Напоминание

"Воспитание нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по окружающему миру".


Автор: Герасимова Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Заринская СОШ им. М А. Аверина".
Населённый пункт: Кемеровская область,Промышленновский район, п. Плотниково
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Воспитание нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по окружающему миру".
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская работа

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО

ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что имеются

противоречия:

- между объективной потребностью общества в успешном воспитании у

школьников нравственных чувств и недостаточным вниманием к данной

проблеме при организации процесса обучения в современной начальной школе;

- между богатым потенциалом использования исторического материала в реа-

лизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и недо-

статочной разработанностью методики его реализации на уроках окружающего

мира.

Объект исследования: воспитание нравственных чувств младших школьников

.

Предмет исследования: методика воспитания нравственных чувств младших

школьников в процессе использования исторического материала на уроках по

окружающему миру

.

Гипотезой

исследования

явилось предположение о том

,

что воспитание

нравственных чувств младших школьников на уроках по окружающему миру

будет результативным, если:

- учитываются возможности использования исторического материала в

воспитании нравственных чувств младших школьников;

- в процессе изучения исторического материала учителем используются

различные методы и формы воспитания нравственных чувств младших

школьников.

Задачи исследования:

1.Определить психолого-педагогическую сущность воспитания нравственных

чувств младших школьников.

2.Проанализировать педагогический опыт воспитания нравственных чувств

младших школьников.

3.Определить критерии и средства диагностики уровня сформированности

нравственных чувств младших школьников.

4.Выявить, научно обосновать и проверить экспериментально результативность

методики воспитания нравственных чувств младших школьников в процессе

использования исторического материала на уроках по окружающему миру.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

анализ продуктов деятельности учащихся, анализ педагогического опыта,

тестирование, изучение школьной документации, педагогическое наблюдение,

метод проблемных ситуаций, педагогический эксперимент, количественная и

качественная

обработка

экспериментальных

данных,

графическое

представление результатов.

В ходе исследования определена психолого-педагогическая сущность

формирования нравственных чувств младших школьников.

Маргарита Викторовна Матюхина,

доктор психологических наук,

профессор дает следующее определение:

«Нравственные

чувства

-

постоянные

эмоциональные

ощущения,

переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий».

Нравственные

чувства

являются

основопологающей

базовой

категорией

нравственного воспитания. Для возникновения необходимого нравственного

чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика

могут

возникнуть

те

или

иные

переживания.

Нравственное

чувство

становится началом человеческой нравственности, благодаря чему моральное

сознание,

знание

норм

поведения,

привычные

поступки

приобретают

нравственный смысл.

С целью оценки сфомированности нравственных чувств у младших школьников

были

разработаны

когнитивный,

мотивационно-потребностный

и

деятельностный критерии, их показатели и средства диагностики.

Анализ

психолого-педагогической

литературы

позволил

определить

наиболее эффективные пути и средства нравственного воспитания младших

школьников. Это включение учащихся в яркую, содержательную совместную

деятельность в коллективе, создание психологически благоприятной атмосферы

в классе, работа в рамках дополнительного образования с использованием

бесед, акций, экскурсий, пример учителя, использование эмоционально

насыщенного содержания уроков.

На уроках окружающего мира учителю предоставляются богатейшие

возможности формирования и воспитания нравственных чувств младших

школьников посредством использования исторического материала.

В исследовании мы описали и апробировали следующие методы и формы

преподавания истории, которые способствовали формированию у школьников

нравственных чувств:

-

рассказ учителя.

Рассказывая

учащимся

о событиях

далекого

прошлого,

мы

обращали

особое

внимание

на

проявления

героизма,

самоотверженности защитников Отечества во все исторические периоды. На

примере жизни и воинских подвигах героев воспитывали в детях такие

нравственные чувства, как чувство патриотизма, гражданственности, уважение

к историческому прошлому, героическим делам предков;

-

проблемная беседа, беседа-обсуждение, проблемный диалог. Детям на

уроках задавались вопросы по содержанию текста: «Как ты понимаешь

поступок героя?», «О чем говорит тебе описание героя?», «Почему ты так

считаешь?» При ответе на подобные вопросы ученики приводили примеры из

своей жизни, опирались на свой опыт, т.е. не просто зазубривали исторический

материал, а пытались понять героев России, поставить себя на их место и

мысленно пройти их тяжелый путь;

-

экскурсии исторического содержания. Так, третьеклассники посетили

краеведческий

музей

города

Ленинск-Кузнецкий,

посетили

историко-

культурный музей-заповедник «Томская Писаница». Во время экскурсий

ученики познакомились с историей Кемеровской области, жизнью и бытом

предков, населявших родной край в разные исторические времена.

