Напоминание

Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ на уроке математике, как средство повышения качества работы учителя.,


Автор: Сологуб Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГАОУ ВО ДВФУ, Гимназия ДВФУ
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ на уроке математике, как средство повышения качества работы учителя.,
Раздел: начальное образование





Назад




Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке

математики, как средство повышения качества работы учителя

Современные условия информационно-насыщенной среды диктуют необходимость

уделять

особое

внимание

воспитанию

и

развитию

подрастающего

поколения.

Одновременно с этим формируются соответствующие требования к профессионально-

педагогическим качествам учителя и его способности грамотно использовать ИКТ в

процессе обучения.

Важной задачей начального общего образования выделяют повышение уровня

усвоения обучающимися материала. В начальной школе очень сложно даже представить

проведение урока без использования наглядного материала. Ранее для этих целей

применяли различные нарисованные собственноручно плакаты,

карточки,

т.п. В

настоящее время у учителя имеется широкий спектр возможностей, предоставляемых

ИКТ – практически неограниченная информация, размещённая в сети интернет, включая

разнообразный справочный материал, а также программные продукты, решающие

конкретные задачи, социальные сети, мессенджеры, блоки, вебинары, видеоконференции

и прочие ресурсы. Активное использование и умелое комбинирование в учебном процессе

ИКТ позволяет достичь наилучших результатов, что обусловлено также активным

самообразованием

самого

учителя,

его

творческим

развитием,

как

специалиста,

внедряющего новые технологии и мотивирующего учеников к их использованию.

Использование ИКТ способствует достижению большого количества задач,

среди которых следует выделить:

-

задействование

учеников,

не

проявляющих

активность

на

уроке,

а

предпочитающих отсиживаться;

- стимулирование интеллектуальных возможностей учащихся;

- обеспечение самостоятельной работы с информационными ресурсами;

- повышение познавательного интереса;

- дифференцирование образовательного процесса, формирование мотивации;

- расширение возможности общения с представителями других стран и культур;

- привлечение к исследовательской деятельности;

- создание единого информационного пространства и пр.

- визуализацию, демонстрацию материала;

- тренировку знаний, умений, навыков;

- контроль полученных знаний.

При планировании урока математики с использованием ИКТ важно придерживаться

дидактических

принципов,

помнить

о

систематичности

материала,

его

доступности,

последовательности и пр. А также следует не забывать о необходимости применения ИКТ на всех

этапах проведения урока: при объяснении нового материала, при закреплении и повторении,

обобщении, контроле, а также во время перерывов, дополнительных,

внеклассных занятий.

Среди полезных ресурсов для использования на уроке математики хотелось бы

выделить:

«Учи.ру» - позволяет развивать математические навыки учащихся и мотивировать

их, т.к. используется интересная рейтинговая система.

«Matematika.Club» - представляет онлайн-тренажеры, позволяющие усвоить новый

материал и закрепить его.

«L

earningapps» - включает игровые упражнения по разным предметам, в том числе, по

математике.

Важно применять интерактивные доски, т.к. они создают условия для иллюстрации

примеров, задач, созданию межпредметных связей, привлекают внимание школьников к

главным, ключевым моментам изучения темы или выполнения заданий и поэтому

учащиеся допускают меньше ошибок.

Можно суммировать, что ИКТ на уроке математики в начальной школе

используются в следующих случаях:

1. Для объяснения темы урока, которая, например, представлена на слайдах с

кратким изложением ключевых моментов.

2. Как сопровождение объяснения учителя. Целесообразно специально к уроку

разрабатывать

мультимедийные конспекты-презентации, которые содержат краткий

текст, основные формулы, схемы, рисунки.

3. В качестве информационно-обучающего пособия. Учитель в этом случае

выступает

организатором

процесса

обучения,

направленного

на

стимулирование

самостоятельной

мыслительной

деятельности

учащихся

по

поиску,

осознанию,

переработке новых знаний.

4. Для контроля знаний. Например, компьютерное тестирование повышает

эффективность учебного процесса.

Существенная польза от ИКТ на уроке математики для обучающихся:

- формирование и воспитание математической культуры;

- развитие умений и навыков чтения математических иллюстраций (формул,

графиков, чертежей);

- совершенствование умений построения доказательств, нахождения логических

связей;

- пополнение словарного запаса математическими терминами.

Помимо объективных преимуществ, связанных с использованием ИКТ в учебном

процессе, нельзя не учитывать и негативные факторы их воздействия на обучающихся:

- необходимость проводить много времени за гаджетами отрицательно сказывается

на физическом и психологическом здоровье;

- может снижаться речевая активность в связи с отсутствием необходимости

ведения живого диалога;

- ухудшается качество знаний, так как часто ученики не вникают в суть материала,

который они могут оперативно скачать в интернете;

- в общем доступе находится информация, которая может травмировать детей,

существенно повлиять на их психику, эмоциональное состояние.

Учителю

важно

учитывать

отрицательное

влияние

ИКТ,

стараясь,

чтобы

позитивные аспекты превалировали.

В настоящее время особое значение приобретает необходимость повышения

учителем своих профессиональных знаний, навыков, компетенций в области применения

ИКТ.

Таким образом, использование ИКТ учителем в процессе обучения - это уже не

модная тенденция, а объективная необходимость, которая продиктован реалиями,

сверхбыстрым развитием технологического процесса, информационного общества. Без

ИКТ практически не представляется возможным добиться высокого качества работы

учителя.

Применение ИКТ создает наиболее благоприятные условия для обучения и

способствует значительному повышению, особенно у младших школьников, мотивации к

изучению математики.



В раздел образования