Автор: Некрасова Александра Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Опыт проведения серии тренингов по профилактике суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-психолога с детьми подросткового возраста
Тема: Проведение серии тренингов по профилактике суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-психолога с детьми подросткового возраста
Раздел: среднее образование
Опыт проведения серии тренингов по профилактике
суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-
психолога с детьми подросткового возраста
Некрасова А.О.
Педагог-психолог МАОУ «СОШ № 30», г. Северодвинск
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека.
Данный возрастной кризис сталкивает подростка с вопросами о жизни и смерти, о
предназначении, о смысле. Зачастую подростки не готовы к этим вопросам, не имеют
необходимого опыта, чтобы самостоятельно найти ответы. Так же часто в окружении
юного человека не оказывается тех людей, с которыми можно было бы поделиться своими
переживаниями. Более того, бывает и так, что для того, чтобы этими переживаниями
поделиться не находится слов. Таким образом, подросток часто оказывается перед своими
сложными вопросами и чувствами совершенно одиноким.
На данный момент проблема подростковых суицидов стоит особенно остро.
Например, в докладе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за
2021 год сообщается, что число попыток суицида среди несовершеннолетних за
последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных
попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Эти данные говорят о том, что зачастую дети
подросткового возраста не имеют возможности самостоятельно справиться с теми
вызовами, которые ставит перед ними взросление. Тогда помочь им в этом становится
задачей взрослых.
Одним из способов оказания помощи подросткам является тренинговая группа.
Тренинговая группа в данном контексте – это группа, деятельность которой направлена
на формирование и развитие тех внутренних качеств подростка, которые помогут ему
оставаться более жизнестойким и стрессоустойчивым в сложном изменяющемся мире.
Помимо этого, тренинговая группа даёт опыт взаимодействия со сверстниками, так же
задающими себе похожие вопросы. В ходе тренингов подростки получают возможность
получить поддержку не только от ведущего, специалиста-психолога, но и от своих
ровесников, которые знают и чувствуют близкие проблемы изнутри.
Таким образом, в тренинговой группе мы задействуем для получения результата
две
основные
потребности
подросткового
возраста:
потребность
в
общении
со
сверстниками и потребность в наставнике, который укажет направление для собственного
поиска ответов на сложные жизненные вопросы. А поэтому, можно предположить, что
тренинговая группа – один из наиболее эффективных методов работы с детьми
подросткового возраста.
В этой статье мы раскроем наш опыт работы с подростковой группой посредством
серии тренингов, объединенных одной общей целью – профилактика подростковых
суицидов,
развитие
жизнестойкости
и
обучение
навыкам
конструктивного
совладания с кризисными ситуациями.
Нами была проведена тренинговая программа в рамках проекта под названием
«Важен каждый», состоящая из десяти занятий, каждое из которых решает определённые
задачи, работающие на общую цель. Название «Важен каждый» подчёркивает основную
мировоззренческую идею программы и проекта в целом: на тренингах мы создали
пространство, в котором каждый участник мог действительно почувствовать себя
важным, нужным и принятым. Стоит отметить, что доверительная обстановка, созданная
на тренингах, способствовала помимо прочего формированию новых дружеских
отношений между участниками, а также раскрытию их творческих и организаторских
способностей. Например, приятной неожиданностью стала инициатива одной из
участниц: девочка предложила провести для всей группы кино-вечер, а затем
самостоятельно написала статью в городскую молодёжную газету о своём опыте участия в
программе. На наш взгляд, такие результаты наиболее ярко показывают эффективность
проведённой программы.
Далее мы приведём структуру программы и конспект одного из тренингов.
Структура тренинговой программы:
Тренинг 1. «Знакомство»
Цель: создать условия для самораскрытия участников тренинга, создание доверительной
атмосферы.
Тренинг 2. «Мой герб и девиз»
Цель: актуализация внутренних ресурсов участников.
Тренинг 3. «Самоценность и самоуважение»
Цель: развитие чувства самоценности участников, повышение самооценки и уверенности
в себе.
Тренинг 4. Сказкотерапия «Страус»
Цель: обучение новым моделям поведения в кризисных ситуациях,
повышение
уверенности в себе.
