Автор: Когтева Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснолипьевская школа"
Населённый пункт: с.Краснолипье Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: " Нравственное воспитание младших школьников в педагогическом наследии К.Д.Ушинского"
Раздел: начальное образование
« Нравственное воспитание
младших школьников в
педагогическом наследии
К.Д.Ушинского»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «Краснолипьевская школа»
Когтева Ирина Николаевна
2023г.
с.Краснолипье
«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов
– наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный
поэт, Глинка – наш народный композитор» [1].
Многие поколения педагогических работников в России знают имя «учителя русских
учителей». К его научным подходам, творчеству, его идеям сегодня проявляется
повышенный интерес. В современной России Константина Дмитриевича Ушинского
считают великим русским педагогом, основоположником народной школы, создателем
глубокой и стройной педагогической системы.
Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с
интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых
духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной
задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее
поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе - то положительное, что уже
опробовано, испытано?»
Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов заставляет нас
задуматься над вопросом обучения и воспитания подрастающего поколения. Как учить?
Чему учить?
Ответы на эти вопросы можно найти среди мудрых подсказок в педагогических мыслях
Константина Дмитриевича Ушинского – одного из лучших педагогов в мировой практике.
В современной школе существует много принципов обучения и воспитания младшего,
среднего и старшего звена, за которые в XIX в. боролся великий педагог - К.Д. Ушинский,
разработанных им в области дидактики для успешного обучения. Они не потеряли свою
актуальность и в наше время.:
1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для
каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить.
Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет
пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей
жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.
2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только
количественная, но и качественная переработка информации.
3. Органичность. Согласно Ушинскому, «голова учащихся не должна набиваться фактами,
плохо усвоенными и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они вырастали
органически из немногих зерен» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А.
М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.3., С. 157..
4. Постоянство. Константин Дмитриевич по этому принципу писал, что «способность к
постоянству в умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших
условий всякого ученья; но способность эта развивается мало-помалу, постепенно.
Приучайте детей к постоянству деятельности в одном направлении, но понемногу». Там
же. Т.6. С. 248-249.
5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации
учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства
дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в
современных школах, особенно в начальных классах.
6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании
новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др.,
существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания
изложения информации учащимся.
7. Самодеятельность учащихся. На данный момент, согласно новым ФГОС учащиеся
должны быть предельно активными на уроке, они должны сами стремиться добывать
знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Также и К.Д. Ушинский
резко критиковал «одиночную» методу преподавания, при которой активен учитель и
пассивны ученики. Но он же полагал, что самодеятельность учащихся выражается не
только в активности их на уроке, но и внутренней работе по обработке информации.
8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости. Данный дидактический
принцип был отлично воспринят советской школой, которая была ориентирована на
ученика «средних образовательных и воспитательных возможностей». Однако, согласно
Ушинскому, «Истинный педагог во всем соблюдает середину. Он потребует
произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в
этих требованиях не превысит их сил» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под
ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т. 10, с. 407.. Сегодня существуют школы разной
направленности, для того, чтобы детям разных склонностей было легко реализовать свои
таланты.
9. Нравственность. Один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На
данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством
патриотизма является основной задачей современной школы. В этом смысле современные
принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что
«влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную,
чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его
личных интересов». Там же. Т.2. С. 243.
10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с
применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна
представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.
Я бы хотела остановиться на одном из принципов обучения и воспитания –
нравственность.
К.Д.Ушинский писал : «Воспитание нравственности — основная задача воспитания,
более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание
нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность,
честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью».
Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример
учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.
Считаю, что в настоящее время проблема нравственного воспитания особенна
актуальна, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали,
утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства. Телевидение, печать,
Интернет зачастую навязывают молодому поколению информацию, несущую
аморальное воздействие. Трудно перечислить все нравственные качества человека
будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе,
так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. У
младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства
сопереживания, товарищества, ответственности. Нравственное воспитание младшего
школьника должно происходит на разных дисциплинах начальной школы.
Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:
- нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);
- нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление
самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)
- нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического
здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда
физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной
рассудительности, послушания, доброй воли).
Я хотела бы поделиться опытом работы в этом направлении.
