"Проектная деятельность в условиях дополнительного образования детей (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
Автор: Шкляева Надежда Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: АОУДО УР "Республиканский эколого-биологический центр" Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность в условиях дополнительного образования детей (из опыта работы педагога дополнительного образования)" Раздел: дополнительное образование
Шкляева Надежда Сергеевна,
педагог дополнительного образования
АОУДО УР «Республиканский эколого-биологический центр»
Удмуртская Республика, г. Ижевск
Проектная деятельность в условиях
дополнительного образования детей
(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовывать свою жизнь. Одним из слагаемых создания «ситуации успеха» в
объединениях является внедрение в образовательный процесс современных педаго-
гических технологий, в т.ч. метод проектов, когда учащиеся могут принимать само-
стоятельные решения и добиваться цели, развивают способность творчески мыс-
лить.
Словарь:
Педагогические технологии – это способы взаимодействия педагога и обу-
чающихся между собой для достижения поставленных целей обучения и воспита-
ния.
Проектная деятельность – это процесс работы над учебным проектом, про-
цесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (изделия,
проекта).
При организации проектной деятельности возможна не только индивидуаль-
ная, самостоятельная работа обучающихся, но и групповая работа. Это позволяет
приобретать коммуникативные навыки и умения, что так необходимо и важно в на-
стоящее время.
Образовательная деятельность ставит перед нами задачи, которые должны
быть направлены на достижение личности ребенка:
- направление воспитания на поддержку успешной социализации;
- формирование (обогащение) социального опыта и обеспечение успешной социа-
лизации детей;
- воспитание конкурентноспособной личности.
Сущность успешной социализации:
1.Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации.
2.Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора – выбор за-
дания самим ребенком.
3.Успешность презентации индивидуальных способностей.
4. Комфортность в межличностных отношениях.
5.Общая и коммуникативная культура.
6.Гражданская зрелость и нравственная устойчивость.
Таким образом, путем внедрения в образовательный процесс проектной дея-
тельности мы можем решить те задачи, которые диктуют нам сегодня новые стан-
дарты.
Для обучающихся участие в проектах – это:
Более осмысленное понимание того, что они делают;
Естественная мотивация обратить внимание на правописание, пунктуацию,
грамматику, стиль и словарный запас во время общения с аудиторией;
Развитие навыков критического мышления в процессе сбора и анализа мате-
риала для работы над проектом;
Расширение интеллектуального кругозора, развитие интереса к новым знани-
ям.
Для педагога участие в проектах – это улучшение качества педагогического взаимо-
действия с учащимися на основе межличностного общения. Здесь меняется роль
педагога. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника
информации, координатора. В результате педагог становится организатором само-
стоятельного учебного познания учащихся.
Выполнение творческого проекта предусматривает умение адаптироваться к
стремительно изменяющимся условиям жизни человека в обществе. Успешное вы-
полнение проекта и его защита формируют у учащихся самоуважение, уверенность
в своих силах, повышает мотивацию к изучению предмета, что, в конечном счете, и
является основной задачей педагога. Необходимо учить тому, что может действи-
тельно пригодиться. Только тогда наши воспитанники смогут реализовать себя и
стать по-настоящему востребованными, самодостаточными и конкурентноспособ-
ными членами социума.
В объединении «Природа и творчество» занимаются воспитанники в воз-
расте 8-14 лет. Они учатся выполнять подарки (открытки, сувениры, картины) для
своих близких и родных в различных техниках, используя традиционные и совре-
менные
технологии.
Подарки,
как
правило,
изготавливаются
на
всеразличные
праздники - День пожилого человека, День матери, Новый год и Рождество, 8 Мар-
та и т.д. В конце первого года обучения воспитанники только начинают учиться ра-
ботать с источниками информации и после проведенного анализа пишут реферат о
каком-либо празднике, а затем его защищают. Во второй и последующие года обу-
чения воспитанники, опираясь на свои знания и умения, полученные ранее на за-
нятиях, а также на свой, пусть и небольшой, личный опыт, учатся разрабатывать и
защищать свои творческие проекты.
