Автор: Филиппова Родика Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Выступление на ГМО
«Использование дидактического пособия «Сказочный фартук» в работе
над развитием речи детей младшего дошкольного возраста»
Филиппова Родика Михайловна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Семицветик»
г. Новый Уренгой
2023год
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь»
(Китайская пословица)
«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в
корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной
деятельности дошкольников.
Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их
размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу
приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А
данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу
начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами,
быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их
мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у
детей
интерес
к
постановке,
понимание
сюжета,
даёт
возможность
взаимодействия «актёр – зритель».
Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего,
так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации
основных
линий
развития:
физического,
социально-нравственного,
эмоционально-ценностного,
познавательного,
речевого,
художественно-
эстетического и креативного.
Цель
пособия:
развитие
связной
речи,
элементарных
математических
представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.
Задачи:
1.
Научить
отражать
содержание сказок
в
играх,
драматизациях,
театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации,
характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей
2.
Развивать
у
детей
эмоциональную
отзывчивость,
внимание,
любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх;
3.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть
дружно, вместе, не ссориться.
Дидактическое
пособие
«Сказочный
фартук»
предназначено
для
использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также
рассматриваются в контексте реализации основных линий развития:
Физического;
социально-нравственного;
эмоционально-ценностного;
познавательного;
речевого;
художественно-эстетического;
креативного.
Пособие «Сказочный фартук» реализует принципы развивающего обучения и
воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Работа с дидактическим пособием формирует активное, творческое поведение
детей в разных видах деятельности:
коммуникативная;
двигательная;
игровая;
музыкально-художественная;
познавательная.
В
процессе
«фартуковой»
театрализованной
деятельности
педагог
имеет
возможность
упражнять
детей
в
постановке
вопросов,
сравнивании,
рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит
постепенному переходу сказки в рассказ, составлению новой сказки, определении
в художественном произведении добра и зла и т.п.
В младшем дошкольном возрасте при проведении занятий по художественной
литературе, театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как
метод организации.
Использование пособия в ДОУ способствует развитию у воспитанников умения
обобщать услышанное и увиденное; комментировать, прививает умение видеть
новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности,
корректировать
собственное
поведение,
перевоплощаться;
формирует
любознательность.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не
выпустить
из
рук
и
сердца
моральный,
эмоционально-ценностный,
коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания,
умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия
будут
полезны
педагогам
дошкольных
образовательных
организаций
для
овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с
детьми младшего дошкольного возраста с использованием «нетрадиционного
пособия» - «сказочный фартук». Данное дидактическое пособие, способно в
игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность,
пространственное
воображение,
логику,
мышление,
самостоятельность,
инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а
также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно
использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и
расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно
как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4
ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности.
Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по
картинкам, установление логической последовательности событий, составление
предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой:
Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно,
на
который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из бумаги, фетра,
пальчиковый театр.
Игровой материал: Картинки (пальчиковый театр) с героями сказок «Репка»,
«Теремок», «Колобок», картинки деревьев.
Материалы: фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра,
сказочные персонажи (пальчиковый театр).
Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.
1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука, на которой хорошо бы
держались картинки.
2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.
3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки, либо к пальчиковому театру
пришиваем липучку.
4.
Приклеиваем
кусочки
ткани (фланели) на
вырезки.
Можно
также
воспользоваться и бархатной бумагой.
5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку.
Фартук используется для инсценирования различных сказок.
Включает в себя упражнения или игры
1. «Расскажи сказку «Репка»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного
народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно
фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови ласково героев сказки»
Репка — репонька.
Дед — дедушка.
Бабка — бабушка.
Внучка — внученька.
Собака — собачка.
Кошка — кошечка.
Мышь — мышка.
2. «Кто за кем»
Цель: развитие элементарных математических представлений: сначала, потом,
первый, второй, последний.
Задачи:
1. Учить ориентироваться в пространстве.
2. Развивать наглядное мышление,
3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.
Ход игры.
Воспитатель
просит
разместить
героев
в
определенной
последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку,
а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое
понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия,
начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку —
последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.
3. «Расскажи сказку «Теремок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного
народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно
фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка
Зайчик-попрыгайчик
Волк – зубами щелк
Лисичка-сестричка…
3. «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного
народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Воспитатель: - Послушайте загадку.
Прямо с полки, за порог
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно
фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Спеть песенку Колобка»
4. «Найди лишнее»
Цель: развитие внимания и развитие связной речи.
Задачи:
Развивают мелкую моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных
сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.
5. «Помоги показать сказку»
Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной
речи.
Задачи:
Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую
моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и
предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или
звукоподражания.
Как ходит медведь?
Как мышка пищит?
Покажите, как прыгает зайчик?
Предполагаемый результат.
педагоги:
овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с
детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;
дети:
- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности,
пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.
- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);
- развитие мимики, жестов, движения.
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.