Напоминание

"Проектная деятельность в условиях дополнительного образования детей (из опыта работы педагога дополнительного образования)"


Автор: Шкляева Надежда Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: АОУДО УР "Республиканский эколого-биологический центр"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в условиях дополнительного образования детей (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шкляева Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования АОУДО УР «Республиканский эколого-биологический центр» Удмуртская Республика, г. Ижевск
Проектная деятельность в условиях

дополнительного образования детей

(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь. Одним из слагаемых создания «ситуации успеха» в объединениях является внедрение в образовательный процесс современных педаго- гических технологий, в т.ч. метод проектов, когда учащиеся могут принимать само- стоятельные решения и добиваться цели, развивают способность творчески мыс- лить.
Словарь:

Педагогические технологии
– это способы взаимодействия педагога и обу- чающихся между собой для достижения поставленных целей обучения и воспита- ния.
Проектная деятельность
– это процесс работы над учебным проектом, про- цесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (изделия, проекта). При организации проектной деятельности возможна не только индивидуаль- ная, самостоятельная работа обучающихся, но и групповая работа. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения, что так необходимо и важно в на- стоящее время. Образовательная деятельность ставит перед нами задачи, которые должны быть направлены на достижение личности ребенка: - направление воспитания на поддержку успешной социализации; - формирование (обогащение) социального опыта и обеспечение успешной социа- лизации детей; - воспитание конкурентноспособной личности. Сущность успешной социализации: 1.Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации. 2.Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора – выбор за- дания самим ребенком. 3.Успешность презентации индивидуальных способностей. 4. Комфортность в межличностных отношениях. 5.Общая и коммуникативная культура. 6.Гражданская зрелость и нравственная устойчивость.
Таким образом, путем внедрения в образовательный процесс проектной дея- тельности мы можем решить те задачи, которые диктуют нам сегодня новые стан- дарты. Для обучающихся участие в проектах – это:  Более осмысленное понимание того, что они делают;  Естественная мотивация обратить внимание на правописание, пунктуацию, грамматику, стиль и словарный запас во время общения с аудиторией;  Развитие навыков критического мышления в процессе сбора и анализа мате- риала для работы над проектом;  Расширение интеллектуального кругозора, развитие интереса к новым знани- ям. Для педагога участие в проектах – это улучшение качества педагогического взаимо- действия с учащимися на основе межличностного общения. Здесь меняется роль педагога. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. В результате педагог становится организатором само- стоятельного учебного познания учащихся. Выполнение творческого проекта предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в обществе. Успешное вы- полнение проекта и его защита формируют у учащихся самоуважение, уверенность в своих силах, повышает мотивацию к изучению предмета, что, в конечном счете, и является основной задачей педагога. Необходимо учить тому, что может действи- тельно пригодиться. Только тогда наши воспитанники смогут реализовать себя и стать по-настоящему востребованными, самодостаточными и конкурентноспособ- ными членами социума. В объединении «Природа и творчество» занимаются воспитанники в воз- расте 8-14 лет. Они учатся выполнять подарки (открытки, сувениры, картины) для своих близких и родных в различных техниках, используя традиционные и совре- менные технологии. Подарки, как правило, изготавливаются на всеразличные праздники - День пожилого человека, День матери, Новый год и Рождество, 8 Мар- та и т.д. В конце первого года обучения воспитанники только начинают учиться ра- ботать с источниками информации и после проведенного анализа пишут реферат о каком-либо празднике, а затем его защищают. Во второй и последующие года обу- чения воспитанники, опираясь на свои знания и умения, полученные ранее на за- нятиях, а также на свой, пусть и небольшой, личный опыт, учатся разрабатывать и защищать свои творческие проекты. Проект состоит из 2 частей: теоретической и практической. Теоретической является реферат, а в качестве практической выступают конкретные изделия. Обучающимися в ходе выполнения проекта выполняются следующие виды деятельности:  Работа с источниками информации;  Анализ полученной информации, ее обработка, выводы;  Написание реферата;  Выбор технологии изготовления изделия и расчет его себестоимости;
 Разработка эскиза, схемы, технологии изготовления изделия;  Изготовление изделия, разработка рекламы изделия, его практическое при- менение;  Защита творческих проектов. С большим увлечением выполняется та деятельность, которая была выбрана са- мими воспитанниками, поэтому на моих занятиях рабочая группа подбирается с учетом пожеланий, интересов и увлечений обучающихся. Теоретическая часть проекта распределяется между всеми участниками группы. Например, один участ- ник работает с литературой по истории какого-либо праздника, другой - по симво- лам этого праздника, третий – по ассортименту и техникам изготовления подарков к этому празднику и т.д. Встречаются воспитанники, желающие весь проект выпол- нять индивидуально – такая деятельность только поощряется. Подборку информа- ции готовит заранее не только педагог, но и сами обучающиеся. Чаще всего, инфор- мацию дети находят в Интернете и в школьной библиотеке. Когда вся информация по теме собрана, обучающиеся объединяют ее в единый проект. У младших школь- ников поощряются проекты, написанные от руки, т.к. в этом случае ребенок всю идею, весь замысел проекта проносит через себя. И только тогда он понимает, для чего и для кого он это делает. Выбор изделий для проекта также определяют сами воспитанники. Они выбира- ют вид изделий, технику изготовления, подбирают материалы и оборудования. В один проект может входить одно и несколько изделий. Это зависит от сложности их выполнения, от финансовых затрат и от желания обучающихся. Завершается проект защитой. Если проект разрабатывался в группе, то главным докладчиком бывает «руководитель проекта», а остальные участники делают доклад о своей работе. При оценке качества выполненных изделий большое внимание уделяется каче- ству творческой работы и самостоятельности при ее выполнении. При оценке проекта принимаются во внимание его содержание и качество оформления. При оценке качества защиты во внимание принимается умение обосновать принятые ре- шения и отвечать на вопросы, умение выступать перед аудиторией. Мною были разработаны
критерии оценок творческих работ
: 1.Аккуратность – 5б. 2.Самостоятельность – 5б. 3.Оригинальность – 5б. 4.Соответствие теме – 5б. 5.Степень новизны техники, ее сложность – 5б. Максимальное количество баллов – 25б.
Критерии оценки защиты проекта:
1.Качество выступления – 2б. 2.Обоснованность принятых решений – 2б. 3.Ответы на вопросы – 2б. 4.Презентация работы – 2б.
Максимальное количество баллов – 8б.
Общая оценка состоит из:
1.Оценки творческой работы – 0 – 25б. 2.Содержания и оформления проекта – 0 – 5б. 3.Защиты проекта – 0 – 8б. Максимальное количество баллов – 38б. Таким образом, в процессе выполнения проекта обучающиеся:  учатся работать с различными источниками информации, анализировать, об- рабатывать ее, делать выводы;  более широко узнают историю Российских и зарубежных праздников;  овладевают различными технологиями изготовления изделий;  учатся делать технологический расчет изделий и определять их себестои- мость;  учатся рекламировать свои изделия;  учатся работать в коллективе, где все действия направлены для достижения лучшего результата, где появляются новые идеи и замыслы;  Учатся публичному выступлению. Воспитанники объединения, серьезно занимающиеся проектной деятельностью, со своими творческими работами и проектами успешно участвуют на различных Республиканских и Всероссийских выставках детского творчества.


В раздел образования