Готовясь к урокам, стараюсь, чтобы обучение было направлено на нравственное
воспитание ребёнка на разных дисциплинах. Отсюда достижение цели вижу в следующем:
-в пробуждении интереса учащихся к предмету;
-формировании и развитии нравственных основ поведения;
-обогащение речи;
-развития познавательных интересов.
Особое место в решении данной проблемы занимают русский язык и литературное
чтение. Уроки русского языка и литературного чтения дают богатую возможность для
нравственного воспитания.
По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит « особенная теплота
и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности
педагога: вера, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой
предмет он ведет, важно, какие условия создает учитель на своих уроках для
гармоничного развития личности.
На первых занятиях стараюсь завоевать авторитет обучающихся, чтобы они
почувствовали доброе отношение учителя к их ответам, соображениям, мыслям. Именно в
доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом,
делиться мыслями, откровенничать.
На уроках русского языка я использую разные методы и приемы по воспитанию
нравственных качеств: нравственные беседы и свободное высказывание детей о близких
событиях или явлениях природы; работа по картине и коллективный рассказ; работа с
пословицами и поговоркам; сочинения и изложения, дидактические игры: специально
организованная работа в группах; материал учебников, оценивание ответов товарища .
Приведу несколько упражнений из учебников по русскому языку (2класс), которые
предоставляет учителю прекрасную возможность для воспитания нравственности у
младших школьников. Например, упр. 182 из учебника В. П. Канакина воспитывает
уважительное отношение к пожилым людям.
- Прочитайте:
1. Шли, и, из, мальчик, девочка, школы.
2. Мальчик, помог встать, и, портфель, девочке, передал, старушке.
3. Старушка, и, упала, поскользнулась.
4. Скользко, на, было, улице.
5. Впереди, старушка, них, шла.
- Из каждой цепочки слов составьте предложение.
- Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
- Придумайте заголовок.
На материале этого текста полезно организовать беседу с детьми:
- Ребята, не приходилось ли вам оказаться в такой ситуации?
- Как поступили бы вы, если на ваших глазах случилось такое?
С помощью учителя школьники приходят к выводу: старость надо уважать и понимать.
Пожилые люди прожили долгую жизнь, много сделали для будущего поколения, к ним
нужно относиться с заботой и терпением: помогите по дому, в огороде, сходите в магазин.
Чаще спрашивайте, нужна ли помощь. Уважительного, заботливого отношения
заслуживают не только ваши родные бабушки и дедушки, но и те, которые живут с вами
по соседству, а также те, которых вы совсем не знаете, встретили случайно на улице, в
магазине, в общественном транспорте. Уступите им место, помогите
спуститься/подняться по ступенькам… Жизнь проходит очень быстро. Придет время, и вы
тоже станете старенькими, будете нуждаться в помощи окружающих. Относитесь сейчас к
другим так, как хотите, чтобы относились потом к вам.
Материал упражнения 114 дает возможность организовать беседу о любви к животным,
о необходимости заботиться о братьях наших меньших. С этой целью учащимся задаются
вопросы:
- Приходилось ли вам оказывать помощь больным, раненым животным, птицам?
- Расскажите, как вы ухаживали за ними? Как заботились?
- Что случилось после их выздоровления?
- Ребята, животных называют нашими меньшими братьями. Они нуждаются в нашей
заботе, защите. Представители древней религии в Индии, джайнисты, очень трепетно
относятся к сохранению любой формы жизни – вплоть до мельчайшего насекомого.
Поэтому они во время ходьбы метут перед собой лёгкой метёлкой, чтобы не задавить
насекомое. Конечно, в современной жизни это невозможно себе представить, тем не
менее, я прошу вас быть добрее, не оставаться равнодушными тогда, когда кому-то нужна
ваша помощь. Животные – это часть природы, которую мы должны беречь.
На материале упражнения 29 организуется работа по трудовому воспитанию младших
школьников:
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст.
Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и
клубни георгинов.
Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними.
В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.
Слова для справок: поливали, выдергивали сорняки, собрали в букет, первого сентября,
подарили учительнице.
- А теперь ,ребята, используя слова для справок, дополните 2 часть.
Они поливали растения, выдергивали сорняки.
- Прочитайте концовку. Как можно ее дополнить?
Первого сентября дети собрали букет и подарили учительнице.
- Расскажите получившуюся историю.
