Напоминание

"Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет."


Автор: Россова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №80
Населённый пункт: Красносельский район города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет.

Сообщение из опыта работы воспитателя

Россовой М.Н.

Уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию презентацию, из опыта рабо-

ты, на тему: «Виртуальные экскурсии – как средство речевого развития детей

5-7лет». Это одна из новых форм работы с детьми в речевом развитии.

Актуальность. Одной из важных задач в общей системе работы по раз-

витию речи в детском саду является воспитание правильной и чистой речи у

ребёнка дошкольника. Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоот-

ношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его

характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с

окружающими: он задаёт вопросы, понятно выражает свои мысли и желания,

договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысит ре-

чевую активность, ведь на сегодняшний день – образная, богатая синонима-

ми, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Поэто-

му меня, как воспитателя, в первую очередь волнует проблема развития речи.

Из ФГОС ДО образовательная область – «речевое развитие» включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло-

гической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

1

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Хочется найти новую форму развития речи детей, которая будет ин-

тересна и дошкольникам, и педагогам. В своей работе я использую различ-

ные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей, а также

применяю информационные компьютерные технологии.

Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи являет-

ся экскурсия. Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеоб-

разный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети

становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и

желание без всякого принуждения усваивать знания

Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии.

Создание и показ виртуальной экскурсии не возможен без использования

ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые

файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, пор-

треты, фотографии. ИКТ позволяет нам:

Значительно сократить время на формирование и развитие языковых и

речевых средств, коммуникативных навыков;

Развивает память и концентрацию, которые так необходимы будут для

успешной учебы в начальной школе;

Развивает высшие психические функции – память, внимание, словесно

– логическое мышление.

[Сразу хочу отметить, что говоря здесь о виртуальной экскурсии не в

коем случае не имею в виду заменить реальную экскурсию. Здесь педагогу

необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию]

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» - похо-

жий, неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная

экскурсия – это организационная форма развития дошкольников, отличаю-

2

щаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существу-

ющих объектов. Особенностями являются доступность изучения, возмож-

ность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом

является то, что в работе с дошкольниками она позволяет получить визуаль-

ные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить

время и средства.Использование их в речевом развитии детей помогает в:

уточнении и обогащении активного словаря детей;

развитии связной речи;

расширении представлений об окружающем мире;

развитии любознательности и наблюдательности.

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предваритель-

ной подготовки.

Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы (беседуем, что они хо-

тели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, в

момент, когда объявляю тему предстоящей недели).

Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю литературу и матери-

ал, здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с родите-

лями (н-р : родителям предлагается выполнить задание «Я - Плюшкин»:

согласно теме подобрать фото и видеоматериал по теме).

Следующим этапом моей работы становится создание презентации в

программе Power Point, включаю в неё отобранный материал, учитывая воз-

раст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной

экскурсии является представление объектов в логической последовательно-

сти.

Далее, выбираем экскурсовода (их может быть несколько). Экскурсово-

ды под моим руководством знакомятся с экскурсионными объектами, состав-

ляем маршрут.

Прежде чем начать просмотр экскурсии я провожу с детьми вступи-

тельную беседу, затем все вместе просматриваем экскурсию.

3

Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экс-

курсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и со-

держанию экскурсии. (Например,

представляя виртуальную экскурсию

«Как Дед Мороз на Новогоднюю Ёлку спешил» будет актуален проблемный

вопрос «Как Дед Мороз доберётся к нам на ёлку?»)

Заканчиваем экскурсию традиционно-итоговой беседой, в ходе которой

вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, де-

лимся впечатлениями.

Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в группо-

вой, так и в индивидуальной работе. Музей, Путешествие, Приключение,

Поход, План- схема. (Например, виртуальная экскурсия «Как я провел лето».

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о себе. Здесь экскурсия

выступает в роли схемы для составления рассказа. Проводя работу по ис-

пользованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я прихожу к сле-

дующим заключениям:

Совершенствуется речь детей;

Повышается речевая активность, содержательность и связность моно-

логической речи, ее лексическая сторона, при составлении высказыва-

ний;

Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом детьми и их родите-

лями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.

Снижается стеснительность, зажатость, напряженность у малоактив-

ных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода).

В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выра-

жают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взросло-

го или товарищей.

В заключении мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы

с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредо-

тачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное -

4

может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспита-

нии в нём такого качества, как креативность.

Спасибо за внимание!

1.

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.

2.

Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика,

опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.

3.

Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.

4.

Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. –

112 с.

5.

Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в

процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» //

Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65.

6.

Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскур-

сий. – 2008. - № 3. – С. 28-32.

5



В раздел образования