Напоминание

Развитие творческой одаренности младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности


Автор: Кириллова Марина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: г.Ханты - Мансийск, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой одаренности младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие творческой одаренности младших школьников на уроке и во

внеурочной деятельности
Кириллова Марина Ивановна учитель начальных классов
Пояснительная записка
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу». Ш.Амонашвили Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Сегодня в число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи стал одним из основных направлений современного образования. Что значит одаренный ребенок? Как определить степень его одаренности? Ж.Ламбрюйер говорил: «Людей совершенно тупых и глупых мало, недюженных и блестящих - еще меньше. Степень одаренности большинства людей колеблется между двумя этими крайностями». Настоящее время в обычной массовой школе учатся дети разной степени одаренности в разных областях и, учитывая это, мы держим курс на развитие способностей всех детей: и тех, чья одаренность уже проявилась в той или иной области, и тех, чья не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в их развитии. Исходя из этого, воспитательная работа направлена на создание условий для выявления способностей всех учащихся и их дальнейшее развитие.
Основная часть
Сегодня проблемой является то, что дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, так как не подозревают о наличии у них тех или иных природных задатков и способностей. Поэтому перед учителем стоит очень нелегкая задача: как можно точнее оценить творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему пробиться на свет и дать возможность развиваться дальше в нужном русле. Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения
своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности. Основные приёмы развития творческих способностей:  написание сочинений, изложений.  рецензирование сочинений;  игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;  творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.  творческие задания на дом. Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Такую возможность предоставляют уроки окружающего мира, литературного чтения, на которых я использую метод проектов, причем, выбор темы зависит от желания учащихся. При этом придерживаюсь правила – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. На уроках литературного чтения и развития речи широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения считаю работы своих учеников и участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературному чтению. На уроках окружающего мира часто использую метод проблемного обучения, метод проектирования. Так во втором классе при изучении темы «Как трудились наши предки», направленной на формирование представлений об историческом развитии трудовой деятельности наших предков, становлении российской науки, промышленности, ремесленничества, родился проект « Все профессии нужны, все профессии важны…». В ходе работы над проектом ребята поделились своими мыслями о важности и необходимости профессий сегодняшнего дня, познакомились с людьми разных профессий. Некоторые ученики рассказали о том, кем хотят стать в будущем и что для этого делают сейчас. А любители мастерить своими руками создали макет древней ладьи и рассказали о старинном ремесле строительства лодок. Такая работа позволила второклассникам попробовать себя в разных областях: на некоторое время они превратились в историков-исследователей в поисках исторических сведений по вопросу, журналистов, собирающих и обрабатывающих материал, ремесленников, кораблестроителей, художников - оформителей… Итогом работы стал классный час – защита проекта. В процессе защиты творческого проекта каждый оттачивал свое ораторское мастерство, преодолевая постепенно боязнь публичных выступлений При работе над проектом я не мешала ребятам проявлять свою фантазию, не требовала от них стандартного решения проблем, позволяла ошибаться, а потом давала возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, не объясняла всего учебного материала, давая детям радость самостоятельного поиска ответов на нужные вопросы. На мой взгляд, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Но не каждый может выполнить ее индивидуально, поэтому многие ребята делали коллективные проекты или работали в парах. Такая работа несет огромное воспитательное значение, ведь помимо саморазвития и самовоспитания способностей, дети сплачиваются, растёт взаимопонимание, ответственность и переживание за общее дело. Вместе с этим возрастает познавательная активность, самостоятельное творчество, желание поделиться своими идеями с другими. Так родились и другие проекты « Моя малая родина», « О братьях наших меньших», « Театр», « Моя семья». Работая над проектом « Моя семья», ребята изучали родословные своих семей, составляли гербы и девизы, писали сочинение « Моя семья», оформляли плакат «Папа, мама, я – дружная семья». Итогом этой большой, кропотливой работы стал проект - альбом под названием « Моя семья». Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос. После каждого раздела детям предлагается решить какие-то жизненные задачи на определённую тему. Например: задача - «Помощь другу». Ситуация: твой друг хочет стать сильным и выносливым. Детей можно разделить на группы. В каждой группе дети
распределяют между собой роли: родители, учитель, учитель физкультуры, врач и т.д. Их задача - составить правильный для этого мальчика режим дня, режим питания, что поможет ему приобрести хорошую спортивную форму. Очень часто на своих уроках окружающего мира я использую метод «деловой игры». Например, деловая игра «Выборы мэра города». Класс был разделён на 4 команды. В каждой команде был выбран командир, который выдвигал свою кандидатуру на пост мэра города. Каждый кандидат должен был представить свою программу по улучшению экологической обстановки в нашем городе. Избирателями были наши родители.
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной

