Напоминание

Влияние игровых технологий на развитие внимания умственно отсталых школьников


Автор: Саприка Ксения Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ школа №8 г.Ейска
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние игровых технологий на развитие внимания умственно отсталых школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние игровых технологий на развитие внимания умственно

отсталых школьников

Повышенный интерес к изучению проблемы умственной отсталости

вызван тем, что количество таких детей ежегодно увеличивается. В связи с

этим остро стоит вопрос о создании специальных условий для максимальной

коррекции нарушений развития при данной патологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего

образования

для

лиц

с

интеллектуальными

нарушениями,

вступивший в силу с 1 сентября 2016 года представляет собой перечень

обязательных

требований

к

реализации

адаптированных

основных

общеобразовательных программ в учреждениях, осуществляющих обучение

детей с умственной отсталостью. Его главной целью является изменение

подхода к обучению таких учащихся и вовлечение в образовательный

процесс всех детей с ограниченными возможностями, не зависимо от тяжести

и структуры дефекта.

Основной

формой

обучения

в

специальных

(коррекционных)

учреждениях являются организованные занятия, ведущая роль на которых

принадлежит взрослым. От правильного выбора методов обучения зависит

качество усвоения программного материала. При этом учитель должен

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Практика

показывает, что умственно отсталым детям свойственна безэмоциональность,

пассивность и инертность, что указывает на необходимость подбора таких

методических приемов, способные заинтересовать каждого ребенка и могли

бы привлечь его внимание. Педагогу необходимо вести работу по созданию

положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности у

детей с интеллектуальными нарушениями. Поскольку в младшем школьном

возрасте у умственно отсталых детей игровая деятельность является

ведущей, то эффективным методом достижения вышеуказанной цели

является применение игровых технологий.

Понятие «игровые технологии» представляет собой комплекс методов и

приемов, применяющих игровые средства для организации образовательного

и воспитательного процесса. Игровые технологии реализуют одновременно

две цели: познавательную и игровую. В процессе игры дети легче усваивают

материал, игра способствует смягчению перехода от одной ведущей

деятельности к другой, а также получению представлений об окружающей

действительности. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована.

На

первый

план

выходит

стремление

ребенка

играть,

выполнять

определенные

игровые

действия,

что

является

мотивом

выполнения

обучающей задачи, поэтому условием достижения игровой цели становится

усвоение программного материала.

По мнению Л.С. Выготского, игра является пространством «внутренней

социализации» ребенка, способствующим усвоению социальных установок.

Он писал, что, переходя в школу игра пропитывает собой всю деятельность

ученика и имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в

труде. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является одним

из

эффективнейших

способов

развития

ребёнка,

формирования

его

познавательной сферы, в том числе, формирования свойств внимания.

Но педагогические игровые технологии необходимо отличать от

обычной детской игры, поскольку педагогическая игра обладает четко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом,

которые

характеризуются

учебно-познавательной

направленностью. По-другому такие игры называют дидактическими, т.е.

обучающими. Но для младших школьников с нарушением интеллекта

образовательно-воспитательное значение реализуется через игровую задачу,

правила и действия. Дидактические игры представляют переход к неигровой

деятельности, которую они подготавливают и способствуют развитию

познавательной деятельности, мыслительных операций и психических

процессов, в том числе внимания.

Впервые

системы

дидактических

игр

были

разработаны

М.

Монтессори, Ф. Фребелем для дошкольного воспитания, О. Декроли – для

начального обучения. Изначально в начальной школе игры использовались

как средства отдыха от учебных занятий, позднее игры использования как

средство активизации учебного процесса не только в начальных, но и в

средних классах. С введением обучения с шестилетнего возраста в учебно-

воспитательном процессе практиковалось использование дидактических игр,

которые и в настоящее время расширяют свободу действий учителя,

повышают

гибкость

обучения,

выражают

возможности

и

высокий

воспитательный потенциал. Игровые технологии можно применять на всех

ступенях обучения.

В.Ф. Мачихина считает, что к уровню развития произвольного

внимания обучающихся с умственной отсталостью учебная деятельность

предъявляет высокие требования, поэтому одной из главных задач учителя

является развитие всех свойств внимания. Она отмечает, что учебная

деятельность играют особую роль в развитии внимания младших школьников

с нарушением интеллекта, так как внимание и его свойства наиболее

интенсивно

развиваются

именно

под

руководством

учителя

в

образовательной деятельности.

Непроизвольное и произвольное внимание развивается во всех видах и

на всех этапах обучения: на уроке, в процессе самостоятельной работы, во

внеучебной деятельности. Эффективной формой обучающего воздействия

взрослого

на

умственно

отсталого

младшего

школьника

является

дидактическая игра.

В нашей стране проблемы руководства дидактическими играми нашли

были рассмотрены в исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.,

в которых изучалось отношение дидактической игры к процессу обучения,

содержательное

наполнение

и

влияние

на

становление

детского

самосознания.

По мнению А.К. Бондаренко, дидактическая игра –

это сложное,

многоплановое, педагогическое явление, являющееся игровым методом,

формой

обучения,

самостоятельной

деятельностью

и

способом

всестороннего воспитания личности ребёнка.

А.И.

Сорокина

рассматривает

дидактическую

игру

способом

воспитания

познавательных

интересов,

развития

познавательных

способностей, расширения, углубления, систематизации представлений детей

об окружающей действительности.

