Напоминание

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка – инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях надомного обучения


Автор: Горшкова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Волховская городская гимназия № 3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова
Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка – инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях надомного обучения
Раздел: начальное образование





Назад





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ РЕБЁНКА – ИНВАЛИДА

С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В

УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Выполнила Елена Викторовна Горшкова учитель начальных классов «Волховской городской гимназии № 3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» Г. Волхов, Ленинградская область 2016 г.

Актуальность проблемы.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав.
Сегодня задача нашего государства и общества – сделать так, чтобы

все дети могли получить образование и жить максимально полноценно,

вне зависимости от возможностей здоровья.
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. По данным министра здравоохранения и социального развития:  численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек  12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах  численность детей, впервые признанных инвалидами - 67 121 человек.  23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ  21,3% - умственными нарушениями  23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права.
С

01.09.2016

г.

вводится

ФГОС

ОВЗ.
Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:  с нарушением слуха;  с нарушением зрения;  с тяжелыми нарушениями речи;  с нарушениями опорно-двигательного аппарата;  с задержкой психического развития;  с нарушением интеллекта;  а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями). В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.
Целью
данной работы является обобщение опыта работы и методических рекомендаций для организации образовательного процесса по обучению письму для учащейся с нарушением опорно-двигательного аппарата, возникшем по причине ДЦП.
При выполнении данной работы поставлены следующие
задачи
: I. Обобщить информацию о видах образования детей с инвалидностью. II. Изучить сохранные и нарушенные функции учащейся с ДЦП. III. Сформулировать цель и задачи адаптированной программы с учётом образовательных особенностей ребёнка. I V. Обобщить методические особенности обучения письму детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. V. Определить планируемые результаты коррекционной работы по обучению письму. VI. Обобщить опыт по созданию специальных образовательных условий для успешного обучения письму. V I I . Методические рекомендации по обучению письму учащейся с двигательными нарушениями V I I I . Оценить динамику коррекционной работы и методических рекомендаций. I X . Познакомить с опытом работы по создание доступной и доброжелательной атмосферы с целью социального принятия классом ребёнка с инвалидностью
I
. В России существует несколько вариантов обучения детей-инвалидов:
Спецшколы

и

интернаты
- образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.
Коррекционные

классы

общеобразовательных

школ
- ф о р м а дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей- инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение
- вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в Ро ссии суще ствуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное

