряженное, но при этом четкое построение со своими законами и правилами.
Позволю себе отступление, дабы системно и очень кратко представить такое огромное и
всеобъемлюще понятие, как «драматургия».
Корень слова «драматургия - «драма» означает действие. Существуют такие виды
драматургии, как сценическая, театральная, хореографическая, музыкальная,
кинодраматургия и даже эстрадная.
В основе драматургии заложена литературная составляющая. Это - текст произведения с
выстроенным сюжетом, системой образов и характером конфликта.
В каждом определенном жанре существует целая цепочка «творцов», воплощающих
драматургические задачи. В драматическом искусстве - это драматург, писатель,
режиссер; в оперном искусстве - композитор, либреттист, режиссер и дирижер; в
хореографическом - композитор, хореограф, постановщик и т.д.
Рассмотрим наиболее интересующую нас, как музыкальных педагогов, область
музыкальной драматургии.
Прежде всего - это жанры, связанные со сценическим действием. И опера и балет
необычайно зрелищны, и находят у зрителя и слушателя наиболее живой отклик.
Опера(по определению А. Н. Серова) это "сценическое представление, в котором
происходящее на сцене действие выражается музыкою, т. е. пением действующих лиц
(отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно
разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая
самыми сложными симфоническими сочетаниями".
В балете синтезируются и драма, и танец, и пантомима, а музыка является главным
обобщающим средством, носителем сквозного действия.
Значительно сложнее восприятие симфонической, камерной, инструментальной
музыки, не связанной co сценическим действием.
Но именно понимание драматургических принципов в инструментальной музыке
помогает в работе с юными исполнителями. Ведь самое маленькое музыкальное
произведение можно « прочитать» как цепочку действий. Ребенок очень хорошо
ориентируется в понятие «действие», поскольку в жизни он постоянно действует: ходит,
бегает, разговаривает и т.д. Но в его жизненном багаже есть и другие действия: он поет,
смеется, удивляется, кричит, раздражается, радуется. И эти действия уже окрашены
разнообразными эмоциями. Задача преподавателя в работе над каждым конкретным
произведением расшифровать « содержание», пробудить фантазию, провести параллель, а
в конечном итоге «извлечь» ту эмоциональную окраску, к которой должен стремиться
каждый исполнитель.
Произведения искусства , как правило, заряжены эмоциями, которые испытывал автор
при их создании, и которые он надеется передать зрителю и слушателю. В случае
интерпретирования музыкального произведения посредником передачи состояний
становится исполнитель.
Так что же такое эмоции?
Условно эмоции человека делятся на два вида: позитивные и негативные. К первым,
например, относятся радость, счастье, удовлетворение. Это приятные состояния,
способствующие формированию позитивной энергии. Негативные же эмоции, такие как
гнев, уныние, злость разрушают психологический баланс, внутренний мир личности,
провоцируют агрессию, неуверенность, отторжение.
Многие учёные пытались систематизировать эмоции, объяснить их, определить самые
главные эмоции, которые испытывает каждый человек. А ведь базовые эмоции,
объединяясь и смешиваясь, создают более сложные эмоции, то есть являются
строительным материалом всей эмоциональной жизни человека.
Итак, эмоции – это психическая реакция человека на определённые ситуации, в которых
он находится.
В 70-е годы прошлого столетия психолог Пол Экман выделил шесть базовых эмоций,
характерных для любой человеческой культуры.
В эту классификацию вошли такие эмоции, как:
счастье,
печаль,
отвращение,
страх,
удивление,
гнев.
Позднее Экман добавил в этот список
гордость,
стыд,
смущение,
волнение,
страдание.
Сейчас исследователи не ограничиваются начальным набором, а идут куда дальше.
Некоторые психологи выделяют до 27 различных эмоций!
Как же работать с юными исполнителями, нашими среднестатистическими учениками
среднестатистической музыкальной школы, как разбудить в них эмоциональную
составляющую?
Прежде всего , на эмоциональное восприятие воздействует огромное количество
факторов. Это и окружение сверстников, и отношения в семье, интеллектуальное развитие
и т.д. Огромная роль принадлежит личности преподавателя. Преподаватель активный, со
своей жизненной позицией, образованный, глубоко чувствующий и тонко мыслящий
являет собой пример заинтересованности, заряжает ученика на духовное восприятие и
эмоциональную отдачу.
Происходит это по- разному. Иногда способные дети, только –только разобрав текст,
интуитивно определяют характер произведения, находят приемы , помогающие раскрыть
образно-эмоциональный ряд. Но в большинстве случаев разбор нотного текста
растягивается на огромный период зазубривания нот, штрихов, аппликатуры, заучивания
динамики. И получается, что « за деревьями леса не видно» А ведь можно задать алгоритм
работы прямо на первом уроке, когда ученик только получил новый музыкальный
материал.
