Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа "Изобразительное искусство" подготовительного отделения ДХШ


Автор: Дегтянникова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДХШ"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа "Изобразительное искусство" подготовительного отделения ДХШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры и туризма администрации города Владимира

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» города Владимира

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская художественная школа города Владимира

(срок освоения 2 года, возраст обучающихся 8-9 лет)

Разработчик: Н.В. Дегтяникова

Преподаватель, директор

МБУДО «ДХШ»

Владимир 2022

Структура программы

№№ Наименование раздела

№ стр

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебной программы;

Срок реализации учебной программы;

Цели и задачи учебной программы;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Методы обучения;

Описание материально-технических условий реализации учебной

программы;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом об-

разовательного учреждения на реализацию учебной программы;

Сведения о затратах учебного времени и графике аттестации;

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план;

Годовые требования. Содержание тем программы;

7

III.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

31

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Критерии оценки;

32

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям;

32

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения;

Список рекомендуемой литературы

33

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебной программы

Программа для младшей студии ДХШ предназначена для детей 8-9 лет

2-3 класса общеобразовательной школы, рассчитана на 2 года обучения и

включает в себя освоение основных учебных предметов - рисунка и

живописи через композицию. Так как именно композиция наиболее ярко

развивает художественно-творческие способности младших школьников и

даёт выход их «детской энергии». Поэтому в работе с детьми данного

возраста необходимо опираться на их искренность, непосредственность и

эмоциональность,

на

такие

важные

качества

их

художественной

деятельности как красочность, ритмичность, выразительность силуэта,

декоративность, а также смелость и неожиданность композиционного

решения. Важно учитывать способности каждого ученика и предъявлять

требования соразмерно их индивидуальным возможностям, побуждать к

дальнейшему художественному росту, что является главным ориентиром в

педагогической деятельности преподавателя. В программу также включены

занятия по лепке. Этот вид учебной работы позволяет учащимся полнее

осваивать и передавать в своём творчестве объём и пространство, ощутить и

почувствовать пластичность, гибкость и выразительность различных форм

окружающего мира.

Программа ориентирована на формирование знаний, умений, навыков

в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса и

преимущественно на создание оригинальных произведений, отражающих

творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей.

3

Срок реализации учебной программы

Данная программа реализуется в течение 2 лет учащимися младшего

школьного возраста. 1 год обучения – 2 класс общеобразовательной школы

(8 лет), 2 год обучения – 3 класс общеобразовательной школы (9 лет).

Цели учебной программы

Целями программы являются:

1.

Создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей.

2.

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

3.

Формирование у детей младшего школьного возраста

комплекса

начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области

художественного творчества, позволяющих в дальнейшем будущем успешно

осваивать

учебные

предметы

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства

«Живопись».

Задачи учебной программы

1.

Творческое развитие детей данного возраста через применение в

изо-деятельности различных материалов: гуашь, фломастеры, аква-

рель, цветные карандаши, пастель и др.

2.

Освоение нетрадиционных техник рисования (коллаж, смешение в од-

ной работе различных материалов и приёмов работы).

3.

Изучение натуры на простейших примерах доступных детям (листья,

цветы, плоды, предметы быта) через включение их в фантазийную

композицию.

4.

Знакомство с основными жанрами в искусстве (пейзаж, портрет, на-

тюрморт) через сюжетную композицию.

5.

Овладение декоративными приёмами работы в композиции.

4

6.

Развитие творческих способностей через задания по лепке из пласти-

лина и глины (или керапласта). Развитие моторики рук и объёмного

видения работы в пространстве.

7.

Развитие и воспитание вкуса, графического и живописного видения.

8.

Стремление к развитию ребёнка через создание им собственной образ-

ной системы.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по данной программе рекомендуется осуществлять в форме

мелкогрупповых - численностью от 10 до 15 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить

процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и

индивидуального подходов.

Занятия проводятся аудиторно 1 раз в неделю.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

- аудиторные занятия:

2 класс – 2 часа в неделю

3 класс – 4 часа в неделю

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный и практический (показ, наблюдение, демонстрация приемов

работы);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных

впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках данной образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации

поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и

сложившихся традициях изобразительного творчества.

5

Описание материально-технических условий реализации учебной

программы

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными

изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической

литературы по специфике предмета.

Мастерская для работы с детьми должна быть оснащена следующим

оборудованием:

1. Мольберты "хлопушка", доски под формат А2 и стулья в достаточном

количестве.

2. Столы для постановок, подиум.

3. Натурный фонд (предметы и драпировки необходимые для создания

постановок, чучела птиц и животных, муляжи).

4. Софиты для подсветки, необходимое количество розеток, регулируемое

общее освещение, достаточное количество естественного освещения.

5. Доска для работы мелом и/или маркером.

6. Методический фонд (демонстрационные материалы примеров

выполнения аудиторных заданий). Возможно, в виде экспозиции.

7. Подсобное помещение для хранения натурного, методического фондов и

шкаф-стеллаж для рисунков, моделей, реквизита.

10. Зеркало.

11. Раковина

12. Рабочее место для преподавателя

6

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию программы,

сведения о затратах учебного времени,

графике аттестации

Общая трудоемкость программы для младшей студии ДХШ составляет

204 академических часа. В конце 1,2,3,4 полугодий проводится зачёт в форме

итоговых просмотров работ с выставлением полугодовых и годовых отметок.

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

2 класс

общеобразовательно

й школы

3 класс

общеобразовательной

школы

Полугодия

1

2

3

4

Аудиторные

занятия

32

36

64

72

204

Вид

промежуточной

аттестации

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей

детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного

мышления.

В

учебно-тематическом

плане

представлены

фотографии

вариантов заданий, выполненных детьми младшего школьного возраста при

освоении данной программы.

7

№ п/

п

Тема

Пример задания

Часы

1

Осенняя

композиция

«Декоративные

подсолнухи»

4

2

Композиция

из овощей и

фруктов с арбузом

«Пикник»

4

3

Композиция из

осенних листьев

и детских ладошек

«Ловим листопад»

6

Композиция по

8

4

зарисовкам

«Промокший кот»

«Взъерошенный

пёс»

(возможен

вариант с

морскими

животными)

6

5

Пейзаж

«Сказочный лес»

4

Новогодняя

9

6

открытка-плакат

«Подарки Деда

Мороза»

4

7

Зарисовки

животных

4

8

Зарисовки

растений

4

10

9

Фантазийная

композиция из

растений и

насекомых

«Кто живёт в

чайнике?»

6

10

Иллюстрация

к одной из сказок

Пушкина,

Андерсена и др.

авторов

6

11

11

Весенний пейзаж с

большим деревом

Весенний вариант

Осенний вариант

4

12

Урок-лепка

«Подводные

мотивы»

6

12

13

Пасхальная

композиция

«Колокольный

звон»

6

14

Фантазийный

портрет-образ

«Старый

часовщик»

«Писатель»

и т.д.

4

13

Итого: 68 академических часов за учебный год

14

Литература

1.

Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в

учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7,

с. 106-111

2.

Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос,

2004. с.66-74

3.

Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

4.

Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003

5.

Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников

средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед.

наук. – М., 1998

6.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в

школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184

7.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20

8.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:

«Искусство в школе», 1995, с.9-29

9.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. – М.: Просвещение, 1980

10. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с.

3-15

11. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:

«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150

12. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982

15



В раздел образования