На уроках развития речи, особое место отвожу таким видам работ, как изложение и
сочинение. Можно рекомендовать темы, затрагивающие различные нравственные
ситуации, складывающиеся в классе или во внеклассном общении детей, с последующим
коллективным обсуждением и анализом написанного. Детские творческие сочинения на
темы «Если бы я был волшебником», «Как я дружу», «Мои товарищи» и т.д. позволяют
учителю узнать внутренний мир ребенка, и прежде всего его нравственную
направленность.
Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как
замечательный детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения
фольклорных материалов и произведений русской классики.
Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово»
предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря;
«Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый
годы обучения). В учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир» содержится много
иллюстраций, включены сказки, стихи, пословицы и поговорки, басни, деловые статьи,
дававшие материал по естествознанию, географии и истории страны.
Эти учебники не потеряли актуальность и в наше время. Рассказы и сказки великого
педагога и писателя и сейчас входят в современные учебники («Азбука» и «Литературное
чтение»). Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны детям,
открывают для них большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только
начинают жить. А главное, они открывают самую большую тайну: в чем радость и счастье
человека.
Приведу несколько примеров рассказов и сказок К,Д.Ушинского Я предлагаю вам опыт
работы по использованию творческого наследия Ушинского К.Д. на литературном чтении
с целью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника.
Урок по чтению в 1 классе
Урок 75 «К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей».
- Сегодня мы познакомимся с новыми рассказами К. Д. Ушинского, которые он написал
для «Родного слова»
- Инсценировку первого подготовили сами ребята
(инсценировка рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому»)
- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями
- Как понимаете название рассказа?
2. Чтение текста, работа над содержанием.
- Прочитайте рассказ самостоятельно про себя
- Кто герои этого рассказа? (два мальчика)
-Что с ними произошло? (один другого просил о помощи, а тот отказывал ему)
-Что можете сказать о Грише? (он был жадным, ленивым, грубым, не хотел делиться, не
хотел помогать)
- Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы обращались к кому-то за помощью, а вам
отказывали? Как вы себя при этом чувствовали?
Выборочное чтение
- Как обратился мальчик к Грише? Прочитайте
- Прочитайте, о чем он его попросил
- Как прозвучал ответ Гриши? Прочитайте
- О чем попросил товарищ Гришу во второй раз?
- Как ему ответил Гриша? Прочитайте
- Как вы думаете, что ждет Гришу в будущем, если он не измениться?
(останется без друзей) Главная мысль: Гриша обречён на одиночество. Он никому не
делал добра, за что его и не любили. Когда человек делает добро другому человеку, он в
первую очередь делает добро самому себе.
звучат слова песни «Если добрый ты…» Музыка: М. Пляцковского, слова: Б. Савельева)
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
3.Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно»
А) - Прочитайте жужжащим чтением второй рассказ и отметьте непонятные слова.
Б) Проверка восприятия.
- Какие слова были непонятны?
(врозь – отдельно, волчок – игрушка, которая вращается)
- Кто герои этого рассказа? (брат и сестра)
- Что с ними случилось? (они поссорились)
- Почему они поссорились? (не захотели поделиться игрушками)
- Почему им стало скучно? (одному играть неинтересно, вместе веселее)
-В чем заключается смысл этого рассказа? (надо уметь ладить, уступать друг другу)
В) Подготовка к чтению по ролям
- Какой интересный вид работы можно выполнить с этим рассказом?
(чтение по ролям)
- Можно ли сразу прочитать по ролям или нужно подготовиться?
- Как будем действовать?
(перечитывая, определим слова автора, слова брата и сестры, продумаем, какие эмоции
испытывают герои, чтобы передать их при чтении)
Г) Работа в парах (подготовка к чтению по ролям)
Д) Проверка
- Как дети разговаривали друг с другом?
(заносчиво, грубо)
- Прочтите слова брата, слова сестры, слова автора
Е) Чтение по ролям
Ж) Оценка
- Каким было чтение? Интересно было слушать, почему?
(Читали бегло, выразительно, удалось передать, какие чувства испытывали дети)
З) Сочинение концовки к рассказу «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Что бы вы могли посоветовать этим детям?
- Придумайте свою концовку к этому рассказу (работа в парах)
- Молодцы, вы придумали добрый конец к рассказу. Будем надеяться, что эти дети
помирились.
V. Обобщающая беседа.
- Чему учат рассказы Ушинского, о чем заставляют задуматься?