Первое, что надо сделать- это, казалось бы, аксиома, прочитать фамилию автора и
название произведения. Но для маленького исполнителя -это само по себе уже
«исследование». Задача преподавателя рассказать об эпохе, посоветовать изучить
биографию композитора, познакомить с жанром произведения, найти аналогичные
произведения. Перейдя непосредственно к разбору лучше взять маленький отрывок. Это
может быть мотив или предложение, даже фрагмент из 2-х- трех тактов. На этом этапе
ученик рассматривает последовательно все, что написано в нотах, т. е размер,
тональность, ноты, ритм, потом он может постараться подобрать аппликатуру и
выяснить штрихи. Этот момент на уроке я называю «научной работой», где все
рассматривается, как бы « под микроскопом». Когда эта работа выполнена, и фрагмент
имеет уже устойчивые очертания, наступает период осознанного музицирования. И
зачастую, определенный лад, ритм, штрихи и динамика и создают первую
эмоциональную окраску. Естественно, преподаватель помогает найти ассоциативный ряд,
при этом старается не прибегать к примитивным « весело-грустно». Тем более,
индивидуальные занятия создают условия для понимания проблем, душевного состояния
ученика. Можно деликатно!! сопоставить только что разобранный отрывок, с каким- то
событием из жизни самого ребенка, его семьи, друзей, любимого питомца .Либо
обратиться к «багажу» его познаний литературы, кино или театра. Это может быть сказка
из детства, мультфильм, т. е то, что хорошо знакомо и лежит в доступности его
переживаний.
Зачастую, пьесы для детей имеют программные названия. Примером является «Детский
альбом» Чайковского, где каждая пьеса является миниатюрой, в которой заложен целый
мир маленького человека, особенности быта, взаимоотношений с окружающими его
людьми и т.д. Но Чайковский писал эту музыку, ориентируясь на детей XIX века. И
сейчас названия «Утренняя молитва», «Сладкая греза» или «Шарманщик поет» мало что
значат для детей века нынешнего. И, к сожалению, часто дети исполняют ту или иную
пьесу, не имея понятия, что скрывается за названием.
Но как быть, когда названия нет вовсе? Например, в программе обучения должна быть
освоена крупная форма: соната, вариации, рондо и проч.Программного названия там нет.
И опять , к великому сожалению, все сводится к выучиванию текста, аппликатуры,
штрихов и динамики. Между тем, если бы преподаватель вместе с учеником придал
этому произведению логический, смысловой характер, то обнаружил бы там
драматургию! Заодно и форма, и структура произведения перестали бы
ассоциироваться со скучными, незапоминающимися терминами. И так же, как ребенок
рассказывает последовательный сюжет знакомого фильма или сказки, он может
последовательно играть «музыкальный сюжет» произведения. И в этом случае проблема
игры наизусть перестает быть проблемой, поскольку ученик сопоставляет сюжет с
музыкальным текстом, Особенно ярко это выявляется на примере работы над достаточно
объемным произведением, таким, как сонатина или соната.
Если коротко, то драматургию муз. произведения можно объяснять понятным, и
доступным языком. Безусловно, эти характеристики не копируют учебник
музыкальной литературы, зато помогают превратить нотный текст в живую картину
воображаемых образов и последовательных действий.
Итак! Фантазируем содержание небольшой сонатины
Общие характеристики закладываются уже при первом просушивании материала.
Где это происходит? Определяем место действия - дворец, природа, фэнтэзи…
Когда это происходит? Определяем эпоху, приметы времени, исторические
параллели.
С кем это происходит? Определяем действующих лиц, узнаем их музыкальные
характеристики - героические, сказочные, лирические, комические персонажи.
Экспозиция – «завязка действия», его начало. Взаимоотношения героев, действия.
Разработка – развитие действия, напряженность, череда эпизодов, разнообразная
динамика.
Кульминация — наиболее наполненная эмоционально точка развития, столкновение,
конфликт, восторг и т.д.
Реприза - завершение действия и осмысление прошедших событий с разной
эмоциональной окраской: трагической, жизнеутверждающей, печальной; восторженной и
т.д.
Безусловно, такой подход ни в коем случае не претендует на точное соответствие форме
произведения, но помогает ребенку ориентироваться в довольно сложном развернутом
построении.
Таким образом, приступая к освоению заданной пьесы, этюда или сонатины,
преподаватель должен пробудить фантазию ребенка, освежить ассоциативный ряд его,
пусть небольшого, но интеллектуального и жизненного опыта. Если преподаватель
искренне вкладывается в постижение материала, работает с творческим огоньком и
отдачей, то эта работа над драматургией музыкального произведения непременно
увенчается эмоциональным откликом, а стало быть, исполнение не будет
механическим, заученным и малопонятным.
Источники:
Автор:Экман Пол. Психология эмоций. «Я знаю, что ты чувствуешь»
Переводчик Кузин В.
Редактор Ильин Е.П.
Издательство: Питер, 2021г. Серия: «Сам себе психолог»