Напоминание

Проведение серии тренингов по профилактике суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-психолога с детьми подросткового возраста


Автор: Некрасова Александра Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Опыт проведения серии тренингов по профилактике суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-психолога с детьми подросткового возраста
Тема: Проведение серии тренингов по профилактике суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-психолога с детьми подросткового возраста
Раздел: среднее образование





Назад




Опыт проведения серии тренингов по профилактике

суицидальных и/или самоповреждающих тенденций в работе педагога-

психолога с детьми подросткового возраста

Некрасова А.О.

Педагог-психолог МАОУ «СОШ № 30», г. Северодвинск

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека.

Данный возрастной кризис сталкивает подростка с вопросами о жизни и смерти, о

предназначении, о смысле. Зачастую подростки не готовы к этим вопросам, не имеют

необходимого опыта, чтобы самостоятельно найти ответы. Так же часто в окружении

юного человека не оказывается тех людей, с которыми можно было бы поделиться своими

переживаниями. Более того, бывает и так, что для того, чтобы этими переживаниями

поделиться не находится слов. Таким образом, подросток часто оказывается перед своими

сложными вопросами и чувствами совершенно одиноким.

На данный момент проблема подростковых суицидов стоит особенно остро.

Например, в докладе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за

2021 год сообщается, что число попыток суицида среди несовершеннолетних за

последние три года увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных

попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Эти данные говорят о том, что зачастую дети

подросткового возраста не имеют возможности самостоятельно справиться с теми

вызовами, которые ставит перед ними взросление. Тогда помочь им в этом становится

задачей взрослых.

Одним из способов оказания помощи подросткам является тренинговая группа.

Тренинговая группа в данном контексте – это группа, деятельность которой направлена

на формирование и развитие тех внутренних качеств подростка, которые помогут ему

оставаться более жизнестойким и стрессоустойчивым в сложном изменяющемся мире.

Помимо этого, тренинговая группа даёт опыт взаимодействия со сверстниками, так же

задающими себе похожие вопросы. В ходе тренингов подростки получают возможность

получить поддержку не только от ведущего, специалиста-психолога, но и от своих

ровесников, которые знают и чувствуют близкие проблемы изнутри.

Таким образом, в тренинговой группе мы задействуем для получения результата

две

основные

потребности

подросткового

возраста:

потребность

в

общении

со

сверстниками и потребность в наставнике, который укажет направление для собственного

поиска ответов на сложные жизненные вопросы. А поэтому, можно предположить, что

тренинговая группа – один из наиболее эффективных методов работы с детьми

подросткового возраста.

В этой статье мы раскроем наш опыт работы с подростковой группой посредством

серии тренингов, объединенных одной общей целью – профилактика подростковых

суицидов,

развитие

жизнестойкости

и

обучение

навыкам

конструктивного

совладания с кризисными ситуациями.

Нами была проведена тренинговая программа в рамках проекта под названием

«Важен каждый», состоящая из десяти занятий, каждое из которых решает определённые

задачи, работающие на общую цель. Название «Важен каждый» подчёркивает основную

мировоззренческую идею программы и проекта в целом: на тренингах мы создали

пространство, в котором каждый участник мог действительно почувствовать себя

важным, нужным и принятым. Стоит отметить, что доверительная обстановка, созданная

на тренингах, способствовала помимо прочего формированию новых дружеских

отношений между участниками, а также раскрытию их творческих и организаторских

способностей. Например, приятной неожиданностью стала инициатива одной из

участниц: девочка предложила провести для всей группы кино-вечер, а затем

самостоятельно написала статью в городскую молодёжную газету о своём опыте участия в

программе. На наш взгляд, такие результаты наиболее ярко показывают эффективность

проведённой программы.

Далее мы приведём структуру программы и конспект одного из тренингов.

Структура тренинговой программы:

Тренинг 1. «Знакомство»

Цель: создать условия для самораскрытия участников тренинга, создание доверительной

атмосферы.

Тренинг 2. «Мой герб и девиз»

Цель: актуализация внутренних ресурсов участников.

Тренинг 3. «Самоценность и самоуважение»

Цель: развитие чувства самоценности участников, повышение самооценки и уверенности

в себе.

