Напоминание

"Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"


Автор: Уколова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР д/с"Березка"
Населённый пункт: Ситне -Щелканово
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Уколова Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ Ситнещелкановского ЦРР

- д/с «Березка» г/о Ступино Московской области

Особенности сенсорного развития детей раннего

возраста

Сенсорное

развитие (сенсорика)

это

процесс

формирования

определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме,

цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш

впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и

событий (а это происходит практически с первых дней его жизни), важно не

пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к

самосовершенствованию

.

Первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители,

поэтому игры и занятия со своим малышом в домашних условиях имеют

огромное значение.

На

первом

году

жизни

наиболее

интенсивно

формируется

восприятие величины и формы предметов.

Что

же

касается цвета,

то

несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие

наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с

цветом.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у

ребёнка

наблюдается

интенсивное

развитие

сенсорных

способностей,

определяющих уровень развития восприятия. Действенное знакомство с

предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия

невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на

отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных

характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет

«киской» и т.п.).

Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается

сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать

предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития,

особенно в период от полутора до двух лет, является восприятия. Так,

ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца

выступают слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и

мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств

знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными

игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные

сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт

свою чашку, обувь и т.д.).

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное,

но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие

речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого

общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия

осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений

руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для

формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей

действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в

повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных

зрительных,

слуховых,

осязательных

впечатлений,

формировать

элементарные

представления

об

основных

разновидностях

величины

(большой

-

маленький),

формы

(круг,

квадрат,

треугольник,

овал,

прямоугольник), цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). В

результате

становится

возможным

формировать

умение

выделять

разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину,

звуки, фактуру и т.п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными

средствами

выражения

мысли

и

чувств

являются

непосредственные

действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение

интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде

всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие,

пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или

формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу

второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного

развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении

элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего

возраста.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические

пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой,

пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать

возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов,

явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе

– главное условие познавательного развития, правильной и быстрой

ориентировки

в

бесконечно

меняющимся

окружении,

эмоциональной

отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А

быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых

способностей человека, основ его полноценного развития.



В раздел образования