(Нужно быть дружелюбными, помогать друг другу, уступать, уметь прощать)
- Тот, кто делает добро другим, становится счастливее, его душа становится богаче.
Добрее, наверное, станет и тот, кому помогли.
Давайте же будем творить добро!
V. Рефлексия (работа в парах) (5 мин)
- Выберите те качества, черты характера, к которым должны стремиться люди, чтоб наша
жизнь стала лучше.
(работа в парах: дети делят слова на две группы; у каждой пары свои слова, в общей
сложности их двадцать)
Положительные Отрицательные
Отзывчивость эгоизм
Дружелюбие злость
Честность подлость
Жалость грубость
Щедрость жадность
Заботу равнодушие
Кротость жестокость
Доверие подозрительность
Ласка недоверие
Сострадание зависть
Проверка.
- С каким настроением вы уходите с урока?
(Дети оценивают своё настроение с помощью смайликов)
Звучат слова песни «Дорога добра»)
Рассказ «Трусливый Ваня». Автор ненавязчиво подсказывает, от чего в себе надо
избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.
(«Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и
наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в
лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство
взрослые трусливого мальчика.»)
Дети с удовольствием слушали сказку, смеялись над трусливым мальчиком, а потом
рассказывали о своих недостатках и страхах и предлагали советы неуверенному в себе
человеку. Главная мысль: Не стоит идти на поводу у своих страхов.
Знакомясь с занимательным рассказом Ушинского «Дети в роще» дети обсудили в
парах и дали ответ на вопросы ответственного и безответственного поведения в
различных жизненных ситуациях, этот рассказ помог наглядно проиллюстрировать
пагубность лени и безответственности. («Брат и сестра отправились в школу, но,
привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни
белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними -
все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая
малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете
другим дело делать... «) Вывод: -Помните, что только тому приятно отдохнуть и
поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Сказки К.Д.Ушинского будят в человеке добрые чувства — благородство,
справедливость, верность, сопереживание и сострадание, учат мыслить , делать выводы и
поступать правильно. Приведу несколько примеров:
Сказка «Два козлика»
- о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному
дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Сказка «Слепая лошадь»
- о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он пообещал всегда за ней ухаживать.
А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С
помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать как
противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда
восторжествует.
Сказка «Ветер и Солнце»
- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит
тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью
гнева.
Сказка «Два плуга»
- о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй
заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях
трудолюбие.
Сказка «Лиса и козел»
- о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научит ребенка
анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что
быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо
только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание
на начало сказки. Можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не
угодить в тяжелую ситуацию.
Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»
— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это
глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать
ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан
папин авторитет.
Сказка «Умей обождать»
— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить
холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет,
водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду.
На примере этой сказки можно показать, что, когда мама (папа) что-то не разрешают, на
это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать.
Из рассказов и сказок Ушинского понятно, что счастливым может быть только добрый,
честный и трудолюбивый человек!
Чему учат рассказы Ушинского, о чем заставляют задуматься?
Рассказы и сказки Ушинского учат быть дружелюбными, помогать друг другу, уступать,
уметь прощать)
- Тот, кто делает добро другим, становится счастливее, его душа становится богаче.
Добрее, наверное, станет и тот, кому помогли.
Давайте же будем творить добро!
И это лишь маленькая часть того творческого наследия, которое нам оставил великий
педагог К. Д. Ушинский, которое, если внимательно читать, годны как детям, так и
взрослым. Сам же Константин и Дмитриевич будет всегда рядом с теми, кто учит, и со
всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...
Я считаю, что, материал учебников, используемые на уроках русского языка и
литературного чтения имеет огромный потенциал для нравственного воспитания.
Внеклассная работа по нравственному воспитанию младших школьников
Формирование активной жизненной позиции невозможно также без обращения к
нравственным ценностям в процессе обучения младших школьников в форме внеклассной
работы.
Большой опыт работы показал, что процесс обучения и воспитания будет тогда
результативным, когда будет тесная связь с родителями. Об этом и говорил педагог-
наставник К.Д.Ушинский.
По его мнению, родители должны работать вместе с учителями для достижения
наилучших результатов детей. Сотрудничество семьи и школы и сегодня занимает одну из
первых ступеней в образовательных системах.