Учащиеся в

процессе экскурсий получили новые яркие впечатления, прочуствовали героизм

и самоотверженность родного народа, образцы добросовестного отношения

людей к труду и своей профессии. Это способствовало воспитанию таких

нравственных чувств, как героизм, трудолюбие, ответственность;

- организована поисковая работа.

Итогом данной работы стало создание

альбома о своих семьях, организована экспозиция «Моя семья-мое наследие»;

-

проектная деятельность. Были выполнены проекты «Великие люди

Отечественной войны 1812 года», «История моего края»;

-

проведены

нетрадиционные

уроки (урок -путешествие на тему

«Дмитрий Донской. Куликовская битва», урок-КВН на тему «Исторические

факты Кемеровской области».

С целью воздействия на чувства были использованы отрывки из литературных

произведений, музыкальных произведений ( Чайковский, Увертюра «1812

год»), использованы литературные памятники –тексты «Сказание об

Александре Невском», «Наставление отца-сыну»).

Описанные методы и формы воспитания нравственных чувств младших

школьников были использованы в процессе педагогического эксперимента,

проведенного в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Эксперимент проведен на базе 3а класса МБОУ «Заринская СОШ им.М.А.

Аверина» Промышленновского района Кемеровской области.

Цель исследования: выявить и проверить на практике педагогические

условия использования исторического материала с целью формирования

нравственных чувств младших школьников.

В ходе констатирующего этапа эксперимента

нами были установлены

исходные

данные

сформированности

нравственных

чувств

младших

школьников.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показывает нам,

что

уровень

сформированности

нравственных

чувств

третьеклассников

довольно низкий, т.к. преобладают средний и низкий уровни нравственной

воспитанности школьников по всем критериям.

В процессе организации формирующегоэтапа эксперимента

были

использованы,

методы

и

формы

нравственного

воспитания

младших

школьников, которые описаны выше.

Далее был проведен итоговый этап эксперимента с целью выявления

итогового

уровня

сформированности

нравственных

чувств

учащихся

экспериментального класса.

Как

мы

видим,

уровень

сформированности

нравственных

чувств

третьеклассников повысился, т.к. в отличие от констатирующего эксперимента в

итоговом этапе преобладают не низкий и средний, а высокий и средний уровни

нравственной воспитанности школьников по всем критериям.

Примерно 61,1 %, а это более половины ребят класса находятся по трем

критериям на среднем уровне развития нравственных чувств. 29,2 % - около 7

третьеклассников поднялись на высокий уровень нравственной воспитанности,

причем наибольшее число детей с высоким уровнем (10 человек) мы увидели

при анализе мотивационного критерия, что доказывает осознанное отношение

школьников к необходимости доброжелательного, отзывчивого отношения к

людям, чувства долга и патриотизма. Также, мы заметили, что у учащихся с

высоким

уровнем

развития

нравственных

чувств

имеется

устойчивое

стремление к самосовершенствованию

С целью сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов

эксперимента была составлена диаграмма.

Сравнение

результатов

констатирующего

и

итогового

этапов

эксперимента показало, что уровень развития нравственных чувств учащихся

экспериментального класса повысился. На высокий уровень поднялись кроме

первых четырех школьников еще трое, в результате процент составил 29,2 (на

12,5 % больше). С низкого уровня ушли на средний - примерно 4 человека, а

остались на низком уровне в среднем двое учащихся, т.е. 9,7 %, что на 29,2 %

меньше,

чем

в

начале

эксперимента.

Средний

уровень

нравственной

воспитанности по-прежнему занимает большую часть, то есть мы не увидели

резкого скачка в росте развития нравственных чувств третьеклассников,

поскольку эксперимент проходил недолго - в течение нескольких месяцев. Но

общие результаты формирующей работы можно назвать позитивными.

В связи с коротким сроком экспериментальной работы, на низком уровне

развития нравственных чувств остались некоторые ученики. Но работа в

данном направлении будет продолжена, что, по нашему мнению, будет

способствовать

дальнейшему

развитию

нравственных

чувств

младших

школьников.

После

анализа

проведенной

работы

можно

сделать

вывод,

что

эксперимент

по

использованию

исторического

материала

в

процессе

формирования нравственных чувств младших школьников дал положительные

результаты, выдвинутая нами гипотеза подтверждена, поставленные задачи

исследования выполнены, но данная работа требует продолжения.

Спасибо за внимание!



В раздел образования