Автор: Беляева Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель по классу скрипки, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статью
Тема: Скрипичные концерты С.С Прокофьева
Раздел: дополнительное образование
Скрипичные концерты С.С. Прокофьева
Беляева Ольга Дмитриевна,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,
преподаватель по классу скрипки, концертмейстер
Содержание
1.
Особенности стиля С.С. Прокофьева.
2.
Первый концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч.19.
3.
Второй концерт для скрипки с оркестром соль минор, соч.63.
4.
Литература.
Особенности стиля С.С. Прокофьева
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева – крупное явление не
только
русской,
но
и
мировой
музыкальной
культуры
ХХ
века.
Отличительная черта его стиля – стремление к новаторству. «Кардинальным
достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были
поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание,
я ненавижу избитые приемы…», – писал композитор в «Автобиографии».
Произведения Прокофьева публика, а иногда и исполнители встречали с
недоумением, композитора нередко обвиняли в чрезмерной сложности,
грубости и даже «музыкальном хулиганстве». Талант композитора уже в
консерватории
в
классах
теории
композиции
оказался
слишком
непочтительным к традициям, что вылилось в весьма средние оценки в
композиторском дипломе.
Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает четыре с половиной
десятилетия, претерпел значительную эволюцию. Произведения раннего
периода (1908-1918 гг.) отличает динамизм, необузданная энергия: ликующая
музыка
Первого
концерта
для
фортепиано;
энергичные
ритмы
и
ошеломляюще яркие оркестровые краски «Скифской сюиты»; изысканное и
остроумное сочетание классических форм с оригинальностью музыкального
языка в «Классической симфонии».
Для стиля зарубежного пятнадцатилетия (1918-1933 гг.) характерны
яркость, пестрота, повышенная экспрессия. Это брызжущая весельем и
задором
опера
«Любовь
к
трем
апельсинам»
по
сказке
К.Гоцци;
великолепный Третий концерт для фортепиано с его бодрым моторным
напором; напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» по роману
В.Брюсова; богатырская мощь и размах Второй симфонии; явное влияние
конструктивизма в урбанистическом «Стальном скоке»; внутренняя лирика
«Мыслей» и «Вещей в себе» для фортепиано.
Стиль
зрелого
периода
(1933-1953
гг.)
отличает
мудрая
уравновешенность, интерес к реальным судьбам людей («Семен Котко»,
«Повесть о настоящем человеке»), к величию и силе человеческого духа
(Пятая симфония), к героическому прошлому своей страны («Александр
Невский», «Война и мир»), к вечной теме любви и смерти («Ромео и
Джульетта»).
Два скрипичных концерта (соч.19 и соч.63) написаны в разное время:
Первый относится к раннему периоду, Второй – к периоду жизни
композитора за границей. Именно поэтому концерты так отличаются и по
форме, и по образному содержанию, и по музыкальному языку.
Первый концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч.19
Замысел Первого скрипичного концерта ре мажор возник у Прокофьева
в начале 1915 г. Сочинив безоблачно-ясную тему скрипичного концертино
(будущая главная партия Первого концерта), композитор отложил эту работу
и, занятый сочинением оперы «Игрок», вернулся к ней лишь через 2 года. «Я
не раз сожалел, – писал он, – что другие работы мешают вернуться к
мечтательному началу скрипичного концертино».
Скромный замысел превратился в трехчастный концерт с необычным
чередованием частей: 1 и 3 части медленные (Andantino и Moderato), а
средняя часть – быстрое виртуозное Scherzo (вместо традиционного Andante).
Хорошо изучив возможности инструмента, Прокофьев стремился применить
все многообразие скрипичной выразительности: лирическую кантилену,
2
виртуозные пассажи, смены pizzicato и arсo, резкое утрированное marcato,
флажолеты. В расстановке штрихов и уточнении технических приемов
композитора
консультировал
преподававший
в
Петербургской
консерватории польский скрипач Павел Коханский, который и должен был
стать первым исполнителем концерта в ноябре 1917 г. Но в связи с
петроградскими событиями премьера не состоялась, и концерт первый раз
был исполнен лишь через 6 лет в Париже французским скрипачом Марселем
Дарье.
В концерте все ново и оригинально – от необычных образных
контрастов до специфических виртуозных эффектов. Типична для лирики
Прокофьева
задумчивая
сосредоточенность
главной
партии
1
части.
Колоритная смена гармоний и тонкие переливы полифонических перекличек
в оркестре обогащают звучание мечтательной мелодии в партии скрипки.
После виртуозной связующей, которая основана на пассажах и трелях с
непрерывной сменой модуляций, возникает причудливо-сказочная побочная
партия. Она пронизана хроматическими изломами, скачками, форшлагами,
прихрамывающими
угловатыми
оборотами.
