Напоминание

Формирование читательской компетенции как способ реализации воспитательной программы в Лицее № 15 г.Саратова


Автор: Дивина Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 15"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Развитие читательской самостоятельности во внеурочной деятельности
Тема: Формирование читательской компетенции как способ реализации воспитательной программы в Лицее № 15 г.Саратова
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской компетенции как способ реализации

воспитательной программы в Лицее № 15 г.Саратова

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной

школе является формирование читательской компетентности младшего

школьника,

осознание

себя

как

грамотного

читателя,

способного

к

творческой деятельности. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты

хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А

интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при

условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все

силы, необходимые для, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю

же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

В рамках работы площадки и реализации воспитательной

программы Лицея учащиеся 3-4 классов участвуют в проекте «Книжкина

ёлка», целью которого является – украсить ёлку обложками книг!

Необычный вариант украшения, выполненный своими руками и стал главной

составляющей данного проекта. Ёлка, в свою очередь «дарит» участникам

конфеты за поделки. Ребята, презентуют свою работу, рассказывают о

прочитанном, таким образом учатся выступать перед аудиторией,

высказывать свое мнение о наиболее интересном произведении.

Еще одно направление нашей работы- участие в Международном

краудсорсинговом интернет-проекте про чтение художественной литературы,

изучаемой в школе. «Страна читающая» – это проект, который помогает

выразить уникальное понимание поэзии, помочь другим разглядеть в ней

неизведанные, неочевидные смыслы.

Участники читают любимые стихи, записывают на видео и публикуют их на

страницах проекта. В этом году участники читали стихи Сергея Есенина.

Приняли участие в данном проекте 389 - чел.

Для того, чтобы увлечь наших учеников чтением классической

литературы, были созданы курсы по литературному чтению на

Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской

области «Природа на ладони» , «Сундук со сказками». Ученики имеют

возможность познакомиться с классическими произведениями и проверить

свои знания, решив предложенные задания. А в период пандемии данный вид

работы очень актуален, т.к. позволяем осуществлять обратную связь ученик-

учитель не выходя из дома.

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и

от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании

отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в

образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает.

Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом

для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной

семье.

Состав

домашней

библиотеки,

отражающей

вкус,

род

профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких

поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг

чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное

окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее

в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана

прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями

учащихся

позволяет

обрести

в

их

лице

необходимых

и

надежных

помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Заключение

Работа

по

формированию

читательской

компетентности

младших

школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной

деятельности, в работе с родителями.

На уроках литературного чтения

использовать всевозможные методы и приёмы для активизации

познавательного интереса;

дополнять существующую систему развития речи теоретическим

материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми

жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Необходимо

организовать

внеурочную

занятость

обучающихся

по

различным направлениям развития личности.

Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного

читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой

внутренний процесс приобщения школьника к чтению,

формирующий

стойкую потребность в регулярном чтении.

В

результате

хотелось

бы

видеть

обучающегося,

который

владеет

необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного

самостоятельно

мыслить,

организовывать

собственную познавательную

деятельность.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение

– это один из способов мышления и умственного развития», так как учит

размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить!

Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!



В раздел образования