Автор: Россова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №80
Населённый пункт: Красносельский район города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет."
Раздел: дошкольное образование
Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет.
Сообщение из опыта работы воспитателя
Россовой М.Н.
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию презентацию, из опыта рабо-
ты, на тему: «Виртуальные экскурсии – как средство речевого развития детей
5-7лет». Это одна из новых форм работы с детьми в речевом развитии.
Актуальность. Одной из важных задач в общей системе работы по раз-
витию речи в детском саду является воспитание правильной и чистой речи у
ребёнка дошкольника. Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоот-
ношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его
характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими: он задаёт вопросы, понятно выражает свои мысли и желания,
договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысит ре-
чевую активность, ведь на сегодняшний день – образная, богатая синонима-
ми, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Поэто-
му меня, как воспитателя, в первую очередь волнует проблема развития речи.
Из ФГОС ДО образовательная область – «речевое развитие» включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло-
гической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
1
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Хочется найти новую форму развития речи детей, которая будет ин-
тересна и дошкольникам, и педагогам. В своей работе я использую различ-
ные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей, а также
применяю информационные компьютерные технологии.
Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи являет-
ся экскурсия. Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеоб-
разный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети
становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и
желание без всякого принуждения усваивать знания
Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии.
Создание и показ виртуальной экскурсии не возможен без использования
ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые
файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, пор-
треты, фотографии. ИКТ позволяет нам:
Значительно сократить время на формирование и развитие языковых и
речевых средств, коммуникативных навыков;
Развивает память и концентрацию, которые так необходимы будут для
успешной учебы в начальной школе;
Развивает высшие психические функции – память, внимание, словесно
– логическое мышление.
[Сразу хочу отметить, что говоря здесь о виртуальной экскурсии не в
коем случае не имею в виду заменить реальную экскурсию. Здесь педагогу
необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию]
Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» - похо-
жий, неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная
экскурсия – это организационная форма развития дошкольников, отличаю-
2
щаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существу-
ющих объектов. Особенностями являются доступность изучения, возмож-
ность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом
является то, что в работе с дошкольниками она позволяет получить визуаль-
ные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить
время и средства.Использование их в речевом развитии детей помогает в:
уточнении и обогащении активного словаря детей;
развитии связной речи;
расширении представлений об окружающем мире;
развитии любознательности и наблюдательности.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предваритель-
ной подготовки.
Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы (беседуем, что они хо-
тели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, в
момент, когда объявляю тему предстоящей недели).
Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю литературу и матери-
ал, здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с родите-
лями (н-р : родителям предлагается выполнить задание «Я - Плюшкин»:
согласно теме подобрать фото и видеоматериал по теме).
Следующим этапом моей работы становится создание презентации в
программе Power Point, включаю в неё отобранный материал, учитывая воз-
раст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной
экскурсии является представление объектов в логической последовательно-
сти.
Далее, выбираем экскурсовода (их может быть несколько). Экскурсово-
ды под моим руководством знакомятся с экскурсионными объектами, состав-
ляем маршрут.
Прежде чем начать просмотр экскурсии я провожу с детьми вступи-
тельную беседу, затем все вместе просматриваем экскурсию.
3
Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экс-
курсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и со-
держанию экскурсии. (Например,
представляя виртуальную экскурсию
«Как Дед Мороз на Новогоднюю Ёлку спешил» будет актуален проблемный
вопрос «Как Дед Мороз доберётся к нам на ёлку?»)
Заканчиваем экскурсию традиционно-итоговой беседой, в ходе которой
вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, де-
лимся впечатлениями.
Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в группо-
вой, так и в индивидуальной работе. Музей, Путешествие, Приключение,
Поход, План- схема. (Например, виртуальная экскурсия «Как я провел лето».
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о себе. Здесь экскурсия
выступает в роли схемы для составления рассказа. Проводя работу по ис-
пользованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я прихожу к сле-
дующим заключениям:
Совершенствуется речь детей;
Повышается речевая активность, содержательность и связность моно-
логической речи, ее лексическая сторона, при составлении высказыва-
ний;
Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом детьми и их родите-
лями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.
Снижается стеснительность, зажатость, напряженность у малоактив-
ных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода).
В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выра-
жают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взросло-
го или товарищей.
В заключении мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы
с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредо-
тачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное -
4
может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспита-
нии в нём такого качества, как креативность.
Спасибо за внимание!
1.
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.
2.
Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика,
опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.
3.
Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.
4.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. –
112 с.
5.
Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в
процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» //
Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65.
6.
Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскур-
сий. – 2008. - № 3. – С. 28-32.
5