Автор: Дивина Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лицей № 15"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Развитие читательской самостоятельности во внеурочной деятельности
Тема: Формирование читательской компетенции как способ реализации воспитательной программы в Лицее № 15 г.Саратова
Раздел: начальное образование
Формирование читательской компетенции как способ реализации
воспитательной программы в Лицее № 15 г.Саратова
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной
школе является формирование читательской компетентности младшего
школьника,
осознание
себя
как
грамотного
читателя,
способного
к
творческой деятельности. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты
хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А
интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при
условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все
силы, необходимые для, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю
же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
В рамках работы площадки и реализации воспитательной
программы Лицея учащиеся 3-4 классов участвуют в проекте «Книжкина
ёлка», целью которого является – украсить ёлку обложками книг!
Необычный вариант украшения, выполненный своими руками и стал главной
составляющей данного проекта. Ёлка, в свою очередь «дарит» участникам
конфеты за поделки. Ребята, презентуют свою работу, рассказывают о
прочитанном, таким образом учатся выступать перед аудиторией,
высказывать свое мнение о наиболее интересном произведении.
Еще одно направление нашей работы- участие в Международном
краудсорсинговом интернет-проекте про чтение художественной литературы,
изучаемой в школе. «Страна читающая» – это проект, который помогает
выразить уникальное понимание поэзии, помочь другим разглядеть в ней
неизведанные, неочевидные смыслы.
Участники читают любимые стихи, записывают на видео и публикуют их на
страницах проекта. В этом году участники читали стихи Сергея Есенина.
Приняли участие в данном проекте 389 - чел.
Для того, чтобы увлечь наших учеников чтением классической
литературы, были созданы курсы по литературному чтению на
Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской
области «Природа на ладони» , «Сундук со сказками». Ученики имеют
возможность познакомиться с классическими произведениями и проверить
свои знания, решив предложенные задания. А в период пандемии данный вид
работы очень актуален, т.к. позволяем осуществлять обратную связь ученик-
учитель не выходя из дома.
Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и
от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании
отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в
образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает.
Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом
для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной
семье.
Состав
домашней
библиотеки,
отражающей
вкус,
род
профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких
поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг
чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное
окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее
в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана
прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями
учащихся
позволяет
обрести
в
их
лице
необходимых
и
надежных
помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Заключение
Работа
по
формированию
читательской
компетентности
младших
школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной
деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения
использовать всевозможные методы и приёмы для активизации
познавательного интереса;
дополнять существующую систему развития речи теоретическим
материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми
жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Необходимо
организовать
внеурочную
занятость
обучающихся
по
различным направлениям развития личности.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного
читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой
внутренний процесс приобщения школьника к чтению,
формирующий
стойкую потребность в регулярном чтении.
В
результате
хотелось
бы
видеть
обучающегося,
который
владеет
необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного
самостоятельно
мыслить,
организовывать
собственную познавательную
деятельность.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение
– это один из способов мышления и умственного развития», так как учит
размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить!
Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!