обучение

-
комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб- камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Инклюзивное
(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В соответствии с поставленной целью работы необходимо изучить нарушения опорно-двигательного аппарата, коррекцию которых необходимо осуществлять у ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса.
II.
Третьякова Виктория родилась 8 марта 2005 года раньше положенного срока. Сосуды были очень слабые, и во время стремительных родов произошло кровоизлияние в мозг. В год врачи поставили окончательный диагноз – детский церебральный паралич, спастическая диплегия.
Спастическая диплегия
— наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Она известна также под названием болезнь Литтла. По характеру двигательных нарушений это тетрапарез, т. е. у ребенка поражены все четыре конечности, причем ноги — больше, чем руки. Больные спастической диплегией длительное время стоят и ходят только с поддержкой взрослого за одну или обе руки. Если ребенок стоит, у него отмечается патологическая разгибательно-приводящая установка ног. При ходьбе такие дети не могут свободно перемещать ноги вперед, в стороны, назад; они не в состоянии опереться и удержать массу тела на одной ноге, чтобы другой сделать шаг; им трудно сохранить равновесие, и они совершают много дополнительных движений туловищем и руками, стремясь удержать тело в вертикальном положении; у них происходит перекрест ног. При попытке ходить ребенок делает "танцующие" движения ногами, поворачивая тело к ведущей ноге. В положении сидя спина больного имеет форму дуги. Одна сторона тела бывает обычно поражена больше другой. У Виктории поражена правая сторона тела.
Прогноз
двигательных возможностей менее благоприятный. Лишь 20-25% больных ходят самостоятельно без подручных средств, около 40-50% способны передвигаться, используя костыли или канадские палочки, на коляске. Степень
социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошей функции рук. У ребёнка нарушена нервно-мышечная связь, идёт неправильная подача импульсов из ЦНС в нервные окончания, ноги и правая рука спастичны. Из-за сильного тонуса сформировался подвывих тазобедренных суставов. Вика самостоятельно не ходит, не может самостоятельно обслуживать себя. Может пройтись только с поддержкой взрослых, научилась ползать на коленях, стоять у опоры некоторое время, ходить в ходунках. Квартира адаптирована под особенности ребёнка: специальные поручни, специальный стул, вертикализатор, тренажёр «Гросса», шведская стенка, ходунки, многоопорные трости. Всё это используется для занятий лечебной физкультурой, которые проводит специалист из реабилитационного центра для детей с инвалидностью. В 2012 году Вика стала ученицей 1-ого класса «Волховской городской гимназии №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова». Сейчас девочка обучается в 4-ом классе. Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрасту. Учится с большим удовольствием, много читает, хорошо запоминает учебный материал, изучает английский язык, владеет компьютером, пытливая и рассудительная. У Вики вынужденная леворукость, т.к. правая рука задета параличом. Прогнозировались трудности с освоением письма. Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Третьякова Виктория Валентиновна, имеет заболевание (ДЦП), в результате которого ребенок является инвалидом. В силу характера заболевания, отсутствия условий и специального оборудования в образовательном учреждении девочка не может посещать школу. Все занятия проходят на дому. Ребенка привозят в школу на внеклассные мероприятия.
III.
Обучение осуществляется по программе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данная программа выбрана в соответствии с запросами родителей и потребностями ребенка.
Цель программы:
Обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы:
1. Предложить ребенку альтернативные способы получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Создавать комфортную обстановку для получения учащейся образования. 3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение учащейся
Педагогические технологии, применяемые для реализации

программы:

• Личностно-ориентированное обучение и воспитание • Дифференцированное обучение и воспитание • Обучение и воспитание без насилия • Рефлексивное обучение и воспитание • Здоровьесберегающие технологии Учащаяся обеспечена всеми учебниками и рабочими тетрадями. Занятия проходят во вторую половину дня с 16.00 ч. Количество часов на изучение учебных предметов отраженное в журнале, расписании соответствует количеству часов в учебном плане. Реализуются все учебные предметы, согласно учебному плану. Продолжительность одного занятия 45 минут, которые при необходимости могут прерываться, учитывая состояние ребенка. После каждого урока переменка, во время которой ребёнок меняет позу тела (лежит на ковре, диване, ползает на коленях) с целью снятия напряжения и тонуса мышц. Режим работы – 3-дневная рабочая неделя. Обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья производится по расписанию, составленному индивидуально. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Учебный процесс осуществляется согласно календарно-годовому графику организации учебно- воспитательного процесса на 2015 - 16 учебный год, утвержденным директором школы. Максимальный объем учебной нагрузки соответствует установленному в письме Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1996 года №17- 253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Исходя из этого, учебная нагрузка рассчитана на 8 часов в неделю. При составлении расписания и программы индивидуального обучения учитывались психолого- педагогические особенности обучающихся 4 класса и особенности развития ребёнка: девочка может держать ручку только в левой руке, самостоятельно пишет буквы, слова из 4-8 букв, пишет цифры, но трудно помещает их в клетку, ребёнок много читает, знает правила по русскому языку, считает самостоятельно, освоила таблицу умножения, знает величины, пользуется линейкой, но чертежи выполняет только с помощью взрослых. Девочка легко идёт на контакт, воспринимает инструкцию, слушает объяснение, активно участвует в познавательной деятельности, рассуждает, делает логические выводы. Особенности развития Третьяковой Виктории позволяют организовать урочную деятельность по предметам, не допуская перегрузки ребенка. Проведение занятий повысит познавательный интерес к учебному материалу, обеспечит развитие ребенка, повлияет на воспитание положительных качеств личности. При обучении используются новые типы деятельности:  исследование,  конструирование  игры в целях формирования деятельностных способностей ребёнка.
Учебный план индивидуального обучения на дому

Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1996 года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Совокупность учебных предметов, выбрана для освоения учащейся из учебного плана МОБУ «Волховская городская гимназия №3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» г. Волхова, составленного на основе Федерального базового учебного плана.
Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих

образовательных задач:
 обеспечить базовое образование;  реализовать систему развивающего обучения. Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями регионального базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме.
IV.
Трудности при овладении письмом обучающимися с ДЦП связаны с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен, за счет слабости мышц, расстройстве мышечного тонуса, насильственных движений, отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие обучающиеся при письме держат ручку неправильно, чаще в кулаке, а письмо выполняется за счет движения всей руки, это приводит к тому, что дети пишут медленно и неразборчиво. Учителю необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Коррекция мелкой моторики рук, должна продолжаться на всем этапе обучения в начальной школе. У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координацией, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны сложению целого из частей, не соблюдают линейки в тетрадях.
Методические особенности обучения

письму детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю необходимо помнить о соблюдении следующих условий:  Правильная посадка при письме.  Постановка руки.  Ориентировка на странице тетради в строке и клетке.
 Правильное движение руки по строке.  Штриховка.  Обведение лекал, шаблонов.  Графические упражнения.  Письмо элементов строчных букв. А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка и вне занятий. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.
1 .
Для обучения письму необходимо сформировать готовность руки.
2.
Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т.д.
3.
Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ребёнку удобнее выполнять письменные работы.
4.
Варьировать объем и формы выполнения письменных работ таким образом, чтобы ребенок успевал, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков. Для проверки устного счета по математике форма задания печатается шрифтом № 28. Увеличивается время для выполнения заданий в комплексных работах (до двух дней).
5.
Оценка работ должна производиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
6.
Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Это упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами. Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них название, понятное детям.
7
. Начинать урок письма можно с самомассажа
.

8 .
Вводить в состав урока физкультминутки, включающие речевые пальчиковые игры.
9.
Выполнять посильные домашние поручения.
V.

О д н а

и з

г л а в н ы х

з а д а ч

к о р р е к ц и о н н о й

р а б о т ы :
развитие мелкой моторики мышц кисти руки с целью дальнейшего овладения письмом.
Планируемые результаты коррекции:
1. Принятие ребенком с ОВЗ социальной роли ученицы, осознание личностной значимости обучения. 2. Создание комфортного самоощущения от учебного процесса. 3. Формирование хватательной функции кисти, правильное удержание ручки при письме, уменьшение движения за счет движения всей руки. 4. Развитие плавного движения кисти при письме. 5. Увеличение силы мышц, стабилизация мышечного тонуса.
6. Коррекция мелкой моторики рук. 7. Формирование зрительно-моторной координацией, т.е. согласованной работы руки и глаза. 8. Дифференциация левой и правой стороны, соблюдение линейки и к л е т к и в т е т р а д я х . 9. Овладение обучающейся умением писать буквы, соединения букв, слова и предложения в соответствии с основной образовательной программой школы. 10.Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать собственные действия.
VI. Алгоритм организации обучения

учащихся с ограниченными

возможностями здоровья
1. Получение информации о ребёнке, беседа с родителями, изучение имеющихся документов (истории развития, заключения ПМПК и отдельных специалистов, характеристика ОУ) 2. Правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка, методические рекомендации психолога; логопеда. 3. Участие в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана. 4. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика. В соответствии с особыми образовательными потребностями совместно с родителями были созданы следующие специальные условия для обучения ребёнка: 1. Комната адаптирована, разделена на три зоны: учебную, игровую и зону для занятий лечебной физкультурой. 2. Подобрана специальная мебель. 3. Составлен план занятий с психологом и логопедом, специалистом по лечебной физкультуре. 4. Составлена адаптированная образовательная программа, с учётом особенностей ребёнка, индивидуальный учебный план, включающий занятия рисованием, лепкой, музыкой. 5. Разработаны методические рекомендации по предметам. Главное требование -
соблюдение охранительного режима
. Во время занятий учитывается, что ребёнок владеет только левой рукой. Поэтому важно направление дополнительного освещения с правой стороны и наклон тетради. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, тетрадями, учебными принадлежностями и т.д. Использование во время занятий за столом корректирующего жилета, который помогает поддерживать равновесие. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. У ребенка слабые мышцы спины и формируется сутулость. На спинке стула предусмотрена плотная подушечка, а спереди придвигается стол- крышка, в
котором имеются специальные опоры для рук. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.
VII. Методические рекомендации по обучению письму учащейся