Но
покачивающаяся,
«колыбельная» ритмика сопровождения и колоритная игра гармоний в
партии оркестра придают ей оттенок мягкой повествовательности, словно
фантастический сон ребенка после прослушанной сказки.
В разработке обе темы существенно трансформируются, движение все
убыстряется. Задушевность главной партии растворяется в стремительных
пассажах. Неузнаваема и тема побочной партии.
2 часть – cкерцо – построена в форме 5-частного рондо. Задорность
основной темы достигнута восходящим хроматическим движением в очень
четком акцентированном ритме. Но оба средних эпизода звучат не столь уж
весело: в них, как и в разработке 1 части, преобладают черты сарказма. Это
касается и первого эпизода, где скрипка звучит с непривычной резкостью
(staccato
marcatissimo), и особенно второго, где применен подчеркнуто
жесткий эффект игры у подставки (sul ponticello).
3
Финал
Первого концерта – сложное трехчастное построение с
развернутой
кодой.
По
общему
настроению
и
принципам
ладогармонического оформления (красочные сопоставления трезвучий и
септаккордов на терцию или на тон) главная тема 3 части родственна главной
партии 1 части. Здесь торжествует лирическое умиротворение и безоблачная
ясность. Эпизодические моменты пассажного движения или жесткой
усмешки, возникающие в средней части, окончательно отступают на второй
план в заключительном разделе. Единству всего цикла способствует
своеобразная тематическая арка: в коде одновременно звучат главная тема
финала у оркестра и солнечно светлая тема 1 части у солиста и первых
скрипок.
Второй концерт для скрипки с оркестром соль минор, соч.63
Второй концерт для скрипки с оркестром соль минор Прокофьев
закончил в августе 1935 года. Еще в Париже группа французских друзей-
музыкантов заказала композитору концертное произведение для скрипки.
Концерт сочинялся в период работы над балетом «Ромео и Джульетта» и
циклом «Детская музыка». Первое исполнение состоялось в Мадриде,
солировал Роберт Сетанс. В Москве концерт прозвучал лишь год спустя в
исполнении Бориса Фишмана.
Музыку Второго концерта отличает простота и ясность. «Я постарался
быть в скрипичном концерте столь простым, как только возможно», – писал
композитор.
Второй концерт, написанный через 20 лет после Первого, серьезнее,
философичнее. Здесь нет гротескных эффектов, меньше тембровых и
гармонических резкостей, зато больше мягкой игры тональных красок и
мудрой сдержанности. Стиль более экономный, камерный; виртуозная
фактура скромнее, в ней меньше технических новшеств.
Если
Первый
концерт
был
построен
по
принципу
замкнутой
трехчастности (мечтательно-лирическое начало, скерцозная середина и
лирический финал), то во Втором концерте смена образов иная: от
4
углубленных размышлений и романтических порывов первых двух частей к
энергичной танцевальности в финале.
Обе темы 1 части (Allegro
moderato) привлекают возвышенностью
чувства и широтой мелодического дыхания. Правда, образный склад их
различен. Главная партия сначала появляется в виде одинокого напева solo
без сопровождения и напоминает русскую протяжную песню. Об этом
говорит принцип внутреннего варьирования мелодии путем перемещения
сильных долей и характер интонаций. Иной образ в побочной партии: широта
интервалики,
сменяющаяся
хроматическими
оборотами,
изящество
модуляций придают ей черты романтической восторженности.
Непривычной для молодого Прокофьева показалась бы и 2 часть
(Andante assai), с ее мудрым спокойствием, чувством счастливого слияния с
природой. Певучая тема скрипки, возникающая на фоне мерных триольных
фигураций, напоминает классические Andante. От классицизма идут и
используемые
принципы
развития:
строгая
вариационность
и
полифоническое сплетение параллельно текущих мелодических линий.
В ритмически упругой музыке финала (Allegro ben marcato) движение
грубовато акцентированного трехдольного танца не прекращается на
протяжении всей части. Главной теме контрастирует певучий образ побочной
и тревожно-печальная тема среднего эпизода, сочетающаяся с подвижными
скерцозными пассажами в партии оркестра.
Оба скрипичных концерта С.С. Прокофьева необыкновенно популярны
не только в нашей стране, но и за рубежом. Они прочно вошли в концертный
репертуар многих выдающихся исполнителей.
Литература
1.
Арановский М.Г. Мелодика С. Прокофьева: исследовательские очерки.
Ленинград, 1969.
2.
Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1966.
3.
Нестьев Н. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973.
5
4.
Сергей Прокофьев. Статьи и материалы / сост. и ред. И.В. Нестьева и Г.Я.
Эдельмана. М., 1965.
5.
С.С. Прокофьев. Статьи и исследования / сост. В. Блок. М., 1972.
6.
Творческие портреты композиторов: Популярный справочник. М., 1990.
Вишневецкий И.Г. Сергей Прокофьев. М., 2009.
6