Тренинг 4. Сказкотерапия «Страус»

Цель: обучение новым моделям поведения в кризисных ситуациях,

повышение

уверенности в себе.

Тренинг 5. Мои внутренние ресурсы

Цель: работа с внутренними ресурсами участников.

Тренинг 6. «Эмпатия и поддержка»

Цель: развитие эмпатии и навыков принимать и оказывать психологическую поддержку.

Тренинг 7. «Антитревожность»

Цель: обучение навыкам конструктивного совладания с тревожными мыслями.

Тренинг 8. Сказкотерапия «История Осины»

Цель: повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности.

Тренинг 9. «Уникальный человек»

Цель: продолжение работы с самооценкой через осознание собственной ценности и

уникальности.

Тренинг 10. «Завершение»

Цель: подведение итогов, укрепление чувства самоценности.

Конспект девятого тренинга «Уникальный человек»

Цель: продолжение работы с самооценкой через осознание собственной ценности и

уникальности.

Упражнения:

1.

Разминка.

2.

«Солнышко». Ведущий просит участников нарисовать солнце в центре листа

бумаги. Отдельно проговаривается, что у солнца должны быть лучики, сколько

захочется, но чем больше, тем лучше. Затем участникам сообщается следующая

метафора: солнце – это они сами, а лучи – то хорошее, что они дарят этому миру.

Следующая часть упражнения: участники должны подписать каждый лучик каким-

либо добрым словом, комплиментом самим себе. Если у кого-то из ребят эта задача

вызывает затруднение, можно использовать «помощь зала», то есть попросить

остальных участников отметить его сильные стороны. Во время выполнения

упражнения не допускается критика и самокритика.

3.

«Комплимент». Участники по очереди выходят за дверь. В это время все остальные

составляют список комплиментов для вышедшего, красиво оформляют лист. В

конце упражнения каждый участник получает список с добрыми отзывами от

остальных членов группы.

4.

«Уникальный

человек».

Ведущий

предлагает

участникам

заглянуть

в

предварительно подготовленную коробочку, сообщив, что внутри находится

изображение уникального ценного человека, который очень важен в этом мире.

Секрет в том, что внутри коробочки находится зеркало, то есть, каждый участник

видит как ценного и уникального человека самого себя.

5.

Рефлексия, обсуждение.

6.

Завершение в кругу.

Как мы видим, каждый тренинг преследует определённую цель, направленную на

наиболее полную реализацию общей цели. Каждый тренинг так же имеет свою структуру:

разминка, основная часть, завершение.

Разминка – это небольшое упражнение, настраивающее участников на доверительную

атмосферу тренинга. Например, особое ритуальное приветствие, когда каждый участник

должен поздороваться с остальными каким-либо особенным способом.

Завершение – это тоже некий ритуал, который помогает обобщить и заключить

происходившее на тренинге. В нашем случае каждый тренинг завершался добрыми

пожеланиями на предстоящую неделю от каждого из участников остальным.

Опыт проведения данной серии тренингов показывает, что такая форма особенно

эффективна для работы с детьми подросткового возраста.

Материалы статьи подготовлены в рамках реализации социального проекта «Важен

каждый: психологическое сопровождение подростков»,

реализуемого в период с

01.09.2022 по 30.06.2023 гг. при поддержке АНО «Губернаторский центр АО «Вместе мы

сильнее» (заявка № 2022-1-000173).

Список использованной литературы:

1.

Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Перовой. —

М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

2.

ГоулманДэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и

Фербер, 2017. – 305 с.

3.

Зарипова

Ю.

«Поверь

в

себя.

Программа

психологической

помощи

подросткам», М., 2007. – 105 с.

4.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. –

СПб.: Издательство «Речь», 2001 – 400с.

5.

Кортни Макавинта, АндреаВандерПлайм. Пер. с англ. Ю. Змеевой. Ты имеешь

значение. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 224 с.

6.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем

школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией

И.В.Дубровиной, М. Издательский центр "Академия", 1995. – 350 с.

7.

Стишенок И.В.«Из гусеницы в бабочку». Психологические сказки, притчи,

метафоры в индивидуальной и групповой работе / И.В. Стишенок – М.:

Генезис, 2016. – 368 с.



В раздел образования