с

двигательными нарушениями
1. Соблюдать индивидуальный стиль общения педагога с ребёнком. Важнейшими профессионально значимыми чертами личности педагога- гуманиста, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, полагаются такие как
милосердное отношение
к ним и желание быть им полезным,
в ы с о к а я

п о л о ж и т е л ь н а я

с а м о о ц е н к а ,

э м п а т и я ,

ответственность

и

внутренний

контроль,

терпение

и

терпимость,

толерантность

к

стрессовым

ситуациям,

уважение

к

личности

проблемного ребенка
. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности. Общение должно быть предельно вежливым, настроение в речи оптимистическим. Надо всегда помнить древнюю заповедь:
«Помни что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».
2. Соблюдать усиленный контроль посадки ребёнка, не допускать перекоса плеч, опущенной головы, сгорбленной спины. В случае необходимости проводить индивидуальную физкультминутку. 3. Обязательно включать в учебную деятельность физминутки, упражнения на дыхание. 4. Включать во время урока речевые пальчиковые игры. Пальчиковую гимнастику с такими детьми нужно проводить ежедневно, 2- 3 раза в день. Они положительно сказываются и на развитии речи. Вот отдельные из них: 
«Здравствуйте!»
Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза. 
«Оса».
Надо выпрямить указательные пальцы обеих рук и вращать ими по кругу со словами: «Вот оса летит, вот оса жужжит». 
«Бег».
Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают. 
«Очки».
Округленные ладошки сжимаются в виде колечка и приставляются к глазам: «Мы сжимаем кулачки, получаются очки». 
«Предметы».
Соединение запястий обеих рук и слегка согнутых ладоней — это мисочка. Прямые ладони, соединенные под углом 45 градусов — крыша, ладони, горизонтально соединенные средними пальцами — мост. 
«Качели».
Руки сжаты в замок. Пальцы рук поочередно поднимаются и опускаются — качаются качели со словами «Вверх, вниз». 5. Урок письма начинать с самомассажа рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая
коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: 1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук. 2. Самомассаж ладоней. 3. Самомассаж пальцев рук. На одном занятии выполняется не более 5-6 у п р а ж н е н и й . 6. Выполнение индивидуальных упражнений по подготовке к письму:  Лепка элементов и букв из пластилина  Составление элементов и букв из карандашей, счётных палочек, верёвочек, мелких камушков и др.  Письмо элементов и букв в воздухе с проговариванием  Письмо на нелинованной бумаге  Разгадывание кроссвордов, сканвордов с целью записи буквы, не выходя за границу клетки. 7. Выполнение упражнений на штриховку. 8. Использование ребёнком специальной ручки для письма левой рукой 9. Работа с шаблонами букв. 10. Включать в работу упражнения на развитие тактильных ощущений элементов букв, соединений. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, учитель должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Ученица вполне способна сама контролировать свои действия. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут ) занятия. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).
VIII.
Динамика коррекционной работы и методических рекомендаций

На первом году
обучения начертания и соединения букв выполнялись неточно, размер букв был различный, некоторые элементы не прописывались до конца. Общее впечатление от написанного – неряшливое.
К концу второго года
обучения девочка научилась писать буквы русского алфавита, соединять их в слоги, писать слова из 3-6 букв, прочесть написанное можно без напряжения.
К

концу

третьего

года
обучения девочка пишет слова из 4-8 букв, прочесть написанное можно без напряжения, почерк становится аккуратным.
К