Тренинг 5. Мои внутренние ресурсы
Цель: работа с внутренними ресурсами участников.
Тренинг 6. «Эмпатия и поддержка»
Цель: развитие эмпатии и навыков принимать и оказывать психологическую поддержку.
Тренинг 7. «Антитревожность»
Цель: обучение навыкам конструктивного совладания с тревожными мыслями.
Тренинг 8. Сказкотерапия «История Осины»
Цель: повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.
Тренинг 9. «Уникальный человек»
Цель: продолжение работы с самооценкой через осознание собственной ценности и
уникальности.
Тренинг 10. «Завершение»
Цель: подведение итогов, укрепление чувства самоценности.
Конспект девятого тренинга «Уникальный человек»
Цель: продолжение работы с самооценкой через осознание собственной ценности и
уникальности.
Упражнения:
1.
Разминка.
2.
«Солнышко». Ведущий просит участников нарисовать солнце в центре листа
бумаги. Отдельно проговаривается, что у солнца должны быть лучики, сколько
захочется, но чем больше, тем лучше. Затем участникам сообщается следующая
метафора: солнце – это они сами, а лучи – то хорошее, что они дарят этому миру.
Следующая часть упражнения: участники должны подписать каждый лучик каким-
либо добрым словом, комплиментом самим себе. Если у кого-то из ребят эта задача
вызывает затруднение, можно использовать «помощь зала», то есть попросить
остальных участников отметить его сильные стороны. Во время выполнения
упражнения не допускается критика и самокритика.
3.
«Комплимент». Участники по очереди выходят за дверь. В это время все остальные
составляют список комплиментов для вышедшего, красиво оформляют лист. В
конце упражнения каждый участник получает список с добрыми отзывами от
остальных членов группы.
4.
«Уникальный
человек».
Ведущий
предлагает
участникам
заглянуть
в
предварительно подготовленную коробочку, сообщив, что внутри находится
изображение уникального ценного человека, который очень важен в этом мире.
Секрет в том, что внутри коробочки находится зеркало, то есть, каждый участник
видит как ценного и уникального человека самого себя.
5.
Рефлексия, обсуждение.
6.
Завершение в кругу.
Как мы видим, каждый тренинг преследует определённую цель, направленную на
наиболее полную реализацию общей цели. Каждый тренинг так же имеет свою структуру:
разминка, основная часть, завершение.
Разминка – это небольшое упражнение, настраивающее участников на доверительную
атмосферу тренинга. Например, особое ритуальное приветствие, когда каждый участник
должен поздороваться с остальными каким-либо особенным способом.
Завершение – это тоже некий ритуал, который помогает обобщить и заключить
происходившее на тренинге. В нашем случае каждый тренинг завершался добрыми
пожеланиями на предстоящую неделю от каждого из участников остальным.
Опыт проведения данной серии тренингов показывает, что такая форма особенно
эффективна для работы с детьми подросткового возраста.
Материалы статьи подготовлены в рамках реализации социального проекта «Важен
каждый: психологическое сопровождение подростков»,
реализуемого в период с
01.09.2022 по 30.06.2023 гг. при поддержке АНО «Губернаторский центр АО «Вместе мы
сильнее» (заявка № 2022-1-000173).
Список использованной литературы:
1.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Перовой. —
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.
2.
ГоулманДэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и
Фербер, 2017. – 305 с.
3.
Зарипова
Ю.
«Поверь
в
себя.
Программа
психологической
помощи
подросткам», М., 2007. – 105 с.
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. –
СПб.: Издательство «Речь», 2001 – 400с.
5.
Кортни Макавинта, АндреаВандерПлайм. Пер. с англ. Ю. Змеевой. Ты имеешь
значение. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 224 с.
6.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем
школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией
И.В.Дубровиной, М. Издательский центр "Академия", 1995. – 350 с.
7.
Стишенок И.В.«Из гусеницы в бабочку». Психологические сказки, притчи,
метафоры в индивидуальной и групповой работе / И.В. Стишенок – М.:
Генезис, 2016. – 368 с.