Автор: Пипина Светлана Степановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГАУ СО "РЦДПсОВ"
Населённый пункт: город Ачинск Красноярский край
Наименование материала: Рабочая тетрадь социальной интеграции детей-инвалидов
Тема: Я познаю мир
Раздел: дошкольное образование
Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
город Ачинск
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ
Я ПОЗНАЮ МИР
Составитель:
Пипина Светлана Степановна
педагог - психолог
2022 год
Аннотация
Методическая разработка «Рабочая тетрадь социальной интеграции детей-
инвалидов «Я познаю мир»
представляет собой пособие, имеющее особое
дидактическое содержание, способствующее психологической коррекции детей-
инвалидов.
Пособие может быть использовано в проведении коррекционно-
развивающей работы для детей-инвалидов.
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………………..
2.
Основная часть
2.1.
Занятие 1……………………………..……………………………..
2.2.
Занятие 2 …………………………………………………………...
2.3.
Занятие 3 ……………………………………………………………
2.4.
Занятие 4 ……………………………………………………………
2.5.
Занятие 5 ……………………………………………………………
2.6.
Занятие 6 ……………………………………………………………
2.7.
Занятие 7 ……………………………………………………………
2.8.
Занятие 8 ……………………………………………………………
2.9.
Занятие 9 ……………………………………………………………
2.10.
Занятие 10 …………………………………………………………..
2.11.
Занятие 11 …………………………………………………………..
2.12.
Занятие 12 …………………………………………………………..
2.13.
Занятие 13 …………………………………………………………..
2.14.
Занятие 14 …………………………………………………………..
2.15.
Занятие 15 …………………………………………………………..
3.
Список использованных источников….…………………………………
Введение
В реабилитации детей-инвалидов в 99% случаев включаются занятия с
педагогом-психологом
по
развитию
познавательной
деятельности,
формированию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции
отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, стимуляции
мнемических и интеллектуальных процессов, формированию позитивного
отношения к своему «Я», развитию самостоятельности, развитию навыков
самоорганизации. Педагогом-психологом разработана и реализуется данная
рабочая тетрадь. Можно говорить о положительной динамике 49% учащихся из
числа тех, с которыми велись коррекционно-развивающая работа.
Идея
использования рабочей тетради для развития социальной инклюзии в очном и
дистанционном формате является одним из оптимальных решений.
Цель:
Оказание
психолого-педагогической
поддержки
в
развитии
социальной инклюзии, создание условий для успешного усвоения материала
детьми-инвалидами.
Задачи:
Развитие высших психических функций учащихся.
Реализация
принципа
индивидуального
подхода
в
психологической
реабилитации детей-инвалидов.
Создание условий для успешного усвоения детьми-инвалидами умений и
навыков социального взаимодействия.
Материалы рабочей тетради могут быть использованы при проведении
очной
коррекционно-развивающей
работы
для
работы
в
дистанционном
формате.
Преимущества:
материалы
тетради
содержат
развивающие
упражнения, которые можно использовать как в комплексе, так и отдельными
частями. Занятие №1 – диагностическое, «стартовое», результаты которого
позволят определять стратегию развития и повлиять на выбор упражнений из
рабочей тетради при проведении занятий. При необходимости ребенок сам
может определить, в какое время ему удобнее выполнить задания (это особенно
актуально при использовании тетради для занятий в дистанционном формате).
Положительным моментом является и то, что в каждом занятии указано, на
развитие каких функций и процессов направлены подобранные упражнения, а
это помогает и родителям понять значимость коррекционно-развивающей
работы.
Данные материалы подбирались в течение нескольких лет при подготовке
тетради. Все материалы неоднократно апробированы в индивидуальной и
групповой форме проведения занятий в очном и дистанционном форматах.
Занятие № 1
1. Опиши своё настроение
2. Как ты познаёшь мир?
3. Рефлексия
Занятие № 2
1. Опиши своё настроение
2. Выполни задания
3. Рефлексия
Занятие № 3
1. Опиши своё настроение
2. Всё съедобное - раскрась, все игрушки – обведи в
кружок, всё плавающее – обведи в треугольник
3. Рефлексия
Занятие № 4
1. Опиши своё настроение
2. Помоги животным отыскать свои игрушки
3. Рефлексия
Занятие № 5
1. Опиши своё настроение
2. Вставь в пустые квадраты необходимые фигуры
3. Рефлексия
Занятие № 6
1. Опиши своё настроение
2. Нарисуй второй и третий предметы так же,
как и первый
3. Рефлексия
Занятие № 7
1. Опиши своё настроение
2. Дорисуй и раскрась вторые половинки картинок
3. Рефлексия
Занятие № 8
1. Опиши своё настроение
2. Выполи задания
3. Рефлексия
Занятие № 9
1. Опиши своё настроение
2. Отыщи
3. Рефлексия
Занятие № 10
1. Опиши своё настроение
2. Нарисуй по клеточкам, заштрихуй
3. Рефлексия
Занятие № 11
1. Опиши своё настроение
2. Раскрась только те из них,
в которых есть звук [Ш]
3. Рефлексия
Занятие № 12
1. Опиши своё настроение
2. На какой телефон звонит мальчик?
3. Рефлексия
Занятие № 13
1. Опиши своё настроение
2. Проведи линии по пунктиру
3. Рефлексия
Занятие № 14
1. Опиши своё настроение
2. Назови все спрятанные в рисунках предметы
3. Рефлексия
Занятие № 15
1. Опиши своё настроение
2.Нарисуй, каким ты видишь себя в будущем
3. Рефлексия
Список литературы
1.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
ЗПР[Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002.
2.
Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Власовой Т.А.
– М.,1984.
3.
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе :
пособие для учителя, логопеда, психолога, дефекторлога [Текст] – М.,
2005.
4.
Детская патопсихология [Текст] : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. –
М., 2004.
5.
Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая
характеристика детей и с нарушениями в развитии [Текст] / Н.Л. Литош. –
М.,2002.
6.
Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст] / Р.И.
Лалаева. – М., 2004.
7.
Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с
задержкой психического развития [Текст] / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.
8.
Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте
[Текст] / В.В. Лебединский. – М.,2003.
9.
Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Трофимова Н.М.[и
др.]. – СПб., 2005.
10.Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст]/ Н.Ю.
Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов н / Дону, 2000.
11.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в
развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой.
– СПб., 2007.
12.Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост.
О.В. Защиринская. – СПб., 2004.
13.Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической
помощи детям с проблемами в развитии [Текст / У.В. Ульенкова, О.В.
Лебедева. – М., 2005.