деятельности.
Но рамки учебного времени слишком малы, чтобы изучить интересующий материал с разных сторон, применяя творческий подход детей. Компенсировать это стало возможно через внеурочную деятельность, дающую возможность проявить больше самостоятельности и творчества, чаще переживать ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности ,желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Сегодня в условиях реализации ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образования и дает возможность организовать для учащихся 1 – 4 классов занятия по интересам. Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Диапазон творческих задач на занятиях кружка «В мире книг» необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми. Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников – на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире. Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей являются рифмованные упражнения. Работа над рифмой начинается уже в первом классе. Начинаю я обычно эту работу с игры «Доскажи словечко». Ребята с удовольствием придумывают рифму к заданному слову: На-на-на – наконец пришла весна. Ну-ну-ну – кошка села на Луну. Со-со-со – с горы скатилось колесо. Задание усложняется. Детям дается не просто слог, а целая фраза. И ребята должны придумать окончание этой мысли, используя рифму: В зоопарке бегемот Проглотил ежа – и вот... В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их
деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на школьной научно-практической конференции. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. Результаты моей работы уже видны. В первом классе в школьной НПК участвовала только одна ученица. В третьем классе в школьной НПК участвовало уже двое. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Одним из видов внеурочной деятельности для первоклассников стал кружок «Бумагопластика» при сотрудничестве с ДДТ, объединивший ребят, проявляющих достаточно устойчивый интерес к конкретным видам деятельно сти: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей. Работа кружка «Бумагопластика» в 1 - 4 классе тесно связана с уроками окружающего мира, литературного чтения, математики, где ученики знакомятся с азами работы над проектом и учатся выполнять его. И первыми проектами для них стали проекты « Моя малая Родина», «Моя семья». На уроках окружающего мира обсуждались и выдвигались различные идеи по содержанию проекта, этапам работы над ним. На уроках литературного чтения искали и находили произведения российских авторов о Родине, семье, родителях. В рамках проекта ученики на уроках окружающего мира изучали материалы учебника, во время работы кружка «Бумагопластика» расширяли свои
представления по теме, изготавливая практическое изделие, связанное с темой проекта. Но эта работа была бы не полной и малоэффективной без помощи и участия родителей, которые вместе с ребенком, не заменяя его, продолжали эту работу дома. Результатом такой кропотливой работы в первом, втором классе стали выставки поделок и рисунков, демонстрирующие творческие способности ребят, ответы на уроках и защита проекта, где каждый смог продемонстрировать глубину своих знаний, коммуникативность, степень самостоятельности и творчества при выполнении работы. Каждый представил свое изделие - залог дальнейшего развития и успеха. В чем же творчество? На мой взгляд, в том, что ученику при работе над проектом давались объяснения общего плана и разбирался способ изготовления и соединения основных деталей изделия. В остальном ребёнок должен был сам или вместе с родителями продолжить эту работу, внося в неё своё видение и творчество. Для учеников начальной школы работа над проектами – это лишь начало большого и долгого пути, на котором им предстоит многое узнать и многому научиться, а мы, учителя, поможем им раскрыть и развить свои неизвестные способности. И пусть результаты еще не большие, но они есть и это самое главное.
Развитие творческих способностей школьников на внеклассных

