Автор: Уколова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР д/с"Березка"
Населённый пункт: Ситне -Щелканово
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Уколова Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ Ситнещелкановского ЦРР
- д/с «Березка» г/о Ступино Московской области
Особенности сенсорного развития детей раннего
возраста
Сенсорное
развитие (сенсорика)
–
это
процесс
формирования
определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме,
цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш
впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и
событий (а это происходит практически с первых дней его жизни), важно не
пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к
самосовершенствованию
.
Первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители,
поэтому игры и занятия со своим малышом в домашних условиях имеют
огромное значение.
На
первом
году
жизни
наиболее
интенсивно
формируется
восприятие величины и формы предметов.
Что
же
касается цвета,
то
несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие
наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с
цветом.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у
ребёнка
наблюдается
интенсивное
развитие
сенсорных
способностей,
определяющих уровень развития восприятия. Действенное знакомство с
предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.
В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия
невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на
отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных
характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет
«киской» и т.п.).
Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается
сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать
предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития,
особенно в период от полутора до двух лет, является восприятия. Так,
ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца
выступают слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и
мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств
знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.
Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными
игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные
сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт
свою чашку, обувь и т.д.).
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное,
но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие
речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого
общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия
осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений
руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей
действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в
повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных
зрительных,
слуховых,
осязательных
впечатлений,
формировать
элементарные
представления
об
основных
разновидностях
величины
(большой
-
маленький),
формы
(круг,
квадрат,
треугольник,
овал,
прямоугольник), цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). В
результате
становится
возможным
формировать
умение
выделять
разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину,
звуки, фактуру и т.п.
Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными
средствами
выражения
мысли
и
чувств
являются
непосредственные
действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение
интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде
всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие,
пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или
формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу
второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного
развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении
элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего
возраста.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические
пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой,
пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать
возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов,
явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе
– главное условие познавательного развития, правильной и быстрой
ориентировки
в
бесконечно
меняющимся
окружении,
эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А
быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.