Напоминание

Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Филиппова Родика Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на ГМО

«Использование дидактического пособия «Сказочный фартук» в работе

над развитием речи детей младшего дошкольного возраста»

Филиппова Родика Михайловна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Семицветик»

г. Новый Уренгой

2023год

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь»

(Китайская пословица)

«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в

корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной

деятельности дошкольников.

Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их

размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу

приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А

данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу

начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами,

быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их

мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у

детей

интерес

к

постановке,

понимание

сюжета,

даёт

возможность

взаимодействия «актёр – зритель».

Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего,

так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации

основных

линий

развития:

физического,

социально-нравственного,

эмоционально-ценностного,

познавательного,

речевого,

художественно-

эстетического и креативного.

Цель

пособия:

развитие

связной

речи,

элементарных

математических

представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.

Задачи:

1.

Научить

отражать

содержание сказок

в

играх,

драматизациях,

театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации,

характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей

2.

Развивать

у

детей

эмоциональную

отзывчивость,

внимание,

любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх;

3.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть

дружно, вместе, не ссориться.

Дидактическое

пособие

«Сказочный

фартук»

предназначено

для

использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также

рассматриваются в контексте реализации основных линий развития:

Физического;

социально-нравственного;

эмоционально-ценностного;

познавательного;

речевого;

художественно-эстетического;

креативного.

Пособие «Сказочный фартук» реализует принципы развивающего обучения и

воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Работа с дидактическим пособием формирует активное, творческое поведение

детей в разных видах деятельности:

коммуникативная;

двигательная;

игровая;

музыкально-художественная;

познавательная.

В

процессе

«фартуковой»

театрализованной

деятельности

педагог

имеет

возможность

упражнять

детей

в

постановке

вопросов,

сравнивании,

рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит

постепенному переходу сказки в рассказ, составлению новой сказки, определении

в художественном произведении добра и зла и т.п.

В младшем дошкольном возрасте при проведении занятий по художественной

литературе, театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как

метод организации.

Использование пособия в ДОУ способствует развитию у воспитанников умения

обобщать услышанное и увиденное; комментировать, прививает умение видеть

новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности,

корректировать

собственное

поведение,

перевоплощаться;

формирует

любознательность.

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не

выпустить

из

рук

и

сердца

моральный,

эмоционально-ценностный,

коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания,

умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия

будут

полезны

педагогам

дошкольных

образовательных

организаций

для

овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с

детьми младшего дошкольного возраста с использованием «нетрадиционного

пособия» - «сказочный фартук». Данное дидактическое пособие, способно в

игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность,

пространственное

воображение,

логику,

мышление,

самостоятельность,

инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а

также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно

использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и

расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно

как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4

ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности.

Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по

картинкам, установление логической последовательности событий, составление

предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.

Характеристика дидактического пособия.

Данное пособие представляет собой:

Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно,

на

который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из бумаги, фетра,

пальчиковый театр.

Игровой материал: Картинки (пальчиковый театр) с героями сказок «Репка»,

«Теремок», «Колобок», картинки деревьев.

Материалы: фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра,

сказочные персонажи (пальчиковый театр).

Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.

1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука, на которой хорошо бы

держались картинки.

2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.

3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки, либо к пальчиковому театру

пришиваем липучку.

4.

Приклеиваем

кусочки

ткани (фланели) на

вырезки.

Можно

также

воспользоваться и бархатной бумагой.

5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку.

Фартук используется для инсценирования различных сказок.

Включает в себя упражнения или игры

1. «Расскажи сказку «Репка»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного

народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно

фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови ласково героев сказки»

Репка — репонька.

Дед — дедушка.

Бабка — бабушка.

Внучка — внученька.

Собака — собачка.

Кошка — кошечка.

Мышь — мышка.

2. «Кто за кем»

Цель: развитие элементарных математических представлений: сначала, потом,

первый, второй, последний.

Задачи:

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать наглядное мышление,

3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.

Ход игры.

Воспитатель

просит

разместить

героев

в

определенной

последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку,

а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое

понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия,

начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку —

последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.

3. «Расскажи сказку «Теремок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного

народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно

фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик-попрыгайчик

Волк – зубами щелк

Лисичка-сестричка…

3. «Расскажи сказку «Колобок»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного

народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Воспитатель: - Послушайте загадку.

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно

фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Спеть песенку Колобка»

4. «Найди лишнее»

Цель: развитие внимания и развитие связной речи.

Задачи:

Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных

сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.

5. «Помоги показать сказку»

Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной

речи.

Задачи:

Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую

моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и

предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или

звукоподражания.

Как ходит медведь?

Как мышка пищит?

Покажите, как прыгает зайчик?

Предполагаемый результат.

педагоги:

овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с

детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

дети:

- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности,

пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

- развитие мимики, жестов, движения.

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.



В раздел образования