четвёртому

году
обучения обучающаяся усваивает все учебные предметы в соответствии с основной образовательной программой, правильно держит ручку, очень старается писать красиво, плавно. Скорость письма увеличилась. Может писать под диктовку 3-4 слова, проговаривая их. Осуществляет самоконтроль.
IX.
Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития.
Инклюзия
в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и общественные отношения: труд, общение, развлечения. Таким образом,
инклюзия
- процесс создания условий для благотворного общения и дружбы между детьми. Одна из задач воспитательной работы в моем классе создание доступной и доброжелательной атмосферы, социальное принятие классом ребёнка с инвалидностью. Для решения этой задачи использую в своей работе следующие принципы инклюзивного образования: 1. Дети учатся вместе в обычной школе. 2. Все обучающиеся должны быть успешными! 3. Образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений 4. Для детей с инвалидностью достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 5. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 6. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка. 7. Все люди нуждаются друг в друге 8. Все дети могут активно участвовать во всех мероприятиях. 9. Взгляды и мнения детей становятся важными для окружающих. 10. Каждый человек способен чувствовать и думать 11. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека 12. Поддержка и дружба ровесников усиливает все стороны жизни человека.
«Наш стойкий оловянный солдатик».
На уроке литературного чтения во время анализа сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» задаю вопрос: «Важно ли, что главный герой сказки, солдатик – «не такой как все»?
-
Нет – ответили дети - это не мешало ему быть стойким, мужественным, храбрым, противостоять злу, и конечно любить. Этот солдатик как наша Вика.
Вывод.

При систематической, правильно организованной коррекционной работе, возможно добиться существенного прогресса в формировании навыков письма, самообслуживания, УУД, речевого развития, предметных умений и социальной адаптации обучающейся.
Детский

церебральный

паралич
– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Но ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и своевременно организованной коррекционно- педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается. Описанные в работе методические рекомендации по коррекционной работе обеспечили успешное обучение ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата письму, что создало базу навыков для успешного изучения других учебных предметов. Поставленную задачу коррекционной работы по формированию мелкой моторики кисти руки можно считать выполненной. Умения самоконтроля и самооценки сформированы в соответствии с возрастом. Этот опыт показывает, что при создании специальных образовательных условий ребенок-инвалид с диагнозом ДЦП, может успешно обучаться и социализироваться в обществе.

Литература
1. Российская Федерация Конституция (1993). Конституция Российской Федерации, ст.43,стр. 9, Москва, изд. Просвещение,2015г.,30с. 2. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" , N 273-ФЗ от 29.12.2012, ст.79,стр91-92, Москва,изд.ЭКСМО,2015г 3. Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»: вступил в силу 15 мая 2012 года-37 с Принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года-37 с 4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года 5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года 6. ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847 7. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика, М.: Улисс, 1994. — 196 с. 8. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГПУ ,1997 9. Астрахан Д.Х. раздел 7.1. Трудности развития детей: виды, характеристика,. Коррекционные подходы: учебное пос. – Иркутск 2001 10. Бадалян Л.О. Детская невралгия – М.: Медицина, 1984 11. Беляева Т.С. Коррекционные упражнения, используемые во время физкультурной паузы на занятиях со школьниками больными ДЦП // Дефектология № 2, 1990 12. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, - М.; Медицина, 1986 13. Гуровец Г.В. Реабилитация психомоторных нарушений на занятиях ЛФК // Дефектология № 1, 1999 14. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – Сп.б.; Дельта, 1997 15. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у учащихся с ДЦП // Дефектология № 4, 1984 16. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, Медицина, 1979 17. Тингей – Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д.В. Конова – М.; Педагогика, 1988 18. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП, Элиста, АПП. Джонгар, 1999 19. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. - М.: "АСТ Астрель ", 2002. 20. Калмыкова Л.Н. "Здравствуй, пальчик! Как живёшь?" Картотека тематических пальчиковых игр "Учитель", 2015. 13


В раздел образования