Напоминание

"Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования самооценки у детей младшего школьного возраста"


Автор: Никитина Диана Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования самооценки у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никитина Д.А., студент

Ставропольский государственный педагогический институт, Россия,

Ставрополь

EXPERIMENTAL WORK ON THE IMPLEMENTATION OF

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-

ESTIMATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Nikitina D.A.,

Student of Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Аннотация: в данной статье говорится о понятии самооценки с точки

зрения разных педагогов-психологов, о необходимости сотрудничества со

сверстниками для повышения самооценки друг друга и о важности контроля

над собой.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, возраст, успех.

Abstract: this article talks about the concept of self-esteem from the point

of view of different educational psychologists, the need for cooperation with peers

to increase each other's self-esteem and the importance of self-control.

Key words: self-esteem, primary school student, age, success.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение

ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы

управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс

формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки[1].

На сегодняшний день недостаточно внимания уделяется изучению опыта

сотрудничества младших школьников в коллективе. Эта проблема актуальна,

так как сотрудничество, как составная часть, входит в любую человеческую

деятельность,

обеспечивая

ее

эффективность.

Опыт

взаимодействия

с другими

участниками

деятельности,

способствует

объединению

совместных

усилий,

совместному

решению

задач

и предполагает

предварительный расчет на сотрудничество. В начале школьного обучения,

формируются умения, помогающие ориентироваться в повседневной жизни,

складывается

определенный

уровень

знаний

и умений,

помогающий

взаимодействовать с другими людьми, именуемый опытом сотрудничества.

В настоящее время трудно сказать, существует ли взаимосвязь опыта

сотрудничества с самооценкой младшего школьника. Но обычно у детей, не

умеющих налаживать благоприятный контакт и негативно воспринимаемых

сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В связи

с этим,

особый

интерес

представляет

анализ

взаимосвязи

опыта

сотрудничества и самооценки в младшем школьном возрасте, а именно их

становление в процессе обучения.

Проблема индивидуального (субъектного) опыта получила широкое

распространение в отечественной педагогической психологии, в которой

в последнее время возросло осознание роли собственного опыта ребенка

в формировании его личности. Так, В. С. Леднев отмечает, что основные

компоненты опыта личности соответствуют основным видам деятельности,

таким как ценностно-ориентационная, познавательная, преобразовательная,

коммуникативная,

эстетическая

и физическая.

Ю. О. Бирюковой

рассматривается личностный опыт (работа посвящена развитию личностного

опыта младших школьников), под которым понимается опыт выполнения

учеником деятельности, направленной на организацию его внутреннего

мира:

смыслов,

впечатлений,

выводов

из

пережитого,

достижения

определенных результатов в этой деятельности и их оценки. Отмечается, что

личностный опыт имеет сложную структуру и включает в себя следующие

компоненты: мотивационно-смысловой, целеполагающий, эмоциональный,

волевой,

рефлексивно-оценочный.

Таким

образом,

личностный

опыт

проявляется в осознании значимости знаний, в умении самостоятельно

ставить

цели деятельности,

составлять программу этой

деятельности

и реализовать

ее.

Проявлением

личностного

опыта

является

умение

применять знания в новых условиях, способность оценивать свои действия,

свои внутренние состояния, чувства, переживания.

При любых жизненных ситуациях устойчиво выработанная самооценка

позволяет личности осуществлять правильный выбор разнообразных видов

деятельности. Начав формироваться ещё в раннем детстве, когда ребёнок

начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает

развиваться на протяжении всей жизни, становясь всё более критичной и

содержательной. Переходным периодом для становления самооценки как

особого системообразующего компонента самосознания является младший

школьный возраст. Именно поэтому представляется необходимым начинать

формирование объективной и адекватной самооценки именно в этом

возрасте.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического

процесса

//

Размышления

о

гуманной

педагогике.

[Текст]/

Ш.А.

Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.,1998 -631с.

©Никитина Д.А. 2023г.



В раздел образования