Автор: Карзова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №15
Населённый пункт: Александров
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Мастер - класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры"
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс "Приобщение дошкольников к здоровому
образу жизни через русские народные подвижные игры"
Подготовила воспитатель С.А.Карзова
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о
форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении по-
движных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
Материалы:
- лепестки цветка с надписью образовательных областей :«Здоровье», «Физическая
культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Чте-
ние художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Музы-
ка»
- мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников
со словами игры, 3 корзиночки, шишки, маленькие мячики.
Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским
народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошколь-
ников.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольни-
ков. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Прове-
денные исследования установили, что современные дети много времени уделяют
компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компью-
тера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у до-
школьников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной
творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в
огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу,
поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер
– класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участни-
ки мастер – класса выполняют задание)
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают
координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровооб-
ращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию пра-
вильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу – Русская народная игра как одно
из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее
место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались
обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический
ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проециру-
ется на будущее.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испо-
кон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные
устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловко-
стью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, вы-
держку, волю и стремление к победе.
Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвиж-
ных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские по-
движные игры на группы:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных по-
движных игр и распределяют по выделенным группам)
А пока участники выполняют задание, уважаемые зрители, хочу раскрыть значение
слова, «Чур, меня!», которое мы произносим в играх.
У наших предков - язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако
имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сбере-
гателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насы-
пали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из
опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной,
никто не мог переступить ее своевольно.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проез-
жих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасно-
сти до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то
есть попросить:
"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то ска-
жет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание
не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же
взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только
для тебя одного.
Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедель-
ник сутра если приговаривать «Чур мне», «чур меня», «чур моё» - то в семье будет
лад и достаток.
(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уде справились с заданием и готовы расска-
зать какие игры вы отобрали.
Мы с вами поиграем в русские народные игры «Дударь», «Заря - заряница»
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью
они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учат-
ся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила
игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается
словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями
считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети позна-
ют красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в
себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие
качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности
детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью
считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и
опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, счи-
талка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли
весело, без обмана и обид.
Например:
Таря-Маря в лес ходила
шишки ела
нам велела
а мы шишек не едим
Таре - Маре отдадим!
В старшем дошкольном возрасте я использовала жеребьевки – угады. Например:
один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угада-
ет, тому водить.
Если игра требует разделение на команды, использую сговор, уговор, подбор. В та-
ких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, Разделить
всех игроков помогаю сговорки, Дети делятся на пары отходят в сторону и сговари-
ваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмо-
вок
Медведя лохматого или козла рогатого
Из речки ерша или из леса ежа
Таракана усатого или тигрёнка полосатого.
Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей
напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопрово-
ждением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медве-
дя во бору». А сейчас уважаемые участники мы с вами поиграем в русскую народ-
ную подвижную игру («Шёл козёл по лесу», «Мотылёк»)
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народ-
ной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной
культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также
с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельче-
ского календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседнев-
ной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.
На Новый год, Колядки проводила следующие игры - «Бабка Ёжка», «Жмурки»;
«Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»
Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колеч-
ко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с гор-
ки», «Цепи кованые», «Вышибала»
Уважаемые участники собираю снова вас на игру! («Звонари», «Колечко»)
Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосред-
ственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, ди-
намическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую
разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации не-
гативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем
свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное
здоровье наших детей.
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и спросить смогла ли я сегодня
доказать свою гипотезу «Русская народная игра как одно из средств приобщения к
здоровому образу жизни детей дошкольного возраста». Если смогла доказать поло-
жите в корзинку мячик, если нет шишку.
Мотылек
ЗАДАЧИ: развивать умение красиво и плавно двигаться.
МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок
убегает, и взрослый "ловит" его сачком.)
«Заря - заряница»
Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие бе-
рут по ленте. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу
и запевают песню:
Заря - заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два - не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из
игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит
оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторя-
ется.
Игра «Звонари»
А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - зво-
нарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выхо-
дили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги-
дон, диги -дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку ко-
локольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
Игра «Колечко»
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают
в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он за-
крывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Иг-
рающие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: « я иду ис-
кать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко
в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот,
кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в
круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по
шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг
себя; Водящий говорит слова: « я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий
должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Список используемой литературы:
1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просве-
щение» Москва. 1988 год
2. Ю.А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воз-
духе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2006 год