В своей практике воспитательной работы, я уделяю большое внимание приобщению детей
и родителей к участию в совместных уроках и мероприятиях.
С этой целью наработано множество интересных форм работы: проводятся
нестандартные формы родительских собраний (лекции, диспуты, круглый стол), по
школьным предметам используются творческие домашние задания, при решении которых
нужна помощь родителей( участие в исследовательских и творческих проектах «Им
гордится село», «Мое любимое село», «История моего имени» и др., изготовление
поделок для украшение класса к праздникам) и т.д , родителей приобщаю к школьным
мероприятиям «Новый год», «8 марта», «Выпускной в начальной школе», «День Матери»,
«Час сердечного общения с мамой», экологические акции «Покормите птиц!» и
«Скворушка», акции по ПДД и многие другие.
Ежегодно дети участвуют в творческих конкурсах, в проектной деятельности, где
занимают призовые места. И здесь родители тоже помогают с воплощением фантазий и
выдумки в действительность.
К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства.
И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между
семьёй и школой, сплотить детей и родителей, мне удаётся проводить в папами
спортивные соревнования «Богатырские состязания», «Весёлые старты», конечно,
хотелось бы, чтобы их было больше.
Частью духовного-нравственного воспитания является патриотическое воспитание,
целью которого, является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской
позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование
у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Об этом говорил и К.Д.Ушинский. Педагог считал патриотизм важной задачей
воспитания, а также могучим педагогическим средство . Сегодня, как никогда, эта идея
важна и актуальна.
В этом направлении было проведено немало мероприятий: уроки Памяти, литературно-
музыкальная композиция «Блокадный хлеб», «Мы помним тебя, Беслан», «Их подвиг
будет в памяти», «Кто такой патриот», «Письмо солдату», конкурсы рисунков «Война
глазами детей» и другие. С сентября 2022-2023 учебного года начались занятия
«Разговоры о важном». Занятия действительно стали частью воспитательной работы,
направленной на развитие и укрепление чувства патриотизма.
Но, чтобы занятия были результативны, с первых дней обучения приучаю детей к
самостоятельности, к предельной активности, к стремлению добывать знания не только в
классе, но и за пределами школы, учу принимать решения, изобретать и осваивать новое,
помогать друг другу, вовлекаю в исследовательские и творческие проекты.
Таким образом, процесс становления духовно-нравственного сознания ребёнка
реализуется через систему уроков, внеклассных мероприятий, а также на внеурочных
занятиях духовно-нравственной направленности.
В заключение хочу отметить, что развитие нравственности юного поколения без таких
нравственных устоев, как долг, совесть, честь, честность, порядочность, милосердие,
достоинство, благородство, добро, не может нормально существовать и развиваться
общество. Человек лишь в том случае достоин своего призвания, когда он не может
бесстрастно, равнодушно внимать добру и злу, когда он добросовестно выполняет свой
долг, надежно делает свое дело. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского,
должно развивать в детях младших классов гуманность, правдивость, трудолюбие,
дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства,
сочетаемое со скромностью.
Ушинский отмечал, что учитель должен помнить, что его ученики выходят из школы в
жизнь, что от деятельности его воспитанников зависит благополучное развитие
государства, успех в личном росте. И это действительно значимо для современной России.
Конечно, говорить о наследии Ушинского можно бесконечно… Идеи Константина
Дмитриевича Ушинского настолько современны и актуальны, что трудно поверить, что он
жил почти два века назад. И сегодня, в Год педагога и наставника хочется отметить, что
прав был Павел Петрович Блонский, сказав, что «Ушинский велик, а мы – его
должники» [21].
Литература:
Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2004 - № 15 с.70-
76.
Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974. – с.145-
156.
Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед.
Вузов. Под ред. Егорова С.Ф. – М., Академия, 2001. – 317 С.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.:, Просвещение, 1968. – 371
С.
Ушинский К. Д. Антология гуманной педагогики. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили,
2002.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / под ред. Е. Н. Медынского, И. Ф.
Свадковского. М., 1945.
Ушинский
К.
Д.
Человек
как
предмет
воспитания:
Опыт
педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1976. Т. 1.
Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9.
Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми // Собр. соч.: В 6 т. М., 1988–1990. Т. 2.
С. 364–372.
Ушинский К.Д. Родное слово // Там же. С. 108–121.
Ушинский К.Д. О наглядном обучении // Там же. С. 41