Автор: Никитина Диана Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования самооценки у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Никитина Д.А., студент
Ставропольский государственный педагогический институт, Россия,
Ставрополь
EXPERIMENTAL WORK ON THE IMPLEMENTATION OF
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-
ESTIMATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Nikitina D.A.,
Student of Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Аннотация: в данной статье говорится о понятии самооценки с точки
зрения разных педагогов-психологов, о необходимости сотрудничества со
сверстниками для повышения самооценки друг друга и о важности контроля
над собой.
Ключевые слова: самооценка, младший школьник, возраст, успех.
Abstract: this article talks about the concept of self-esteem from the point
of view of different educational psychologists, the need for cooperation with peers
to increase each other's self-esteem and the importance of self-control.
Key words: self-esteem, primary school student, age, success.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение
ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы
управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс
формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки[1].
На сегодняшний день недостаточно внимания уделяется изучению опыта
сотрудничества младших школьников в коллективе. Эта проблема актуальна,
так как сотрудничество, как составная часть, входит в любую человеческую
деятельность,
обеспечивая
ее
эффективность.
Опыт
взаимодействия
с другими
участниками
деятельности,
способствует
объединению
совместных
усилий,
совместному
решению
задач
и предполагает
предварительный расчет на сотрудничество. В начале школьного обучения,
формируются умения, помогающие ориентироваться в повседневной жизни,
складывается
определенный
уровень
знаний
и умений,
помогающий
взаимодействовать с другими людьми, именуемый опытом сотрудничества.
В настоящее время трудно сказать, существует ли взаимосвязь опыта
сотрудничества с самооценкой младшего школьника. Но обычно у детей, не
умеющих налаживать благоприятный контакт и негативно воспринимаемых
сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В связи
с этим,
особый
интерес
представляет
анализ
взаимосвязи
опыта
сотрудничества и самооценки в младшем школьном возрасте, а именно их
становление в процессе обучения.
Проблема индивидуального (субъектного) опыта получила широкое
распространение в отечественной педагогической психологии, в которой
в последнее время возросло осознание роли собственного опыта ребенка
в формировании его личности. Так, В. С. Леднев отмечает, что основные
компоненты опыта личности соответствуют основным видам деятельности,
таким как ценностно-ориентационная, познавательная, преобразовательная,
коммуникативная,
эстетическая
и физическая.
Ю. О. Бирюковой
рассматривается личностный опыт (работа посвящена развитию личностного
опыта младших школьников), под которым понимается опыт выполнения
учеником деятельности, направленной на организацию его внутреннего
мира:
смыслов,
впечатлений,
выводов
из
пережитого,
достижения
определенных результатов в этой деятельности и их оценки. Отмечается, что
личностный опыт имеет сложную структуру и включает в себя следующие
компоненты: мотивационно-смысловой, целеполагающий, эмоциональный,
волевой,
рефлексивно-оценочный.
Таким
образом,
личностный
опыт
проявляется в осознании значимости знаний, в умении самостоятельно
ставить
цели деятельности,
составлять программу этой
деятельности
и реализовать
ее.
Проявлением
личностного
опыта
является
умение
применять знания в новых условиях, способность оценивать свои действия,
свои внутренние состояния, чувства, переживания.
При любых жизненных ситуациях устойчиво выработанная самооценка
позволяет личности осуществлять правильный выбор разнообразных видов
деятельности. Начав формироваться ещё в раннем детстве, когда ребёнок
начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает
развиваться на протяжении всей жизни, становясь всё более критичной и
содержательной. Переходным периодом для становления самооценки как
особого системообразующего компонента самосознания является младший
школьный возраст. Именно поэтому представляется необходимым начинать
формирование объективной и адекватной самооценки именно в этом
возрасте.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического
процесса
//
Размышления
о
гуманной
педагогике.
[Текст]/
Ш.А.
Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.
2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.,1998 -631с.
©Никитина Д.А. 2023г.