Преднамеренность,

планирование,

наличие

учебной

цели

и

предполагаемого

результата

являются

специфическими

признаками

дидактических

игр.

Время

дидактических

игр

ограничено,

действия

подчинены фиксированным правилам, а педагогически значимый результат

может быть связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой

деятельности в ходе игры.

При

проведении

игры

учитель

является

организатором

двух

существенно различающихся, но взаимосвязанных между собой видов

деятельности – игровой и образовательной. Цель учителя не только достичь

дидактической цели, но и увлечь, заинтересовать, развить самостоятельность

детей.

Умственно отсталых детей необходимо целенаправленно обучать самой

процедуре игры, объяснять правила, содержание, показывать способы

действий, приучать детей в ходе проведения игры к самоконтролю и

взаимоконтролю. Дидактическая игра оказывает развивающее воздействие,

способствуя развитию двигательного аппарата, психомоторики, механизма

идентификации, навыков поведения согласно правилам, сопереживания;

умение

«примерить»

на

себя

чужую

роль,

формированию

умений

планировки, оценки, ориентировки, развитие навыков сотрудничества,

личностных

качеств:

толерантности,

настойчивости,

воспитывая

произвольное поведение.

Дидактическая игра активизирует психические процессы, вызывает у

умственно отсталых учащихся познавательный интерес и является ценным

средством воспитания умственной активности детей. С помощью игровых

технологий дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют

свои

силы,

развивают

умения

и

способности.

Игра

делает

урок

занимательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

рабочий настрой, вовлекает в процесс обучения всех учащихся и облегчает

процесс усвоения знаний.

В.А. Сухомлинский оценивал важную роль игры, способствующую

интеллектуальному развитию. По его мнению, отсутствие игрового процесса

гарантирует неполноценное умственное развитие. Он считал игру огромным

светлым окном, через которое живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире вливается в духовный мир ребенка и искрой,

зажигающей огонек любознательности и пытливости.

В педагогике существует три основных вида дидактических игр:

словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные. Игры с

предметами предполагают использование в них игрушек и реальных

предметов. Эффективность этих игр заключается в решении задач на

сравнение, классификацию, установление последовательности и знакомстве

со свойствами предметов и их признаками и оказании положительного

влияния на развитие свойств внимания умственно отсталого школьника.

Игры с предметами способствуют удерживанию в поле зрения одновременно

нескольких предметов, распределения внимания между ними, переключения

внимания в соответствии с правилами. Настольно-печатные игры направлены

на развитие внимания детей с интеллектуальными нарушениями, их

мышления

и

памяти,

формируя

социальные

навыки,

они

являются

интересным и увлекательным занятием, способствующим развитию умения

командных

действий.

Словесные

игры

построены

действиях,

способствующих речевой активности детей. В таких играх с опорой на уже

имеющиеся представления о предметах дети углубляют знания о них, и

учатся применению ранее приобретённых знаний в новых условиях. Детьми

самостоятельно решаются разнообразные мыслительные задачи; описание

предметов, выделяя их характерные признаки; узнавание предметов по

описанию. Решение задач, поставленных перед детьми во всех видах

дидактических

игр,

требует

умения

осмыслить

правила,

определить

последовательность

действий,

проявить

сосредоточенность

внимания,

умственного усилия, преодолеть трудности. Е.А. Стребелева и А.А. Катаева в

своих работах рассматривали применение игровых технологий как способа

развития детей с интеллектуальными нарушениями. По мнению А.Н.

Смирновой одним из самых эффективных способов формирования внимания

детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является

игра, которая в разных формах способствует созданию положительной

мотивации к обучению, активизировать мыслительную деятельность и

внимание.

По характеру педагогического процесса дидактические игры бывают:

обучающие, тренинговые, обобщающие, познавательные, воспитательные и

развивающие. Для развития произвольного внимания в младшем школьном

возрасте у умственно отсталых детей большое значение имеет обучающая

игра, имеющая задачу, правила, действия и требующая сосредоточенности.

Под влиянием игровых технологий внимание ребёнка достигает достаточно

высокой степени развития, процесс психического развития детей становится

наиболее эффективным, способствует дальнейшей социализации и более

успешному усвоению программного материала, а также создает оптимальные

условия для развития личности ребёнка [12].

Эффективность игровых

технологий

обусловлена

отбором

и

продумыванием

программного

содержания,

чётким

определением

задач,

роли

в

коррекционно-

образовательном

процессе,

сочетание

с

другими

формами

обучения.

Выбранные

игровые

технологии

должны

способствовать

развитию

и

поощрению познавательной активности, самостоятельности и инициативы

детей, обеспечивать доброжелательные отношения между обучающимися.

Учитель координирует внимание школьников с умственной отсталостью

словесными

пояснениями,

указаниями,

уточняет

и

корригирует

их

представления, способствует расширению их опыта.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-

упражнения, включающие только отдельные элементы игры. Дидактическая

задача скрыта в сюжетно-ролевых играх и явно выражена в играх-

упражнениях. Дидактическая игра представляют собой единую систему

формирующих воздействий: замысла, правил, действий и включенная в них

умственная задача.

Таким образом, являясь и игровым методом, и формой обучения

дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление, способствующая всестороннему развитию ребёнка с

умственной отсталостью, его личности и психических процессов, в том числе

внимания. При подборе игр важно учитывать индивидуальные особенности

детей.



В раздел образования