Автор: Семенова Елизавета Андреевна
Должность: преподаватель по флейте
Учебное заведение: ГБПОУ КК "НМК им. Д. Д. Шостаковича"
Населённый пункт: Город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Вклад зарубежных флейтистов в формирование и развитие отечественной школы игры на флейте
Раздел: среднее профессиональное
Семенова Елизавета Андреевна -
преподаватель ГБПОУ КК
«Новороссийский музыкальный
колледж им. Д. Д. Шостаковича»
Вклад зарубежных флейтистов в формирование и развитие
отечественной школы игры на флейте
Говоря о становлении отечественной школы игры на флейте следует
определить роль европейских музыкантов в этом процессе.
Известный кларнетист и саксофонист, доктор искусствоведения, профессор
В. Д. Иванов определяет понятие «исполнительская школа» как «сложившееся в
исполнительско-педагогической сфере искусства системное художественное
направление, связанное со своеобразием и общностью основных взглядов,
преемственностью принципов и методов в обучении и игре на том или ином
музыкальном инструменте».
Отечественная исполнительская школа игры на флейте начала складываться
в XIX веке до появления консерваторий, главным образом в оркестрах
Императорских театров. Императорский Мариинский театр в Санкт-Петербурге
был центром театральной культуры, являясь не только областью развития
оперного и балетного искусства, но и оркестрового исполнительства. С начала
XIX века оркестр Мариинского театра в свободные от спектаклей дни давал
регулярные симфонические концерты. В этом оркестре играли выдающиеся
флейтисты того времени. В это время императорский двор отдавал явное
предпочтение иностранным музыкантам: они занимали все основные ведущие
должности (солист, капельмейстер, педагог), получали более высокое жалование
и множество льгот. (Например, первым солистом Императорского театра Санкт-
Петербурга в 1-й половине XIX века был немецкий флейтист Генрих Зусман, а
позже он занял должность музыкального директора театра.) Происходило это
потому, что искусство игры на духовых инструментах было гораздо более развито
за рубежом, нежели в России. В свою очередь «наплыв» иностранных
специалистов привел к тому, что внедрение западноевропейских – главным
образом немецких и французских, а также итальянских – традиций в русскую
культуру стало массовым. Этому способствовало и то обстоятельство, что
императорский двор, заинтересованный в развитии отечественного оркестрового
исполнительства,
обязывал
солистов-иностранцев
вести
педагогическую
деятельность.
Первыми педагогами, которые целенаправленно начали формировать
флейтовую школу в России в конце XVIII - начале XIX вв. стали Ц. Чиарди в
Санкт-Петербурге и Ф. Бюхнер в Москве.
Цезарь Чиарди был высокопрофессиональным флейтистом-виртуозом, так
что дирекция Императорских театров пригласила его на должность солиста
оркестра итальянской оперы, а позже он играл и в оркестре русской оперы. Также
в его обязанности как солиста входили ежегодные сольные концерты. В 1862 году
была открыта Санкт-Петербургская консерватория, Ц. Чиарди стал ее первым
профессором по классу флейты. Однако дело осложнялось тем, что тогда в России
не было единой методики обучения игре на флейте: каждый флейтист играл,
основываясь
на
своих
собственных
принципах.
Накопив
обширный
исполнительский опыт, Чиарди, понимая необходимость создания этой единой
методики обучения и становления репертуара, оформил свои методические
принципы в своей работе «Новейшая практическая и теоретическая школа для
флейты». В нее входили гаммы и различные упражнения на все виды техники, а
также способы овладения основными исполнительскими навыками. Это пособие
сразу стало пользоваться большой популярностью среди исполнителей и
педагогов, и первое поколение отечественных флейтистов использовало его как
необходимую базу.
Все имевшиеся в то время «Школы» тоже были иностранными: «Искусство
игры
на
флейте»
Фюрстенау,
«Школа
игры
на
флейте»
Поппа
и
др.
Заинтересованные в расширении художественного репертуара для флейты,
европейские музыканты сами сочиняли многочисленные произведения, однако
большинство из них соответствовало концертно-виртуозному стилю того времени
и не отличалось глубоким содержанием.
Помимо «Школ» в XIX веке в практике обучения стали все шире
использоваться многочисленные этюды. Их возникновение и применение
объясняется
желанием
активизировать
процесс
обучения,
создать
дополнительный материал к «Школам». Это было необходимо, так как
технические и художественные требования композиторов-романтиков к уровню
исполнительства на флейте как в сольных, так и в оркестровых сочинениях
стремительно повышались. Первые сборники этюдов разной сложности были
написаны иностранными флейтистами: Г. Зусманом, К. Бехнером, Э. Келлером, Э.
Приллем, Ф. Бюхнером.
В конце XVIII - начале XIX вв. барочные флейты постепенно вытесняются
флейтами простой системы с несколькими клапанами, чаще всего с четырьмя-
шестью.
Подобная
конструкция
предъявляла
определенные
требования
к
репертуару музыканта. Помимо этого флейтист должен был уметь использовать
множество аппликатур, особенно при игре пассажей. Цезарь Чиарди уже играл на
более совершенном инструменте: классической флейте венского типа фирмы
«Кох». В это время уже была достаточно известна флейта конструкции Т. Бема,
которая изначально была деревянной, а позже стала изготавливаться из
различных сплавов. Первые попытки введения в исполнительскую практику в
России этой модели были предприняты немецкими музыкантами К. Венером и Э.
Приллем. Они оба работали в Санкт-Петербурге и Москве и пропагандировали
использование флейт данной конструкции. Однако обнаружилось, что система
музыкального образования в России еще не была готова к переходу на новые
инструменты. Позже лояльность к новой конструкции проявил преемник Ц.
Чиарди, профессор Петербургской консерватории, К. Ватерстраат. Он был
первым музыкантом в оркестре Мариинского театра, который играл на флейте
системы Бема; впоследствии его ученик, Ф. В. Степанов, смог ввести ее в систему
отечественного обучения.
Во второй половине XVIII - начале XIX веков искусство игры на духовых
инструментах в России значительно уступало в своем развитии искусству
зарубежному, поэтому исторически (еще со времен Екатерины II) сложилось так,
что иностранные музыканты были очень востребованы в России и обладали
большим авторитетом. Именно они создали первые «Школы» игры на различных
духовых инструментах и первые сборники этюдов, что стало значительной вехой
в
истории
развития
инструментального
исполнительства
на
духовых
инструментах и значительно повлияло на технический рост их учеников.
Иностранные музыканты активно пропагандировали внедрение как в
оркестры, так и в учебные заведения флейты новейшей системы Бема; воспитали
и обучили первое поколение российских флейтистов, которые, восприняв все
лучшее от своих зарубежных педагогов, стали выдающимися отечественными
профессиональными
исполнителями
и
преподавателями
ведущих
учебных
заведений России.
Список литературы:
1. Лупачев Д. В. Роль флейтистов-иностранцев Императорского Мариинского
театра в формировании отечественной флейтовой школы в XIX веке, 2-5 с.
2.
Усов
Ю.
А.
История
отечественного
исполнительства
на
духовых
инструментах. М.: Музыка, 1975, 200 с.
3. Маевская О. А. Раскрытие основных принципов виртуозной игры на примере
«Школы игры на флейте» Ц. Чиарди. Культура, наука, образование: проблемы и
перспективы: сб. тр. VIII Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием, 2021 г. 423-428 с.
4. Борисова Е. Н., Махова А. И. Становление флейтового исполнительства в
России и за рубежом: историко-педагогический аспект. 3 с.