мероприятиях.
Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса. 1 класс - развитие коммуникативных навыков, 2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность. Формы проведения внеклассных мероприятий  творческие игры, праздники, конкурсы, концерты  музыкальные спектакли  субботники, организация дежурств по классу  классные часы, беседы, викторины  экскурсии в музеи и на выставки города  участие в школьных, городских, Российских конкурсах, международных конкурсах. В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы. 1. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся. 2. В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.
3. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными. Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать. Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса. В 1-2 классе к проведению таких мероприятий я привлекаю родителей, т.к. в этом возрасте дети ещё не вполне самостоятельно могут подготовиться, справиться с какими-то заданиями. В 3-4 классе дети уже готовятся самостоятельно или в группах. Такие внеклассные мероприятия, праздничные концерты в нашем классе всегда проходят весело и интересно.
Заключение.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и
интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Хотелось бы, чтобы в основе работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческих способностей лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Разработка и презентация образовательного проекта по данной тематике.
Развитие познавательной активности учащихся посредством интеграции основного и дополнительного образования. Издание сборника детских исследовательских и творческих проектов. Проведение мастер-классов детьми Создание вопросников, викторин, кроссвордов, ребусов. Написание сообщений, докладов, рефератов, эссе, исследований, сочинений, стихотворений, рассказов и т. п. Изготовление моделей. Организация Мастерской Самоделкина Создание экспозиций. Изготовление брошюр, сборников, альманахов, буклетов. Выпуск газет, альбомов. Изготовление диафильмов, видеофильмов, презентаций Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации учащихся. Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков. Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка. Как в нашей школе происходит формирование творческого потенциала учащихся, их самоопределение и самореализация? 1. Индивидуальная работа. Например, здесь можно рассказать о работе Дудас Лизы и Летуновой Арины, Михайлова Арсения, Клокова Матвея. Учащиеся могут реализовывать себя не только в учебное время, но и после уроков. Иногда допоздна просиживают они с педагогом, изобретая «дерево вопросов и ответов», «фонтаны», создавая брошюры и книги. 2. Групповая работа В школе стало традиционно проводить предметные недели. Чего только не увидишь в них! Фантазия детей безгранична. И каждый старается себя реализовать хоть в чем-то: создании моделей, защите проекта, создании презентации, просто нарисовав рисунок и защитив его. Уч. год Неделя математики Неде ля русского языка Неделя окружающег о мира Неделя литературного чтения Неделя иностранного языка 201 3 – 2014
201 4 – 2015 грамота грамо та грамота грамота 201 5 - 2016 грамота грамо та грамота Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. С первых дней учебы дети стали активными посетителями Окружной государственной библиотеки ХМАО. Часто посещали занятия «В мире сказок», Все ученики моего класса посещают кружковые занятия по своим интересам. На протяжение трех лет весь класс (29 человек) посещает кружок «Бумагопластика» на базе ДДТ, где дети с огромным желанием и удовольствием работают с бумагой, развивая свою фантазию, смекалку, свое стремление стать лучше. Многие дети дополнительно посещают кружки в школе: «В мире книг», «Пиксель – арт», «Вышивание», «Игровая мастерская». Я не препятствую занятиям детей, побуждаю их к осознанному выбору творческой деятельности. Кружки в школе Кружке вне школы Абдрахимова Эвелина «Объединение» «Бумагопластика» Ботанова Виктория ИЗО «Бумагопластика» Бурая Диана «Объединение» «Бумагопластика» Булашова Евгения «В мире книг» «Бумагопластика» Громов Андрей «В мире книг» «Бумагопластика» Дудас Елизавета «В мире книг» «Бумагопластика» Елчуев Магамед «Объединение» «Бумагопластика» Жакишов Абдумуксид «Объединение» «Бумагопластика» Жеребятьев Данил «В мире книг» «Бумагопластика» Закутаев Максим «В мире книг» «Бумагопластика» Клоков Матвей «В мире книг» «Бумагопластика» Кохановский Матвей «В мире книг» «Бумагопластика» Куликова Ангелина «В мире книг» «Бумагопластика» Курманов Элнур «Объединение» «Бумагопластика» Летунова Арина «В мире книг» «Бумагопластика» Марифжанов Шохингбек «Объединение» «Бумагопластика» Маркаков Полина «В мире книг» «Бумагопластика» Михайлов Арсений «В мире книг» «Бумагопластика» Некрасов Вячеслав «В мире книг» «Бумагопластика» Нишанов Камолжон «Объединение» «Бумагопластика» Петров Данил «В мире книг» «Бумагопластика» Рудько Алексей «В мире книг» «Бумагопластика» Скоков Дмитрий «В мире книг» «Бумагопластика» Торянников Дмитрий «В мире книг» «Бумагопластика» Турсункулов Фахриер «Объединение» «Бумагопластика» Тырина Варвара ИЗО «Бумагопластика» Чулочникова Арина ИЗО, вышивание «Бумагопластика»
Щербакова Карина ИЗО «Бумагопластика» Эрланов Байымбет «Объединение» «Бумагопластика» В первом классе был организован совместно с родителями клуб «МЧС» - «мы часто спрашиваем» - где родители самостоятельно проводят 1 раз в полугодие заседание в форме игры «Что? Где? Когда?». Дети активно готовятся к игре: ищут информацию в библиотеке, в Интернете, задают вопросы своим родителям. Да и родители не остаются в стороне – инициативная творческая группа собирается, составляет план игры, занимается отбором вопросов, интересуются у меня, как у учителя, что проходили, смогут ли дети дать ответ на поставленный вопрос. Игра проходит очень интересно, задорно. В дальнейшем, с пойманным куражом, дети успешно занимаются на уроках, стараются запомнить материал урока, найти дополнительную информацию. Предполагаемый результат такой работы: Усвоение учащимися алгоритма научного исследования; Формирование научного мировоззрения учащихся; Расширение кругозора школьников в предметных областях; Вооружение учащихся универсальными способностями учебной деятельности; Развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию; Формирование социального опыта в труде и общении; Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.


В раздел образования