Проект состоит из 2 частей: теоретической и практической. Теоретической
является реферат, а в качестве практической выступают конкретные изделия.
Обучающимися в ходе выполнения проекта выполняются следующие виды
деятельности:
Работа с источниками информации;
Анализ полученной информации, ее обработка, выводы;
Написание реферата;
Выбор технологии изготовления изделия и расчет его себестоимости;
Разработка эскиза, схемы, технологии изготовления изделия;
Изготовление изделия, разработка рекламы изделия, его практическое при-
менение;
Защита творческих проектов.
С большим увлечением выполняется та деятельность, которая была выбрана са-
мими воспитанниками, поэтому на моих занятиях рабочая группа подбирается с
учетом
пожеланий,
интересов
и
увлечений
обучающихся.
Теоретическая
часть
проекта распределяется между всеми участниками группы. Например, один участ-
ник работает с литературой по истории какого-либо праздника, другой - по симво-
лам этого праздника, третий – по ассортименту и техникам изготовления подарков к
этому празднику и т.д. Встречаются воспитанники, желающие весь проект выпол-
нять индивидуально – такая деятельность только поощряется. Подборку информа-
ции готовит заранее не только педагог, но и сами обучающиеся. Чаще всего, инфор-
мацию дети находят в Интернете и в школьной библиотеке. Когда вся информация
по теме собрана, обучающиеся объединяют ее в единый проект. У младших школь-
ников поощряются проекты, написанные от руки, т.к. в этом случае ребенок всю
идею, весь замысел проекта проносит через себя. И только тогда он понимает, для
чего и для кого он это делает.
Выбор изделий для проекта также определяют сами воспитанники. Они выбира-
ют вид изделий, технику изготовления, подбирают материалы и оборудования. В
один проект может входить одно и несколько изделий. Это зависит от сложности их
выполнения, от финансовых затрат и от желания обучающихся.
Завершается проект защитой. Если проект разрабатывался в группе, то главным
докладчиком
бывает «руководитель проекта», а остальные участники делают
доклад о своей работе.
При оценке качества выполненных изделий большое внимание уделяется каче-
ству творческой работы и самостоятельности при ее выполнении. При оценке
проекта принимаются во внимание его содержание и качество оформления. При
оценке качества защиты во внимание принимается умение обосновать принятые ре-
шения и отвечать на вопросы, умение выступать перед аудиторией.
Мною были разработаны критерии оценок творческих работ :
1.Аккуратность – 5б.
2.Самостоятельность – 5б.
3.Оригинальность – 5б.
4.Соответствие теме – 5б.
5.Степень новизны техники, ее сложность – 5б.
Максимальное количество баллов – 25б.
Критерии оценки защиты проекта:
1.Качество выступления – 2б.
2.Обоснованность принятых решений – 2б.
3.Ответы на вопросы – 2б.
4.Презентация работы – 2б.
Максимальное количество баллов – 8б.
Общая оценка состоит из:
1.Оценки творческой работы – 0 – 25б.
2.Содержания и оформления проекта – 0 – 5б.
3.Защиты проекта – 0 – 8б.
Максимальное количество баллов – 38б.
Таким образом, в процессе выполнения проекта обучающиеся:
учатся работать с различными источниками информации, анализировать, об-
рабатывать ее, делать выводы;
более широко узнают историю Российских и зарубежных праздников;
овладевают различными технологиями изготовления изделий;
учатся делать технологический расчет изделий и определять их себестои-
мость;
учатся рекламировать свои изделия;
учатся работать в коллективе, где все действия направлены для достижения
лучшего результата, где появляются новые идеи и замыслы;
Учатся публичному выступлению.
Воспитанники объединения, серьезно занимающиеся проектной деятельностью,
со своими творческими работами и проектами успешно участвуют на различных
Республиканских и Всероссийских выставках детского творчества.