Автор: Ильина Евгения Николаевна
Должность: учитель- логопед, учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Федоровская СОШ №5"
Населённый пункт: Сургутский район, пгт Федоровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лексическая тема "Космос. Планета Земля"
Раздел: начальное образование
© Минина Л.А.
Лексическая тема «Космос. Планета Земля»
Родителям рекомендуется:объяснить ребёнку, почему 12 апреля во всём мире
отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах,
журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите
ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета,
спутник, космодром, скафандр, телескоп. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём
Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он
затрудняется, помогите ему с ответами.
- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
-Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты,
космические корабли и станции.
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который
летит на ракете в космос, называют космонавтом.
- Кто был первым космонавтом? Первымкосмонавтом был Юрий Гагарин.
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место
называется космодром.
- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический
скафандр.
- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?
Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
1.
Игра
«Исправь
ошибки Марсианина».
Цель: работа с деформированным предложением.
- Руки моют Вову.
- Рыба ловит лису.
- Башня строит Ваню.
- Цветок рисует девочку.
© Минина Л.А.
- Чай пьет Аню.
- Гриб нашёл ёжика.
2. Упражнение «Помоги астроному всё сосчитать».
Цель:согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Пример:
Одна летающая тарелка, две летающих тарелки….и т.д. (блестящий
скафандр, большая звезда, яркое созвездие)
3. Игра «Расскажи, как Белка и Стрелка летали в космос».
Цель:употребление в речи приставочных глаголов к слову «летели».
Белка и Стрелка с космодрома….вылетели;
Белка и Стрелка в космос…..полетели;
Белка и Стрелка к луне …..подлетели;
Белка и Стрелка вокруг луны…..облетели;
Белка и Стрелка через звезды ….. пролетели;
© Минина Л.А.
Белка и Стрелка на Землю ……прилетели.
4. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: употребление слов-антонимов.
В солнечный день очень светло, в космосе___
Летом на солнце очень жарко, а в космосе___
На
земле
люди
совершают
движения
быстро,
а
в
космосе___
На Земле работать легко, а в космосе___
Космическая станция бывает высокая, а бывает ___
На Земле воздух грязный, а в космосе___
5. Игра «4 лишний».
Цель:учить анализировать, находить родственные слова и
исключать слова с другим значением.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
6. Развитие связной речи.
- Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.
© Минина Л.А.
«Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны
стоят на гигантской черепахе.Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг
Солнца, а в Солнечной системе девять планет. На небе видны созвездия, можно
найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к
звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.
Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин».
???
- Назови профессию человека, который летает в космос?
- Назови имя и фамилию первого космонавта Земли?
- Назови клички собак, которые первыми полетели в космос?
- Расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
- Ответь, как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
- Ответь, вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
- Ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета?
7. Упражнение «Раскрась правильно».
Цель:развитие логического мышления, внимания.
© Минина Л.А.
- Раскрась те ракеты,
которые летят направо, -
красным цветом, налево-
синим, вверх- жёлтым,
вниз- зелёным.
8. Упражнение «Обведи
по образцу».
Цель:развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.
- Отметь звёзды на карте, как показано на образце.
«Найди
инопланетянина
на
планете».-
Раскрась каждый фрагмент нужным цветом: 1-
красным;2- оранжевым; 3- желтым; 4-зелёным; 5- синим.
© Минина Л.А.